Подходы к изучению курса «теория и методика физического воспитания и спорта» на факультете физической культуры
Барышников Ю.А.,профессор кафедры теории и методики физической культуры и спортивных дисциплин, профессор, кандидат педагогических наук, Петунин О.В., профессор кафедры теории и методики физической культуры и спортивных дисциплин, профессор, доктор педагогических наук.
Поиски успешного изучения студентами курса «Теории и методики физического воспитания и спорта» (ТМФВС), как базовой дисциплины учебного плана подготовки специалистов, предполагает разработку различных подходов. Нами апробирован системно-структурный подход к изучению рассматриваемого курса, который предусматривает: 1) знакомство с его основами и сдача вступительного экзамена абитуриентами факультета; 2) введение первокурсников в изучение этих основ; 3) освоение структуры основных вопросов ТМФВС студентами 2-4 курсов обучения; 4) преемственность базового курса с «Основами научно-методической деятельности» (ОНМД) в области физической культуры и спорта и качественным выполнением квалификационных работ по ТМФВС; 5) психолого-педагогическую интеграцию системы курса в виде «Основ профессионального мастерства» (ОПМ) педагога по физической культуре и спорту и т.п.; 6) государственную аттестацию выпускников факультета ТМФВС и Выпускной квалификационной работе.
Реализация такой системы оставляет желать лучшего уже с ее начала (1): профильные классы физкультурно-педагогической направленности в общеобразовательных школах до сих пор являются редкостью; вступительные экзамены по основам физкультурных знаний тоже проводятся не на всех факультетах физической культуры и спорта. «Введение в специальность» первокурсников проводится по инициативе лишь на некоторых факультетах, хотя Государственный образовательный стандарт по ТМФКС начинается с «Введения…», а в физкультурных курсах выделено самостоятельным предметом в первом семестре. Изучение основных вопросов базового курса (3) начинается как бы с нуля, с естественными издержками качества его усвоения и физкультурно-педагогического образования в целом. В большинстве случаев система изучения профильной дисциплины рассматривается в непосредственной связи с курсом ОНМД в ФКС (4), что снижает качество квалификационных работ по ТМФВС студентов третьего и последующих курсов. Дисциплины специализации (ДС) и курсы по выбору студентов (КВС) тоже рассматриваются чаще всего в непосредственной связи с базовой профильной дисциплиной (5). Поэтому мы вынуждены завышать оценки на Государственной аттестации выпускников.
Относительная громоздкость представленной системы побуждает нас к структурированию ее составляющих, упорядочению содержания изучаемого курса на основе принципа положительного взаимодействия его элементов. Например, считаем целесообразным сначала разобраться в понятии рассматриваемого вопроса, а затем – в его значимости, состоянии имеющих место проблемах, возможных путях их разрешения, сбивающих при этом факторах и т.д. Немало студентов, к сожалению, склоняются к хаотичным ответам и, тем самым, к мнимым знаниям.
Многие годы мы программируем изучение преподаваемых дисциплин, что позволяет содержательнее рассматривать их со студентами и объективнее оценивать усвоение этого материала. Отсутствие же подобных программ порождает разнохарактерность в изучении предметов и побуждает к его завышенной оценке, особенно на Государственной аттестации.
Качество системы определяет мониторинг его составляющих. Средний балл вступительного экзамена в 2010 году (последний набор с 5-6 летним сроком обучения) по Основам физкультурных знаний у абитуриентов заочного отделения несколько ниже дневного (3,3 по отношению к 3,6); качество знаний – то же (55 к 74%), хотя рассуждающих больше (15% к 10). Прослеживается дилетантское отношение к вопросам ТМФКС, настораживает нас и аналогичная установка на дальнейшее учение в ВУЗе.
Нами проведен анализ «успехов» студентов заочного отделения. Так успеваемость студентов 2-3 курсов, явившихся на сессию, составила: по ТМФКС – 96%, средний балл – 3,5, качество знаний – 46%. В целом, результаты неплохие, но троечников более половины. По дисциплине ОНМД: успеваемость – 92%, средний балл – 3,6, качество знаний – 50%. Курсовые работы по ТМФКС: успеваемость – 90%, средний балл – 3,3, качество знаний – около 35%. Выявлено, что умения выполнять курсовые работы отстают от знаний, хотя курсовые работы нередко защищались на экзамене по ОНМД, как и наоборот. Опять обращает на себя внимание обилие работ с оценкой удовлетворительно- 65%.
Сравнительные данные системы ТМФВС: успеваемость ниже по ОНМД; по квалификационным работам ниже и средний балл, и качество знаний. Есть о чем думать и, соответственно, действовать. Успеваемость студентов 3-4 курсов ТМФКС – более 83%, средний балл – 3,6, качество знаний – около 56%. Казалось бы, результаты студентов старшего курса и должны быть несколько выше, чего не скажешь об их успеваемости.
В рамках рассматриваемой системы изучения ТМФВС студенты четвертого курса осваивают интегрированную дисциплину специализации «Психолого-педагогические ОПМ специалиста по физической культуре и спорту». Результаты здесь следующие: успеваемость – около 88%, средний балл – около 3,4, качество знаний – более 56%. Мы ожидали лучшего: во-первых, это студенты старшего курса; во-вторых, они ближе к профессии… Но в последние годы среди студентов-заочников становится все меньше работающих по специальности.
В контексте мониторинга считаем бессмысленным приводить результаты Государственной аттестации выпускников факультета, поскольку они определяются «доброй» комиссией и не коррелируют с оценками преподавателя, ведущего систему курса ТМФВС.
Системно-структурный подход к освоению учебных дисциплин позволяет упорядочить их изучение, побуждает к анализу проделанной работы и совершенствованию последующей, что представляется важным при подготовке бакалавров по профилю «Физическая культура».
- 20. Физическая культура в образовательном пространстве вузов глазами студентов
- 39.Педагогические технологии формирования здорового образа жизни студенческой молодежи
- Аухадеева л. А., профессор кафедры «Теории и технологий гуманитарно-художественного образования», доцент, д. Пед. Н
- Лищук и.В. Доцент, кандидат педагогических наук
- 57. Инновации в споРтивной работе на принципах биоуправления
- Физическая культура в образовательном пространстве вузов глазами студентов
- Казань готовится к универсиаде-2013
- Сохранение и повышение качества здоровья студентов в образовательном процессе
- Формирование культуры здоровьесбережения в процессе подготовки бакалавров физической культуры
- Воспитание морально - волевых и психофизических качеств студентов средствами физической культуры.
- Формирование здоровьесберегающей среды вуза на основе модульной технологии физического воспитания
- Междисциплинарная интеграция в формировании культуры здоровья студентов
- Комепетенция и компетентность в деятельности преподавателей физическоГо воспитаниЯ
- Использование телесно-ориентированных методик в физическом воспитании студентов
- Список литературы
- Здоровье студентов как ценность образовательного процесса
- Модель валеологического воспитания будущих педагогов средствами зимних видов спорта
- Интеграция физического и духовного развития личности (на примере татарской этнопедагогики)
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в системе высшего профессионального образования: методологический аспект
- Физическое развитие в системе ценностных ориентаций студентов
- Профилактика асоциальных явлений среди студентов средствами физической культуры и спорта
- Студент как гармонично развитая личность
- Факторы адаптационного потенциала индивидуального здоровья студентов
- Прогностическое изучение психоэмоциональной неустойчивости у студентов для оптимизации
- ПрофилактикА наркомании среди студентов средствами физической культуры
- Воспитание здорового образа жизни и профилактика вредных привычек учащихся на основе использования средств физической культуры и спорта
- Исследование личностных характеристик студентов, определяющих механизм адаптации в физкультурно – образовательной среде.
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды вуза
- Список литературы
- Ценностные ориентации студентов в сфере образования по физической культуре
- Спортивная культура в вуЗе как фактор образования и социализации студентов
- Образовательная деятельность вуза в регулировании физической активности студентов
- Педагогический анализ результативности образовательного процесса по физической культуре в высшей школе
- Аксиологический подход к конструированию содержания образования по физической культуре в высшей школе
- Ц Нормативные: обязательные требования к образованию, теоретическое, методико-технологическое и материально-техническое обеспечение енности содержания образования
- Ц Ценности-цели физического воспитания (формирование и самоформирование физической культуры студента) енности процесса образования
- Ц Компетенции физической культуры енности, приобретаемые личностью
- Воспитательная среда как средство формирования личности молодежи современных условиях
- Взаимосвязь спортивной деятельности студентов с учебной и профессиональной подготовкой
- Вертикально-интегрированная система физкультурно-спортивного воспитания студентов
- Формирование духовно-нравственных качеств личности старшеклассников в процессе физкультурно-спортивной деятельности
- Литература
- Влияние занятий физическими упражнениями на умственную работоспособность и морфофункциональные показатели у студенток с заболеванием вегето-сосудистой дистонии
- Литература
- Патриотическое воспитание в вузе
- Культура здоровья студентов и технология её формирования
- Формирование здоровьесберегающей модели
- Концептуальные положения воспитательной работы средствами физической культуры
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в учебных заведениях
- Стабилографические показатели у студентов татаро-башкирской и русской национальностей
- Формирование информационной культуры преподавателя в области физической культуры
- Педагогические технологии формирования здорового образа жизни студенческой молодежи
- Двигательная деятельность в структуре культуры профессионального здоровья педагогов
- Роль физического воспитания молодежи в процессе социально- экономических преобразований в стране
- Опыт повышения резервных возможностей и качества здоровья студентов
- Возможности интериоризации ценности здоровья в процессе обучения предмету «Физическая культура» в вузе
- Ориентация студенческой молодежи на освоение общечеловеческих ценностей
- Балльно-рейтинговая система контроля как фактор повышения эффективности занятий физической культурой
- Подходы к повышению качества физического воспитания в вузе
- Перспективы внедрения среды обучения «Moodle» в преподавании физической культуры
- Формирование духовно-нравственной культуры студентов средствами восточных единоборств
- Профессионально-прикладная физическая подготовка будущих специалистов сферы обслуживания
- Проблемы духовно-нравственного и физкультурного воспитания студенческой молодежи
- Внеклассная работа как средство формирования физической культуры личности
- Педагогическая система формирования здоровьеобеспечиващей компетенции студентов
- Дифференцированная подготовка пловцов с учетом дистанционной специализации
- Подходы к изучению курса «теория и методика физического воспитания и спорта» на факультете физической культуры
- Медико-педагогические основы физической культуры студентов специальной медицинской группы
- Подходы и методы формирования профессиональной этики педагогов по физической культуре
- Литература
- Профессиональная подготовка педагога физической культуры
- Создание региональных межвузовских центров студенческого спорта на базе федеральных университетов
- Деятельность спортивных клубов вузов в современных условиях
- Повышение профессионализма преподавателей по физической культуре и спорта на онове кинезисэнергономии
- НовЫе формЫ работы спортивного клуба
- Библиографический список
- Проблемы подготовки специалистов в области физической культуры и спорта по федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения
- Правовые основы организации и деятельности спортивных клубов высших учебных заведений6
- Изменения частоты сердечных сокращений у юных гимнастов в соревновательном периоде
- Морфологические особенности физического развития и компонентного состава в весе тела у юных пауэрлифтеров
- Портативный тренажёр на занятиях по физической культуре
- Профессиональная подготовка бакалавров для работы в сфере оздоровительно-досуговых технологий и фитнесса
- Образовательные траектории подготовки специалистов в области агентской деятельности в спорте.
- Комплексное обеспечение безопасности и качества питания как фактор здорового образа жизни студентов
- Инновационная программа воспитания профессиональных навыков студентов физкультурного колледжа
- Современные требования к подготовке тренера по адаптивному плаванию
- Распределение средств восстановления в зависимости от функционального состояния студентов-спортсменов
- Спортивно-массовые праздники в волгоградском государственном университете
- Кардио-силовой тренинг в физическом воспитании студенческой молодежи Поволжского государственного университета сервиса
- Самоуправление двигательными действиями и нетрадиционные упражнения при формировании осанки.
- Управление
- Спорт и насилие в молодежной среде: субкультурный ракурс
- Омельченко е.Л. Начало молодежной эры или смерть молодежной культуры? Молодость в публичном пространстве современности // http://www.Polit.Ru/analytics/2006/06/30/youthculture.Html.
- Влияние дозированной физической нагрузки на функциональное состояние сердечно - сосудистой системы подростков
- Отношение к физической культуре семей, имеющих детей с психо-физическими недостатками
- Формирование компетенции использования информационных технологий в профессиональной подготовке студентов факультета физической культуры Лищук и.В. Доцент, кандидат педагогических наук
- Список литературы:
- Креативный вектор развития физической культуры и спорта в системе высшего профессионального образования
- Динамика освоения профессиональных ролей в процессе подготовки учителя физической культуры
- Бадминтон как средство совершенствования координационных способностей, профессионально значимых для бакалавров экономического профиля
- Компетентность специалиста по физической культуре: сущность и противоречия
- Игровые методы обучения в подготовке специалистов физической культуры
- Реализация компетентностного подхода в подготовке современных специалистов по адаптивной физической культуре
- О традициях, логике и перспективах реализации профессионального образовательного стандарта по физической культуре
- Проектирование интегративно-модульной системы обучения на ффк в формате 3-го поколения гос впо
- Базово-адаптивный
- Интегративно-адаптивный
- Системно-адаптивный
- Современные программно-педагогические средства обучения в формировании информационной культуры будущих бакалавров физической культуры
- Системно-деятельностный подход к совершенствованию процесса подготовки педагогов по физической культуре и спорту.
- Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку мальчиков 7-8 лет сразным режимом двигательной активности
- Теоретическая подготовленность студентов факультета физической культуры
- Межличностные отношения в команде по баскетболу
- Использование компьютерных и информационных технологий на занятиях физической культурой и спортом
- Плавание - необходимый навык для педагога
- Модернизация содержания физического воспитания студентоВ на основе спортивной дифференциации
- Психофизиологические особенности студентов 4 курса математического факультета
- Инновационно-технологический менеджмент при подготовке специалиста по физической культуре
- Социально – экономические проблемы управления студенческим спортом
- Индивидуальный подход в развитии педагогической культуры преподавателей физического воспитания
- Литература
- Здоровьесебережение детей и подростков посредством кинезотерапии
- Литература
- Профессиональные и личностные качества преподавателей в оценке студентов
- Применение портативных приборов для тестирования и оценки функционального состояния спортсменов
- Инновации в споРтивной работе на принципах биоуправления
- Двигательная деятельность как ведущий компонент профессиональной подготовки будущего педагога по физической культуре
- Физическая работоспособность спортсменов в зависимости от типов адаптации кардиореспираторной системы
- Распределение спортсменов по типам адаптации кардиореспираторной системы при велоэргометрической нагрузке мощностью 200 Вт
- Показатели физической работоспособности спортсменов с различными типами адаптации кардиореспираторной системы
- Проблема интенсивнойсти разминки
- Туристские слёты в системе образования по физической культуре
- Правовой режим инноваций в спортивной, спортивно-массовой и оздоровительной работе в вузах.14
- Многопрофильные мультимедиа средства в формировании компетенций студентов по физической культуре
- Учебно-тренировочный процесс спортсменов-спринтеров с учетом оптимальных сроков адаптации к нагрузкам
- Проблемы летнего отдыха студенческой молодежи