logo search
сборник конференции по студ

Формирование компетенции использования информационных технологий в профессиональной подготовке студентов факультета физической культуры Лищук и.В. Доцент, кандидат педагогических наук

Анализ литературы по проблеме подготовки специалистов по физической культуре указывает на недостаточность применения современных информационных технологий в процессе преподавания дисциплин специализаций [1,2,4]. Таким образом, потребность в формировании компетенции использования информационных технологий в профессиональной подготовке студентов факультета физической культуры является актуальной.

Происходящее внедрение информационных технологий во все сферы деятельности человека должно сопровождаться существенными изменениями в педагогической теории и практике. Актуальность использования информационных технологий в образовательном процессе студентов факультетов физической культуры обусловлена и социальной потребностью в повышении качества образования, практической потребностью в использовании в высших образовательных учреждениях современных информационных технологий.

В настоящее время Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта развивается по пути становления новой системы образования, ориентированной на двухуровневую структуру. Так уже с первого семестра бакалавриата студенты факультета физической культуры и спорта изучают дисциплину "Информатику" в объеме 140 часов. Предусматривается формирование компетенций "ОК-15" (студент должен овладеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией) и компетенции "ОК-14" (студент способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны). В то же время современный специалист должен уметь и анализировать каждую конкретную ситуацию, самостоятельно ставить перед собой задачи, выделять среди них главные и второстепенные, уметь принимать решения и выполнять поставленные задачи, а не ждать готовых «рецептов». Исходя из сказанного, мы видим одну из задач перестройки высшей школы, заключающейся в формировании компетенций использования информационных технологий в профессиональной подготовке студентов. Эта задача привела к постановке проблемы исследования: какое научно-методическое обеспечение профессиональной подготовки специалистов позволит сформировать компетенции использования информационных технологий?

Теоретической основой научно-методического обеспечения профессиональной подготовки специалистов по физической культуре с использованием информационных технологий являются традиционные категории понимания сущности процесса обучения: цели, содержание, формы, методы, средства обучения. Определение целей обучения (чему и для чего?) должно способствовать отбору содержания (что?), организации учебного процесса (как?), методов и средств обучения (при помощи чего?). Эти критерии в их комплексном применении определяют сущность научно-методического обеспечения профессиональной подготовки.

В исследовании представлено научно-методическое обеспечение профессиональной подготовки с использованием информационных технологий, включающую в себя следующие компоненты: целевой, содержательный, процессуальный и контрольно-диагностический.

Целевой компонент профессиональной подготовки специалистов по физической культуре с использованием информационных технологий включает номенклатуру целей, ориентирующих на формирование компетенций использования информационных технологий:- повышение качества знаний основ информационных технологий; - повышение умения ориентироваться и целесообразно использовать информационные технологии при решении профессиональных задач;- повышение уровня мотивации и направленности видов информационных технологий.

Главная цель профессиональной подготовки специалистов по физической культуре с использованием информационных технологий – формирование компетенций использования информационных технологий.

Содержательный компонент научно-методического обеспечения включает в себя непосредственно содержание представленное программами учебной дисциплины «Информатика», которая построена на знаниях о методологии, принципах и подходах применяемых в обучении. Главную идею построения содержания программы выражает дифференциальный подход и заключается в том, чтобы будущий специалист в результате профессиональной подготовки получал не только широкий диапазон знаний, умений и навыков, но и реализовал себя как личность, профессионал в будущей деятельности. В исследовании дифференцированный подход применяется на основе видов профессиональной деятельности, по специализациям. Это находит отражение, как в отборе содержания, так и в формах занятий.

Методическое обеспечение данной подготовки построено на дифференциации практического содержания лабораторного практикума согласно специализациям и видам профессиональной деятельности: «Теория и методика физического воспитания»; «Физкультурно-оздоровительные технологии»; «Менеджмент в сфере физической культуры» (на примере дисциплин «Информатика», «Теория и методика физической культуры», «Менеджмент в сфере физической культуры» и «Адаптивная физическая культура»). Практические задания лабораторного практикума предусматривали работу с текстами, таблицами, схемами учитывая специализации, межпредметные связи и наполнялись небольшим теоретическим объемом дисциплин спортивной направленности.

Процессуальный компонент профессиональной подготовки реализуется через конструирование содержания и отражает формы, методы и педагогические условия. В организации образовательного процесса целесообразны такие формы и методы как: тестирование, метод теоретического анализа и обобщения, моделирование ситуаций, обработка и использование информации, педагогическое наблюдение, создание проекта к научной работе по тематике профессиональной направленности, поиск, обучающие компьютерные программы, тренажеры, презентации в «Power Point», «Publisher» и др.

Студенты, работая над созданием своих проектов, овладевают новыми информационными технологиями и приобретают опыт творческой деятельности, который предусматривает активную познавательную деятельность. Построение такой организации самостоятельной работы студентов побуждает студентов готовиться к каждому занятию, активно работать на нем, постоянно знакомиться с учебной и методической литературой, разрабатывать лабораторные работы и моделировать деятельность, – словом, формировать профессиональные навыки, и как следствие, позволяет более качественно формировать компетенции использования информационных технологий.

Контрольно-диагностический компонент профессиональной подготовки специалистов предусматривает оценку эффективности научно-методическое обеспечения.

Анализ литературы позволил выбрать и обосновать критерии, уровни оценки эффективности научно-методического обеспечения: гностический (знание основ информационных технологий), технологический (умения, навыки и осознанное использование информационных технологий), мотивационный (мотивы и направленность при выборе тех или иных видов информационных технологий), эмоциональный (тревожность и усталость при работе за компьютером).

Таким образом, построенная на основе педагогического проектирования, научно-методическое обеспечение профессиональной подготовки позволит сформировать компетенции использования информационных технологий