logo search
сборник конференции по студ

Физическое развитие в системе ценностных ориентаций студентов

Р.А.Гумеров Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов г.Набережные Челны, Россия

Модернизация образования и связанные с ней общественные процессы и явления привели к изменению социального заказа на выпускников высших учебных заведений. Среди современных требований к личности выпускника, определяющих уровень общей и профессиональной культуры, отмечается и необходимость формирования и основ физической культуры. Однако традиционный «нормативный» подход без формирования у студента мотивов овладения физической культурой, без практических основ организации здорового образа жизни, может привести к нарушению представлений о роли и месте физической культуры в профессиональном становлении будущих специалистов социально-педагогического профиля.

Данная проблема приводит к необходимости переосмысления целей физического воспитания в вузе, так как отметила еще в 1992 г. Л.И. Лубышева, «... не происходило главного - обращения сознания студента к пониманию и принятию физической культуры как жизненно важной ценности» [4, с.10].

Следствием происходящих в политической, экономической, культурной, духовной сферах общества радикальных изменений, является изменение структуры ценностей молодого поколения. Постоянный интерес к изучению мотивационно-ценностной сферы студенческой аудитории связан с тем, что формирующиеся ценностные приоритеты становятся основой для новой социальной структуры российского общества. Кроме того, именно студенчество как социальная группа, является наиболее восприимчивой и чутко реагирующей на любые общественные изменения, что дает возможность выяснить степень адаптации молодого поколения к новым социальным условиям, определить их инновационный потенциал, отношение к происходящему. Исследование иерархии жизненных ценностей личности, разделяемую членами одной социальной группы – студентов, дает возможность прогнозировать будущее российского общества, основой которого должны стать образованные, компетентные и здоровые специалисты.

Значимость данного исследования заключается в возможности выявления ценностных ориентаций студентов, цель исследования – определение места и отношения к физическому развитию в структуре ценностных ориентаций современного студента.

В сентябре 2011 года, было проведено изучение структуры ценностей студентов 1 курса Набережночелнинского института социально-педагогических технологий и ресурсов. В исследовании приняли участие 87 человек. Количественно-процентный состав данной группы характеризуется следующим соотношением: юноши 13,4% от объёма выборки, девушки - 86,6 %.

Для проведения исследования была составлена анкета, основу которой составила методика «Ценностные ориентации» М.Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. В анкете обозначались девять терминальных ценностей, или убеждений в том, что какая - то конечная цель существования индивида стоит того, чтобы к ней стремиться [5]. Десятая ценность – физическое развитие - была добавлена исходя из специфики исследования.

Итогом данного исследования явились следующие эмпирические данные, представленные в таблице.

Таблица

Результаты исследования ценностных ориентаций студентов

Ценности

М ± σ

Ранг

1

ЗДОРОВЬЕ

(физическое и психическое)

1.5 ± 0.8

I

2

ДРУЖБА, ОБЩЕНИЕ (наличие хороших и верных друзей)

3.3 ± 2.5

II

3

ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ

3.7 ± 3.06

III

4

ПОЗНАНИЕ (работа над собой, совершенствование)

4.1 ± 2.9

IV

5

МАТЕРИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ (отсутствие материальных затруднений)

4.3 ± 2.9

V

6

ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРИЗНАНИЕ (личные достижения, уважение окружающих)

4.4 ± 3.14

VI-VII

7

СВОБОДА (индивидуальность, независимость, самостоятельность)

4.4 ± 3.02

VI-VII

8

РАЗВЛЕЧЕНИЯ (приятное, необременительное времяпровождение, отсутствие обязанностей)

5.2 ± 3.2

VIII

9

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

5.3 ± 2.8

IX

10

ТВОРЧЕСТВО (возможность творческой деятельности)

6.7 ± 3.2

X

Полученные, в результате анкетирования, данные свидетельствуют, что в системе терминальных ценностей испытуемых наиболее высокий ранг значимости занимают здоровье, дружба, общение, материальное благополучие. Подтверждение этому описывается многими авторами, которые отмечают отличия современного российского социума от западного в большей ориентации россиян на базовые материалистические ценности [1; 2; 3]. Присутствие в этом ряду таких ценностей как духовное развитие и познание может объясняться сильной заинтересованностью первокурсников в получении высшего образования.

Большое значение среднеквадратичного отклонения свидетельствует о разнородности выборки. Это объясняется тем, что исследовались студенты первого курса на начальном этапе обучения в институте, представляющие различные социальные слои, и ещё не образовавшие единую социальную группу – студенчество.

Такие ценности, как физическое развитие и творчество, занимают в иерархии ценностей последние места.

Наибольшая значимость в системе терминальных убеждений ценности здоровье объясняется тем, что она является базовой, распространенной ценностью, передающейся из поколения в поколение. Архетип безопасности и стремления к здоровью наследуем человеком [6]. Однако очень низкий (девятый) ранг ценности физическое развитие не согласуется с вышесказанным. При последующей беседе с испытуемыми было установлено, что понятие «здоровье» они раскрывали как «отсутствие болезней». Это может свидетельствовать о неразвитости понятия о здоровье, здоровом образе жизни и связи с физическим развитием, физической культурой и спортом. Почти полное отсутствие стремления к физическому развитию в сфере ценностных ориентаций студентов возникло как результат недостаточного внимания к этой области в процессе школьного и семейного воспитания и требует существенных затрат дополнительного времени и значительных усилий преподавателя вуза.

Библиографический список

  1. Вершинина Н.А. Трансформация системы ценностных ориентаций студенчества / Н.А. Вершинина//Ломоносовские чтения. - 2002. - Т. 1.- Режим доступа: http://lib.socio.msu.ru/l/library.

  2. Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества: Деятельностно-структурная концепция / Т.И. Заславская. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Дело, 2003.- 568с.

  3. Лисовский, В.Т. Ценности жизни и культуры современной молодежи (социологическое исследование) / В.Т. Лисовский. Материалы научной сессии. Серия «Мыслители». Выпуск 1. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. – С. 40-44.

  4. Лубышева Л.И. Концепции формирования физической культуры человека/ Л.И. Лубышева. - М.: ГЦОЛИФК, 1992. - 123с.

  5. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум / Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 704с.

  6. Юнг К. Психология бессознательного/ К.Юнг - М., 1996.