logo search
сборник конференции по студ

Студент как гармонично развитая личность

Ю.И. Евсеев РИФКиС (ф-л КГУФКСТ)г. Ростов-на-Дону, Россия

Интеллект, на высших уровнях его развития, сегодня рассматривается как способность к нетрадиционному, творческому мышлению, нахождению новых возможно­стей решения проблем. Человеческий интеллект динами­чен, обладает способностью улучшаться и ухудшаться, что зависит от умственных способностей самого человека. Внутренняя структура интеллекта характеризуется гар­монично организованными, слитыми в единое целое для действия уровнями, одновременно являющимися и фор­мами существования интеллекта: здравый смысл, рассу­док, разум.

Нет единого мнения среди психогенетиков в вопросе, является ли интеллект врожденной способностью или определяется влиянием окружающей среды, обучением, воспитанием, эрудицией. Одни считают, что умственные способности на 10% определены генофондом и на 20%- социальной сферой. Другие - на 75% - наследственно­стью, 25% - средой (13% - влияние внутрисемейных фак­торов, 12% - межсемейных). Большинство ученых едины в том, что формирование интеллекта проходит под влия­нием двух основных факторов: наследственности и соци­альной среды, что рождает новое качество мышления - человеческий интеллект, реализация которого в социаль­ной жизни возможна при наличии нижеследующих со­ставляющих интеллектуальный потенциал личности [3].

  1. Физическое, психическое и духовное здоровье. Уверенность в своих силах. Критичность к себе.

  2. Здравый смысл. Желание и умение постоянно учиться, в том числе и на подсознательном уровне.

  3. Активное использование алгоритмов умственной деятельности, владение техникой быстрого чтения, развитое внимание и память.

  4. Профессионализм и компетентность в конкретной области знании. Развитое логическое мышление.

  5. Развитие воображения и интуиции. Способность к парадоксальному мышлению.

  6. Трудолюбие. Высокий уровень обязательности.

  7. Развитая рефлексия - умение видеть события и се­бя со стороны, коммуникабельность и открытость в общении.

Существует четыре основных разновид­ностей, типов ума [1,4]:

Концептуальный - присущ человеку, способному ре­шать логические, математические, лингвистические задачи.

Социальный - проявляется в межличностных отноше­ниях, устанавливающих иерархию целей и ценностных ориентации.

Эстетический - нацелен на восприятие форм, игнори­руя причины и практическую значимость.

Технологический (рабочий) - позволяет представить конечные результаты и технические возможности, силы, средства (включая и собственную мускульную энергию) для выполнения конкретного вида деятельности.

Доказано, что умственная деятельность (учебно-трудо- вая студентов относится именно к этой категории) сопро­вождается различными изменениями функционального состояния органов и систем организма. Так, мозговая ткань использует больше кислорода, чем другие ткани тела, около 20% (из расчета средний вес человека - 70 кг, вес головного мозга - 1,5-2 кг, т.е. 2-3% от веса тела), т.е. 40-50 см1 в одну минуту. Суточный расход энергии при умственной работе в средних пределах равен 2 800-3 000 ккал. По сравнению с расходом энергии в состоянии покоя некоторые виды умственного труда требуют повышения энергозатрат: чтение сидя «про себя» - на 16%, вслух - на 48%, слушание лекций, выполнение (стоя) практических, лабораторных заданий - на 46%, чтение лекций (стоя), доклады - на 94%.

Естественно, что важнейшими факторами были, есть и будут познание самого себя и самосовершенствование, самоформирование своего «эго» - «я». Исходя из выше изложенного рекомендуется:

    1. знать особенности функционирования своего орга­низма и отдельных его систем под влиянием заня­тий физическими упражнениями, спортом в раз­личных условиях внешней среды;

    2. уметь диагностировать состояние своего организма и отдельных его систем, вносить необходимую кор­рекцию в их развитие средствами физической культуры и спорта;

    3. уметь и обрести навыки рационально адаптировать физкультурно-спортивную деятельность к инди- нидуальным особенностям организма, условиям труда, быта, отдыха и дифференцировать исполь­зование средств физической культуры и спорта с учетом отмеченных особенностей. Все это будет способствовать формированию мотива- ционно-ценностнрго отношения к физической культуре, установке на здоровый образ жизни, потребности в ре­гулярных занятиях физическими упражнениями и спор­том.

Литература

      1. Виленский М.Я. Физическая культура в научной орга­низации труда студентов. М., 1998-2005.

      2. Евсеев Ю.И. Основы гигиены и самоконтроля. Ростов н/Д, 1998-2002.

      3. Евсеев Ю.И. Физическая культура. Ростов н/Д.: Фе­никс, - 2010.

      4. Кроль В.М. Психофизиология человека. СПб., 2003.

      5. Курамшин Ю.Ф., Попов В.И. Теория и методика фи­зической культуры. СПб., 1999.