Базовый компонент
Основы безопасности занятий. Правила безопасного поведения на организованных и самостоятельных занятиях различными видами физических упражнений. Правила оказания первой помощи пострадавшему.
Олимпизм и олимпийское движение. Первые белорусские олимпийцы. Дебют в Хельсинки. Олимпийские медали белорусских спортсменов в Мельбурне. Триумф белорусских спортсменов на последующих Олимпиадах (1960—1990 гг.). Легендарные спортсмены-олимпийцы: М. Кривоносов, А. Медведь, Е. Белова, В. Щербо, Р. Клим, О. Корбут, Л. Петрик, Т. Самусенко, А. Ро-маньков, Н. Ким, В. Парфенович, С. Богинская и другие. Дебют национальной олимпийской команды Республики Беларусь на зимних и летних Олимпийских играх. Значение спорта в формировании личности. Что такое спорт. Какие важные качества личности помогает формировать спорт. Возможности самосовершенствования при занятиях спортом. Спорт как сфера самоутверждения. Создаваемые в Республике Беларусь возможности для занятий учащихся спортом1
1
1.
Гигиенические знания. Углубление знаний о влиянии общей физической подготовки на физическую и умственную работоспособность школьника, несовместимости физической подготовки с вредными привычками. Формирование знаний о взаимосвязи физической подготовки, закаливания с укреплением здоровья школьника, правилах закаливания с помощью воздушных ванн, водных процедур в разное время года с учетом состояния здоровья, правилах соблюдения гигиены тела в разное время года.
Методика самоконтроля. Понятие самоконтроля. Предварительный и этапный самоконтроль физического развития, физической подготовленности и оздоровительного влияния занятий физическими упражнениями. Показатели самоконтроля физического развития — длина и масса тела, физической подготовленности — тесты школьной программы, оздоровительного влияния занятий физическими упражнениями — результаты выполнения функциональных проб. Норма веса и окружности грудной клетки для своего роста. Норма ЧСС и ЧД в состоянии покоя для своего возраста и состояния здоровья. Допустимая ЧСС во время работы для своего возраста и состояния здоровья. Определение своей физической подготовленности. Правила самооценки общей физической подготовленности с помощью 10-балльных шкал. Определение «отстающих» физических качеств с помощью 10-балльных шкал физической подготовленности.
Методика самостоятельных занятий. Развитие двигательных способностей. Задачи физической подготовки. Понятие об учебном задании (УЗ) для решения задач физической подготовки; УЗ для развития общей выносливости; правила дыхания при выполнении УЗ, направленных на развитие общей выносливости. Правила одной из спортивных игр, правила проведения трех подвижных игр на местности в разное время года.
Здоровый образ жизни. Правила здорового образа жизни. Режим дня учащегося в различное время года. Физические упражнения в режиме учебы и отдыха. Недельный двигательный режим в разное время года с учетом состояния здоровья.
ВАРИАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТОсновы безопасности занятий. Особенности соблюдения безопасности занятий, зависящие от индивидуальных показаний и противопоказаний, обусловленных заболеваниями.
Олимпизм и олимпийское движение. Значение для учащихся СМГ возможностей самосовершенствования при занятиях спортом для формирования оптимистичного отношения к перспективам укрепления и восстановления здоровья средствами физической культуры.
Гигиенические знания. Углубление знаний, мотивирующих и регламентирующих самостоятельные занятия физическими
упражнениями с учетом индивидуальных показаний и противопоказаний, обусловленных заболеваниями.
Методика самоконтроля. Особенности самоконтроля с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных заболеваниями.
Методика самостоятельных занятий. Правила самостоятельного определения УЗ для физической подготовки с учетом состояния здоровья. Правила одной из спортивных игр, правила проведения трех подвижных игр на местности в разное время года с учетом состояния здоровья. Коррекция методики самостоятельных занятий физическими упражнениями с учетом состояния здоровья.
Здоровый образ жизни. Особенности здорового образа жизни, зависящие от индивидуальных показаний и противопоказаний, обусловленных заболеваниями.
ТРЕБОВАНИЯ К УЧАЩИМСЯ
Знать правила безопасного поведения во время изучения и использования средств различных видов спорта, скорректированные с учетом индивидуальных особенностей характера и тяжести заболевания.
Знать достижения белорусских спортсменов на Олимпийских играх, уметь оценить их вклад в развитие национальной культуры и достойное представление Республики Беларусь на международной арене.
Объяснять значение примеров самосовершенствования в спорте для формирования оптимистичного отношения к возможности укрепления и восстановления здоровья средствами физической культуры.
Знать виды самоконтроля, методику и показатели самоконтроля физического развития, физической подготовленности, оздоровительного воздействия занятий физическими упражнениями.
Знать границы нормы индивидуальных показателей физического развития, функциональных показателей основных жизненно важных систем (сердечно-сосудистой, дыхательной) для своего возраста и пола в состоянии покоя и во время выполнения физических упражнений.
Знать простейшие правила регулирования нагрузки и проведения подвижных игр с учетом индивидуальных показаний и противопоказаний, обусловленных отклонениями в состоянии здоровья.
Знать индивидуальные особенности самоконтроля и уметь корректировать оценку его результатов с учетом индивидуальных показаний и противопоказаний, обусловленных отклонениями в состоянии здоровья.
Знать правила определения УЗ с учетом показаний и противопоказаний, обусловленных отклонениями в состоянии здоровья.
Уметь доказать актуальность здоровья как непреходящей ценности для каждого человека, которая требует постоянной заботы и внимания.
10. Понимать преимущества здорового образа жизни и уметь подкрепить это конкретными примерами из жизни.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Физическая культура и здоровье
- I-XII классы
- Пояснительная записка
- 1. Общие положения
- 2. Цель и задачи учебного предмета
- 3. Формирование специальных медицинских групп для занятий физической культурой
- Н а ч а л ь н а я ш к о л а
- I—IV классы Примерное распределение учебных часов по классам
- I класс теоретический раздел
- Базовый компонент
- Практический раздел
- Общеобразовательно-оздоровительные средства, используемые с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья
- Вариативный компонентОбразовательно-оздоровительные средства, используемые по выбору с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья
- Другие средства оздоровления и рекреации
- Развитие двигательных способностей
- II класс теоретический раздел
- Базовыйкомпонент
- Практический раздел
- Базовыйкомпонент Общеобразовательно-оздоровительные средства, используемые с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья
- Вариативный компонентОбразовательно-оздоровительные средства, используемые по выбору с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья
- Другие средства оздоровления и рекреации
- Развитие двигательных способностей
- III класс теоретический раздел
- Базовыйкомпонент
- Практический раздел
- Базовый компонент Общеобразовательно-оздоровительные средства, используемые с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья
- Вариативный компонентОбразовательно-оздоровительные средства, используемые по выбору с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья
- Другие средства оздоровления и рекреации
- Развитие двигательных способностей
- IV класс теоретический раздел
- Базовыйкомпонент
- Практический раздел
- Базовый компонент Общеобразовательно-оздоровительные средства, используемые с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья
- Вариативный компонентОбразовательно-оздоровительные средства, используемые по выбору с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья
- Другие средства оздоровления и рекреации
- Развитие двигательных способностей
- 2. Вторая содержательная линия: «Формирование культуры здоровья и здорового, физически активного образа жизни средствами физической культуры».
- 3. Третья содержательная линия: «Формирование школыдвижений».
- 4. Четвертая содержательная линия: «Развитие двигатель-ных способностей, рекреация, оздоровление».
- V—VIII классы
- V класс теоретический раздел
- Базовыйкомпонент
- Практический раздел
- Общеобразовательно-оздоровительные средства, используемые с учетом индивидуальных ограничений, показаний и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья Легкая атлетика
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Кроссовая подготовка
- Конькобежная подготовка
- Плавание
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- VI класс теоретический раздел
- Базовыйкомпонент
- Практический раздел
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Кроссовая подготовка
- Конькобежная подготовка
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- VII класс теоретический раздел
- Базовый компонент
- Практический раздел
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Кроссовая подготовка
- Конькобежная подготовка
- Плавание
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Кроссовая подготовка
- Плавание
- Другие средства оздоровления и рекреации
- Развитие двигательных способностей
- VIII класс теоретический раздел
- Базовый компонент
- Практический раздел
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Кроссовая подготовка
- Конькобежная подготовка
- Плавание
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Кроссовая подготовка
- Плавание
- Другие средства оздоровления и рекреации
- Развитие двигательных способностей
- Б а 3 о в а я ш к о л а
- IX—X классы
- IX класс теоретический раздел
- Базовыйкомпонент
- Практический раздел
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Кроссовая подготовка
- Конькобежная подготовка
- Плавание
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Кроссовая подготовка
- X класс теоретический раздел
- Базовыйкомпонент
- Практический раздел
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Кроссовая подготовка
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Кроссовая подготовка
- 2. Вторая содержательная линия: «Формирование культуры здоровья и здорового, физически активного образа жизни».
- 3. Третья содержательная линия: «Освоение основ видов спорта».
- 4. Четвертая содержательная линия «Развитие двигательных способностей, рекреация, оздоровление».
- XI—XII классы
- Примерное распределение учебных часов по классам
- XI класс, девушки теоретический раздел
- Базовыйкомпонент
- Практический раздел
- Базовыйкомпонент Общеобразовательно-оздоровительные средства, используемые с учетом показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья Легкая атлетика
- Ритмическая гимнастика
- Акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Ритмическая гимнастика
- Акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Профильная практическая подготовка
- Другие средства оздоровления и рекреации
- Развитие двигательных способностей
- XII класс, девушки теоретический раздел
- Базовыйкомпонент
- Ритмическая гимнастика
- Акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Легкая атлетика
- Ритмическая гимнастика
- Акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Профильная практическая подготовка
- Базовыйкомпонент
- Практический раздел
- Базовыйкомпонент Общеобразовательно-оздоровительные средства, используемые с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья Легкая атлетика
- Гимнастика и акробатика
- Атлетическая гимнастика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Гимнастика и акробатика
- Атлетическая гимнастика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Профильная практическая подготовка
- Другие средства оздоровления и рекреации
- Развитие двигательных способностей
- XII класс, юноши теоретический раздел
- Базовыйкомпонент
- Базовыйкомпонент Общеобразовательно-оздоровительные средства, используемые с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья Легкая атлетика
- Гимнастика и акробатика
- Атлетическая гимнастика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Гимнастика и акробатика
- Атлетическая гимнастика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Профильная практическая подготовка
- 2. Вторая содержательная линия: «Формирование культуры здоровья и здорового, физически активного образа жизни средствами физической культуры».
- 3. Третья содержательная линия: «Развитие двигательных способностей». Основы безопасности занятий и сохранения здоровья
- Легкая атлетика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Девушки Ритмическая гимнастика и акробатика
- Юноши Гимнастика и акробатика
- Атлетическая гимнастика
- В а р и а т и в н ы й к о м п о н е н т Все содержательные линии учебного предмета
- Методические рекомендации
- 3.1. Рекомендации по определению медицинской группы для занятий физической культурой при некоторых отклонениях в состоянии здоровья1. Ревматический миокардит
- 2. Неревматические миокардиты
- 4. Врожденные пороки сердца
- 5. Послеоперационный период после хирургического вмеша-тельства по поводу порока сердца
- 6. Хроническая пневмония
- 7. Операция на легких (лобэктомия и сегментарная резек-ция легкого)
- 7.1. Удаление целого легкого
- 8. Хронический пиелонефрит
- 9. Эндокринные заболевания (ожирение)
- 10. Сколиозы и нарушения осанки
- 11. Врожденные и приобретенные деформации опорно-дви-гательного аппарата
- 12. Параличи, парезы, гиперкинезы после различных забо-леваний нервной системы (энцефалит, менингит, детский це-ребральный паралич, полиомиелит)
- 13. Хроническое воспаление среднего уха с нарушением це-лостности барабанной перепонки
- 14. Аномалии рефракции
- 3.2. Практические рекомендации для назначения
- 3.3. Организационно-методические требования к учебным занятиям по физической культуре в смг
- 2. Требования к структуре учебного процесса в смг
- 3. Требования к развитию двигательных качеств
- 4. Требования к дозированию нагрузки
- 3.4. Задачи, средства физической культуры и режимы нагрузки, противопоказанные, ограниченные в применении, показанные при различных заболеваниях
- 3.6. Функциональные пробы
- 3.7. Таблица для оценки внешних признаков утомления
- 3.8. Тесты для оценки физической подготовленности учащихся и методика их применения
- Список литературы
- Физическая культура и здоровье I-XII классы
- Физическая культура и здоровье
- I-XII классы