Базовыйкомпонент
Основы безопасности занятий. Правила оценки возможной опасности. Правила подготовки мест для безопасных занятий, критической самооценки своих сил, страховки, самостраховки, помощи. Правила безопасного поведения во время учебных занятий, посещения спортивных и других массовых зрелищ и мероприятий.
Олимпизм и олимпийское движение. История Олимпийских игр древности, возрождения и развития современного олимпийского движения. Идеи олимпизма, провозглашенные Пьером де Кубертеном, и их значение для гуманистического воспитания гармонично развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Современные представления о единстве духовного и физического в человеке. Нравственные идеалы олимпизма и спортивный стиль жизни. Нравственное отношение человека к своему физическо-
му, духовному самосовершенствованию в соответствии с олимпийскими идеалами гармонично развитой личности1. Выдающиеся достижения белорусских спортсменов. Вклад отечественных олимпийцев в развитие олимпийского движения.
Влияние средств физической культуры на учащихся. Средства физического воспитания. Физические упражнения — основные средства физического воспитания. Нагрузка при выполнении физического упражнения. Внешние характеристики нагрузки. Внутренние характеристики нагрузки. Тренировочные задания. Примеры тренировочных заданий различной направленности: силовых, скоростных, скоростно-силовых, на гибкость, для развития выносливости. Приемы регулирования нагрузки при самостоятельном выполнении различных тренировочных заданий. Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. Влияние закаливания на здоровье, физическую и умственную работоспособность. Простейшие правила и примеры применения закаливания в здоровом образе жизни.
Гигиенические знания. Изменение умственной работоспособности учащихся в процессе учебного года, учебной четверти, учебного дня. Влияние активного двигательного режима на изменение умственной работоспособности учащихся. Использование средств физической культуры до самоподготовки, во время самоподготовки и после нее. Организация двигательного режима учащегося во время обучения и каникул. Индивидуальные ограничения, показания и противопоказания применения физических упражнений учащимися СМГ в процессе самостоятельных оздоровительных занятий физическими упражнениями, переключения на физическую деятельность для восстановления умственной работоспособности, обусловленные характером и тяжестью заболеваний.
Методика самоконтроля. Виды самоконтроля. Задачи, показатели, простейшие методические рекомендации по предварительному, текущему, этапному самоконтролю. Дневник самоконтроля учащегося над самостоятельными физкультурными или спортивными занятиями. Значение регулярного ведения дневника самоконтроля для формирования здорового, физически активного образа жизни учащегося. Правила ведения дневника самоконтроля.
Методика самостоятельных занятий. Оценка «отстающих» физических качеств по 10-балльной шкале. Простейшие правила самостоятельного определения исходной физической нагрузки при использовании тренировочного задания для развития быстроты движений. Правила повторного выполнения тренировочного задания для развития быстроты. Простейшие правила определения исходной физической нагрузки при использовании тренировочного задания для развития скоростно-силовых качеств. Правила повторного выполнения тренировочного задания для развития скоростно-силовых качеств. Правила составления и выполнения комплекса тренировочных заданий для развития гибкости. Примеры тренировочного задания для развития скоростных, скоростно-силовых качеств и гибкости. Правила воспитания общей выносливости. Примеры тренировочного задания для развития выносливости.
Здоровый образ жизни. Понятие здорового, физически активного образа жизни. Значение двигательной активности в здоровом образе жизни. Понятия гиподинамии, гипердинамии, оптимальной двигательной активности. Преимущества здорового, физически активного образа жизни. Значение занятий физическими упражнениями для формирования здорового, физически активного образа жизни. Простейшие правила формирования здорового, физически активного образа жизни средствами физической культуры. Разработка и практическое освоение комплексов упражнений для применения в режиме дня. Оптимальный недельный двигательный режим учащихся в разное время года.
ВАРИАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТОсновы безопасности занятий. Индивидуальные особенности соблюдения требований безопасного поведения учащимися в процессе занятий физическими упражнениями с учетом состояния здоровья учащихся.
Олимпизм и олимпийское движение. Значение знаний об олимпийском движении для формирования представления о его общекультурном значении.
Влияние средств физической культуры на учащихся. Индивидуальные ограничения, противопоказания и показания приме-
нения физических упражнений учащимися СМГ, обусловленные характером и тяжестью заболеваний.
Гигиенические знания. Индивидуальные ограничения, противопоказания и показания применения физических упражнений учащимися СМГ в процессе самостоятельных оздоровительных занятий физическими упражнениями, переключения на физическую деятельность для восстановления умственной работоспособности, обусловленные характером и тяжестью заболеваний.
Методика самоконтроля. Значение самоконтроля над самостоятельными занятиями физическими упражнениями для оздоровления и рекреации учащихся СМГ. Индивидуальные ограничения, противопоказания и показания самоконтроля, обусловленные характером и тяжестью заболеваний.
Методика самостоятельных занятий. Особенности нормирования средств физического воспитания с целью оздоровления и рекреации с учетом индивидуальных показаний и противопоказаний, обусловленных заболеваниями.
Здоровый образ жизни. Особенности использования средств физической культуры в режиме труда и отдыха с учетом индивидуальных показаний и противопоказаний, обусловленных отклонениями в состоянии здоровья учащегося. Оптимальный недельный двигательный режим учащегося X класса в разное время года с учетом состояния здоровья.
Допрофильная теоретическая подготовка. Знания, необходимые учащимся для профессионального самоопределения, с учетом требований, предъявляемых предполагаемой профессиональной деятельностью к физической подготовленности.
ТРЕБОВАНИЯ К УЧАЩИМСЯ
Знать правила безопасного поведения на уроках физической культуры и здоровья, во время других организованных и самостоятельных занятий в различные времена года, при посещении массовых спортивных и зрелищных мероприятий.
Знать изученные факты истории Олимпийских игр древности, возрождения и развития современного олимпийского движения, идеи олимпизма и уметь объяснить их значение для становления гуманистического мировоззрения.
Знать культурные ценности олимпизма, характеризующие гуманистический и социокультурный потенциал спорта в воспитании гармонично развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Знать выдающиеся достижения белорусских спортсменов на Олимпийских играх.
Уметь объяснить воздействие физических упражнений на организм учащихся и перечислить известные способы его регулирования в процессе занятий физическими упражнениями.
Уметь объяснить воздействие закаливания на здоровье, физическую и умственную работоспособность.
Знать индивидуальные ограничения применения физических упражнений с учетом характера и тяжести заболевания.
Знать индивидуальные особенности применения физической нагрузки и ограничения переключений на физическую деятельность с целью восстановления умственной работоспособности, обусловленные характером и тяжестью заболеваний.
Знать значение закаливания для учащихся СМГ и возможность его использования для себя с учетом индивидуальных показаний, ограничений, противопоказаний, зависящих от заболеваний.
Знать, как применять процедуры закаливания в течение учебного года и каникул с учетом индивидуального характера и тяжести заболеваний, условий жизни.
Уметь осуществлять самоконтроль над физическим развитием, физической подготовленностью, функциональным состоянием организма и оценивать его результаты.
Уметь объяснить ценность здоровья для человека и влияние на него здорового, физически активного образа жизни.
Знать правила использования средств физической культуры в своем режиме труда и отдыха с учетом индивидуальных показаний и противопоказаний, обусловленных заболеваниями.
Знать особенности требований, предъявляемых предполагаемой профессиональной деятельностью к физической подготовленности, необходимые для соотнесения с ними своих физических возможностей.
- Физическая культура и здоровье
- I-XII классы
- Пояснительная записка
- 1. Общие положения
- 2. Цель и задачи учебного предмета
- 3. Формирование специальных медицинских групп для занятий физической культурой
- Н а ч а л ь н а я ш к о л а
- I—IV классы Примерное распределение учебных часов по классам
- I класс теоретический раздел
- Базовый компонент
- Практический раздел
- Общеобразовательно-оздоровительные средства, используемые с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья
- Вариативный компонентОбразовательно-оздоровительные средства, используемые по выбору с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья
- Другие средства оздоровления и рекреации
- Развитие двигательных способностей
- II класс теоретический раздел
- Базовыйкомпонент
- Практический раздел
- Базовыйкомпонент Общеобразовательно-оздоровительные средства, используемые с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья
- Вариативный компонентОбразовательно-оздоровительные средства, используемые по выбору с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья
- Другие средства оздоровления и рекреации
- Развитие двигательных способностей
- III класс теоретический раздел
- Базовыйкомпонент
- Практический раздел
- Базовый компонент Общеобразовательно-оздоровительные средства, используемые с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья
- Вариативный компонентОбразовательно-оздоровительные средства, используемые по выбору с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья
- Другие средства оздоровления и рекреации
- Развитие двигательных способностей
- IV класс теоретический раздел
- Базовыйкомпонент
- Практический раздел
- Базовый компонент Общеобразовательно-оздоровительные средства, используемые с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья
- Вариативный компонентОбразовательно-оздоровительные средства, используемые по выбору с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья
- Другие средства оздоровления и рекреации
- Развитие двигательных способностей
- 2. Вторая содержательная линия: «Формирование культуры здоровья и здорового, физически активного образа жизни средствами физической культуры».
- 3. Третья содержательная линия: «Формирование школыдвижений».
- 4. Четвертая содержательная линия: «Развитие двигатель-ных способностей, рекреация, оздоровление».
- V—VIII классы
- V класс теоретический раздел
- Базовыйкомпонент
- Практический раздел
- Общеобразовательно-оздоровительные средства, используемые с учетом индивидуальных ограничений, показаний и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья Легкая атлетика
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Кроссовая подготовка
- Конькобежная подготовка
- Плавание
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- VI класс теоретический раздел
- Базовыйкомпонент
- Практический раздел
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Кроссовая подготовка
- Конькобежная подготовка
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- VII класс теоретический раздел
- Базовый компонент
- Практический раздел
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Кроссовая подготовка
- Конькобежная подготовка
- Плавание
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Кроссовая подготовка
- Плавание
- Другие средства оздоровления и рекреации
- Развитие двигательных способностей
- VIII класс теоретический раздел
- Базовый компонент
- Практический раздел
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Кроссовая подготовка
- Конькобежная подготовка
- Плавание
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Кроссовая подготовка
- Плавание
- Другие средства оздоровления и рекреации
- Развитие двигательных способностей
- Б а 3 о в а я ш к о л а
- IX—X классы
- IX класс теоретический раздел
- Базовыйкомпонент
- Практический раздел
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Кроссовая подготовка
- Конькобежная подготовка
- Плавание
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Кроссовая подготовка
- X класс теоретический раздел
- Базовыйкомпонент
- Практический раздел
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Кроссовая подготовка
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Кроссовая подготовка
- 2. Вторая содержательная линия: «Формирование культуры здоровья и здорового, физически активного образа жизни».
- 3. Третья содержательная линия: «Освоение основ видов спорта».
- 4. Четвертая содержательная линия «Развитие двигательных способностей, рекреация, оздоровление».
- XI—XII классы
- Примерное распределение учебных часов по классам
- XI класс, девушки теоретический раздел
- Базовыйкомпонент
- Практический раздел
- Базовыйкомпонент Общеобразовательно-оздоровительные средства, используемые с учетом показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья Легкая атлетика
- Ритмическая гимнастика
- Акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Ритмическая гимнастика
- Акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Профильная практическая подготовка
- Другие средства оздоровления и рекреации
- Развитие двигательных способностей
- XII класс, девушки теоретический раздел
- Базовыйкомпонент
- Ритмическая гимнастика
- Акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Легкая атлетика
- Ритмическая гимнастика
- Акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Профильная практическая подготовка
- Базовыйкомпонент
- Практический раздел
- Базовыйкомпонент Общеобразовательно-оздоровительные средства, используемые с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья Легкая атлетика
- Гимнастика и акробатика
- Атлетическая гимнастика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Гимнастика и акробатика
- Атлетическая гимнастика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Профильная практическая подготовка
- Другие средства оздоровления и рекреации
- Развитие двигательных способностей
- XII класс, юноши теоретический раздел
- Базовыйкомпонент
- Базовыйкомпонент Общеобразовательно-оздоровительные средства, используемые с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья Легкая атлетика
- Гимнастика и акробатика
- Атлетическая гимнастика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Гимнастика и акробатика
- Атлетическая гимнастика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Профильная практическая подготовка
- 2. Вторая содержательная линия: «Формирование культуры здоровья и здорового, физически активного образа жизни средствами физической культуры».
- 3. Третья содержательная линия: «Развитие двигательных способностей». Основы безопасности занятий и сохранения здоровья
- Легкая атлетика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Девушки Ритмическая гимнастика и акробатика
- Юноши Гимнастика и акробатика
- Атлетическая гимнастика
- В а р и а т и в н ы й к о м п о н е н т Все содержательные линии учебного предмета
- Методические рекомендации
- 3.1. Рекомендации по определению медицинской группы для занятий физической культурой при некоторых отклонениях в состоянии здоровья1. Ревматический миокардит
- 2. Неревматические миокардиты
- 4. Врожденные пороки сердца
- 5. Послеоперационный период после хирургического вмеша-тельства по поводу порока сердца
- 6. Хроническая пневмония
- 7. Операция на легких (лобэктомия и сегментарная резек-ция легкого)
- 7.1. Удаление целого легкого
- 8. Хронический пиелонефрит
- 9. Эндокринные заболевания (ожирение)
- 10. Сколиозы и нарушения осанки
- 11. Врожденные и приобретенные деформации опорно-дви-гательного аппарата
- 12. Параличи, парезы, гиперкинезы после различных забо-леваний нервной системы (энцефалит, менингит, детский це-ребральный паралич, полиомиелит)
- 13. Хроническое воспаление среднего уха с нарушением це-лостности барабанной перепонки
- 14. Аномалии рефракции
- 3.2. Практические рекомендации для назначения
- 3.3. Организационно-методические требования к учебным занятиям по физической культуре в смг
- 2. Требования к структуре учебного процесса в смг
- 3. Требования к развитию двигательных качеств
- 4. Требования к дозированию нагрузки
- 3.4. Задачи, средства физической культуры и режимы нагрузки, противопоказанные, ограниченные в применении, показанные при различных заболеваниях
- 3.6. Функциональные пробы
- 3.7. Таблица для оценки внешних признаков утомления
- 3.8. Тесты для оценки физической подготовленности учащихся и методика их применения
- Список литературы
- Физическая культура и здоровье I-XII классы
- Физическая культура и здоровье
- I-XII классы