logo search
сборник конференции по студ

Подходы к изучению курса «теория и методика физического воспитания и спорта» на факультете физической культуры

Барышников Ю.А.,профессор кафедры теории и методики физической культуры и спортивных дисциплин, профессор, кандидат педагогических наук, Петунин О.В., профессор кафедры теории и методики физической культуры и спортивных дисциплин, профессор, доктор педагогических наук.

Поиски успешного изучения студентами курса «Теории и методики физического воспитания и спорта» (ТМФВС), как базовой дисциплины учебного плана подготовки специалистов, предполагает разработку различных подходов. Нами апробирован системно-структурный подход к изучению рассматриваемого курса, который предусматривает: 1) знакомство с его основами и сдача вступительного экзамена абитуриентами факультета; 2) введение первокурсников в изучение этих основ; 3) освоение структуры основных вопросов ТМФВС студентами 2-4 курсов обучения; 4) преемственность базового курса с «Основами научно-методической деятельности» (ОНМД) в области физической культуры и спорта и качественным выполнением квалификационных работ по ТМФВС; 5) психолого-педагогическую интеграцию системы курса в виде «Основ профессионального мастерства» (ОПМ) педагога по физической культуре и спорту и т.п.; 6) государственную аттестацию выпускников факультета ТМФВС и Выпускной квалификационной работе.

Реализация такой системы оставляет желать лучшего уже с ее начала (1): профильные классы физкультурно-педагогической направленности в общеобразовательных школах до сих пор являются редкостью; вступительные экзамены по основам физкультурных знаний тоже проводятся не на всех факультетах физической культуры и спорта. «Введение в специальность» первокурсников проводится по инициативе лишь на некоторых факультетах, хотя Государственный образовательный стандарт по ТМФКС начинается с «Введения…», а в физкультурных курсах выделено самостоятельным предметом в первом семестре. Изучение основных вопросов базового курса (3) начинается как бы с нуля, с естественными издержками качества его усвоения и физкультурно-педагогического образования в целом. В большинстве случаев система изучения профильной дисциплины рассматривается в непосредственной связи с курсом ОНМД в ФКС (4), что снижает качество квалификационных работ по ТМФВС студентов третьего и последующих курсов. Дисциплины специализации (ДС) и курсы по выбору студентов (КВС) тоже рассматриваются чаще всего в непосредственной связи с базовой профильной дисциплиной (5). Поэтому мы вынуждены завышать оценки на Государственной аттестации выпускников.

Относительная громоздкость представленной системы побуждает нас к структурированию ее составляющих, упорядочению содержания изучаемого курса на основе принципа положительного взаимодействия его элементов. Например, считаем целесообразным сначала разобраться в понятии рассматриваемого вопроса, а затем – в его значимости, состоянии имеющих место проблемах, возможных путях их разрешения, сбивающих при этом факторах и т.д. Немало студентов, к сожалению, склоняются к хаотичным ответам и, тем самым, к мнимым знаниям.

Многие годы мы программируем изучение преподаваемых дисциплин, что позволяет содержательнее рассматривать их со студентами и объективнее оценивать усвоение этого материала. Отсутствие же подобных программ порождает разнохарактерность в изучении предметов и побуждает к его завышенной оценке, особенно на Государственной аттестации.

Качество системы определяет мониторинг его составляющих. Средний балл вступительного экзамена в 2010 году (последний набор с 5-6 летним сроком обучения) по Основам физкультурных знаний у абитуриентов заочного отделения несколько ниже дневного (3,3 по отношению к 3,6); качество знаний – то же (55 к 74%), хотя рассуждающих больше (15% к 10). Прослеживается дилетантское отношение к вопросам ТМФКС, настораживает нас и аналогичная установка на дальнейшее учение в ВУЗе.

Нами проведен анализ «успехов» студентов заочного отделения. Так успеваемость студентов 2-3 курсов, явившихся на сессию, составила: по ТМФКС – 96%, средний балл – 3,5, качество знаний – 46%. В целом, результаты неплохие, но троечников более половины. По дисциплине ОНМД: успеваемость – 92%, средний балл – 3,6, качество знаний – 50%. Курсовые работы по ТМФКС: успеваемость – 90%, средний балл – 3,3, качество знаний – около 35%. Выявлено, что умения выполнять курсовые работы отстают от знаний, хотя курсовые работы нередко защищались на экзамене по ОНМД, как и наоборот. Опять обращает на себя внимание обилие работ с оценкой удовлетворительно- 65%.

Сравнительные данные системы ТМФВС: успеваемость ниже по ОНМД; по квалификационным работам ниже и средний балл, и качество знаний. Есть о чем думать и, соответственно, действовать. Успеваемость студентов 3-4 курсов ТМФКС – более 83%, средний балл – 3,6, качество знаний – около 56%. Казалось бы, результаты студентов старшего курса и должны быть несколько выше, чего не скажешь об их успеваемости.

В рамках рассматриваемой системы изучения ТМФВС студенты четвертого курса осваивают интегрированную дисциплину специализации «Психолого-педагогические ОПМ специалиста по физической культуре и спорту». Результаты здесь следующие: успеваемость – около 88%, средний балл – около 3,4, качество знаний – более 56%. Мы ожидали лучшего: во-первых, это студенты старшего курса; во-вторых, они ближе к профессии… Но в последние годы среди студентов-заочников становится все меньше работающих по специальности.

В контексте мониторинга считаем бессмысленным приводить результаты Государственной аттестации выпускников факультета, поскольку они определяются «доброй» комиссией и не коррелируют с оценками преподавателя, ведущего систему курса ТМФВС.

Системно-структурный подход к освоению учебных дисциплин позволяет упорядочить их изучение, побуждает к анализу проделанной работы и совершенствованию последующей, что представляется важным при подготовке бакалавров по профилю «Физическая культура».