Базовыйкомпонент
Основы безопасности занятий. Правила предупреждения травмоопасных ситуаций во время занятий физическими упражнениями. Правила подготовки мест безопасных занятий, самооценки своих сил, страховки, самостраховки, помощи. Правила безопасного поведения во время учебных занятий, посещения спортивных и других массовых зрелищ и мероприятий.
Олимпизм и олимпийское движение. Международное спортивное движение и крупнейшие соревнования: чемпионат Европы, мира и Олимпийские игры. Белорусские спортсмены — победители крупнейших европейских и мировых соревнований. Олимпийские игры как праздник мира и дружбы между народами. Престижность результатов, показанных на Олимпийских играх. Смысл олимпийских ритуалов: олимпийская эстафета, клятва, подъем олимпийского флага. Олимпийский девиз. Содержание ритуала открытия и закрытия Олимпийских игр. Значение торжественного ритуала подъема национального флага и звучания государственного гимна в честь победителей Олимпийских игр1.
Влияние средств физической культуры на учащихся. Влияние физических упражнений на скелет, мышечную, сердечнососудистую, дыхательную системы человека. Единство организма человека — естественная основа разностороннего воздействия физической культуры на учащихся. Адаптация к физической нагрузке как механизм влияния регулярных занятий физическими упражнениями на физическое развитие, физическую подготовленность, здоровье, функциональные возможности. Переключение с умственной деятельности на физические упражнения и другие средства двигательной физкультурной активности как способ повышения умственной работоспособности учащихся. Закаливающее воздействие средств физической культуры.
Гигиенические знания. Правила нормирования воздушных ванн, водных процедур в разное время года. Правила соблюдения гигиены тела в разное время года. Разработка содержания и методики самостоятельного закаливания в течение учебного года и каникул с учетом условий жизни, характера и тяжести заболеваний.
Методика самоконтроля. Закрепление правил практического определения и оценки массы и окружности грудной клетки для своего возраста и роста, ЧСС и ЧД в покое, ЧСС во время работы, общей физической подготовленности и «отстающих» физических качеств с помощью 10-балльных таблиц.
Методика самостоятельных занятий. Понятие о раскладке сил в беге на выносливость в заданное время. Правила раскладки сил в беге на выносливость на время. Основы методики повышения результата в 6-минутном беге. Правила составления и применения комплексов физических упражнений, повышающих умственную работоспособность в процессе самоподготовки в различное время года.
Здоровый образ жизни как результат взаимодействия оптимального соотношения работы и отдыха, выполнения гигиенических требований к уходу за телом, к одежде, жилищу, рабочему месту, умеренного питания, воздержания от курения, избегания других вредных привычек, соблюдения оптимального двигательного режима, регулярных занятий физическими упражнениями. Преимущества здорового, физически активного образа жизни. Здоровый, физически активный образ жизни как необходимость для учащихся СМГ.
ВАРИАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТОсновы безопасности занятий. Особенности соблюдения требований безопасного поведения учащихся в процессе занятий физическими упражнениями с учетом состояния здоровья учащихся.
Олимпизм и олимпийское движение. Значение знаний об олимпийском движении для формирования представления о его общекультурном, экономическом и политическом значении в современном обществе.
Влияние средств физической культуры на учащихся. Индивидуальные особенности адаптации учащихся к физическим нагрузкам и использования эффекта переключения на физическую деятельность для восстановления умственной работоспособности, обусловленные характером и тяжестью заболевания.
Гигиенические знания. Правила соблюдения гигиенических требований в разное время года с учетом состояния здоровья. Особенности закаливания в разное время года с учетом состояния здоровья.
Методика самоконтроля. Значение самоконтроля за самостоятельными занятиями физическими упражнениями для оздоровления и рекреации учащихся СМГ.
Методика самостоятельных занятий. Особенности самостоятельного использования средств физического воспитания с целью оздоровления и рекреации с учетом индивидуальных показаний и противопоказаний, обусловленных заболеваниями.
Здоровый образ жизни. Индивидуальные особенности использования средств физической культуры в режиме труда и отдыха с учетом индивидуальных показаний и противопоказаний, обусловленных отклонениями в состоянии здоровья учащихся. Оптимальный недельный двигательный режим учащегося IX класса в разное время года с учетом состояния здоровья.
ТРЕБОВАНИЯ К УЧАЩИМСЯ
1. Знать правила безопасного поведения на уроках физической культуры и здоровья, во время организованных и самостоятельных занятий в различное время года, при проведении массовых спортивных и зрелищных мероприятий и уметь выполнять их с учетом состояния своего здоровья.
Знать о вкладе в олимпийское движение отечественных спортсменов и его значении для вхождения нашей страны в мировое экономическое, культурное и политическое пространство.
Знать индивидуальные ограничения применения физических упражнений, обусловленные характером и тяжестью заболеваний.
Знать индивидуальные особенности адаптации организма к физической нагрузке, ограничения переключения на физическую деятельность для восстановления умственной работоспособности, обусловленные характером и тяжестью заболеваний.
Уметь обосновать значение закаливания для учащихся СМГ и знать его особенности, обусловленные индивидуальными показаниями, ограничениями, противопоказаниями, зависящими от заболеваний.
Уметь индивидуализировать процедуры закаливания в течение учебного года и каникул с учетом заболеваний и условий жизни.
Уметь контролировать показатели своего физического развития, физической подготовленности, функционального состояния организма и оценивать его результаты.
Уметь доказать ценность здоровья для человека, возможность влияния на него здорового, физически активного образа жизни.
Знать правила использования средств физической культуры в процессе учебы и отдыха с учетом индивидуальных показаний и противопоказаний, обусловленных заболеваниями.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Физическая культура и здоровье
- I-XII классы
- Пояснительная записка
- 1. Общие положения
- 2. Цель и задачи учебного предмета
- 3. Формирование специальных медицинских групп для занятий физической культурой
- Н а ч а л ь н а я ш к о л а
- I—IV классы Примерное распределение учебных часов по классам
- I класс теоретический раздел
- Базовый компонент
- Практический раздел
- Общеобразовательно-оздоровительные средства, используемые с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья
- Вариативный компонентОбразовательно-оздоровительные средства, используемые по выбору с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья
- Другие средства оздоровления и рекреации
- Развитие двигательных способностей
- II класс теоретический раздел
- Базовыйкомпонент
- Практический раздел
- Базовыйкомпонент Общеобразовательно-оздоровительные средства, используемые с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья
- Вариативный компонентОбразовательно-оздоровительные средства, используемые по выбору с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья
- Другие средства оздоровления и рекреации
- Развитие двигательных способностей
- III класс теоретический раздел
- Базовыйкомпонент
- Практический раздел
- Базовый компонент Общеобразовательно-оздоровительные средства, используемые с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья
- Вариативный компонентОбразовательно-оздоровительные средства, используемые по выбору с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья
- Другие средства оздоровления и рекреации
- Развитие двигательных способностей
- IV класс теоретический раздел
- Базовыйкомпонент
- Практический раздел
- Базовый компонент Общеобразовательно-оздоровительные средства, используемые с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья
- Вариативный компонентОбразовательно-оздоровительные средства, используемые по выбору с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья
- Другие средства оздоровления и рекреации
- Развитие двигательных способностей
- 2. Вторая содержательная линия: «Формирование культуры здоровья и здорового, физически активного образа жизни средствами физической культуры».
- 3. Третья содержательная линия: «Формирование школыдвижений».
- 4. Четвертая содержательная линия: «Развитие двигатель-ных способностей, рекреация, оздоровление».
- V—VIII классы
- V класс теоретический раздел
- Базовыйкомпонент
- Практический раздел
- Общеобразовательно-оздоровительные средства, используемые с учетом индивидуальных ограничений, показаний и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья Легкая атлетика
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Кроссовая подготовка
- Конькобежная подготовка
- Плавание
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- VI класс теоретический раздел
- Базовыйкомпонент
- Практический раздел
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Кроссовая подготовка
- Конькобежная подготовка
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- VII класс теоретический раздел
- Базовый компонент
- Практический раздел
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Кроссовая подготовка
- Конькобежная подготовка
- Плавание
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Кроссовая подготовка
- Плавание
- Другие средства оздоровления и рекреации
- Развитие двигательных способностей
- VIII класс теоретический раздел
- Базовый компонент
- Практический раздел
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Кроссовая подготовка
- Конькобежная подготовка
- Плавание
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Кроссовая подготовка
- Плавание
- Другие средства оздоровления и рекреации
- Развитие двигательных способностей
- Б а 3 о в а я ш к о л а
- IX—X классы
- IX класс теоретический раздел
- Базовыйкомпонент
- Практический раздел
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Кроссовая подготовка
- Конькобежная подготовка
- Плавание
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Кроссовая подготовка
- X класс теоретический раздел
- Базовыйкомпонент
- Практический раздел
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Кроссовая подготовка
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Кроссовая подготовка
- 2. Вторая содержательная линия: «Формирование культуры здоровья и здорового, физически активного образа жизни».
- 3. Третья содержательная линия: «Освоение основ видов спорта».
- 4. Четвертая содержательная линия «Развитие двигательных способностей, рекреация, оздоровление».
- XI—XII классы
- Примерное распределение учебных часов по классам
- XI класс, девушки теоретический раздел
- Базовыйкомпонент
- Практический раздел
- Базовыйкомпонент Общеобразовательно-оздоровительные средства, используемые с учетом показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья Легкая атлетика
- Ритмическая гимнастика
- Акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Ритмическая гимнастика
- Акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Профильная практическая подготовка
- Другие средства оздоровления и рекреации
- Развитие двигательных способностей
- XII класс, девушки теоретический раздел
- Базовыйкомпонент
- Ритмическая гимнастика
- Акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Легкая атлетика
- Ритмическая гимнастика
- Акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Профильная практическая подготовка
- Базовыйкомпонент
- Практический раздел
- Базовыйкомпонент Общеобразовательно-оздоровительные средства, используемые с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья Легкая атлетика
- Гимнастика и акробатика
- Атлетическая гимнастика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Гимнастика и акробатика
- Атлетическая гимнастика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Профильная практическая подготовка
- Другие средства оздоровления и рекреации
- Развитие двигательных способностей
- XII класс, юноши теоретический раздел
- Базовыйкомпонент
- Базовыйкомпонент Общеобразовательно-оздоровительные средства, используемые с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья Легкая атлетика
- Гимнастика и акробатика
- Атлетическая гимнастика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Гимнастика и акробатика
- Атлетическая гимнастика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Профильная практическая подготовка
- 2. Вторая содержательная линия: «Формирование культуры здоровья и здорового, физически активного образа жизни средствами физической культуры».
- 3. Третья содержательная линия: «Развитие двигательных способностей». Основы безопасности занятий и сохранения здоровья
- Легкая атлетика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Девушки Ритмическая гимнастика и акробатика
- Юноши Гимнастика и акробатика
- Атлетическая гимнастика
- В а р и а т и в н ы й к о м п о н е н т Все содержательные линии учебного предмета
- Методические рекомендации
- 3.1. Рекомендации по определению медицинской группы для занятий физической культурой при некоторых отклонениях в состоянии здоровья1. Ревматический миокардит
- 2. Неревматические миокардиты
- 4. Врожденные пороки сердца
- 5. Послеоперационный период после хирургического вмеша-тельства по поводу порока сердца
- 6. Хроническая пневмония
- 7. Операция на легких (лобэктомия и сегментарная резек-ция легкого)
- 7.1. Удаление целого легкого
- 8. Хронический пиелонефрит
- 9. Эндокринные заболевания (ожирение)
- 10. Сколиозы и нарушения осанки
- 11. Врожденные и приобретенные деформации опорно-дви-гательного аппарата
- 12. Параличи, парезы, гиперкинезы после различных забо-леваний нервной системы (энцефалит, менингит, детский це-ребральный паралич, полиомиелит)
- 13. Хроническое воспаление среднего уха с нарушением це-лостности барабанной перепонки
- 14. Аномалии рефракции
- 3.2. Практические рекомендации для назначения
- 3.3. Организационно-методические требования к учебным занятиям по физической культуре в смг
- 2. Требования к структуре учебного процесса в смг
- 3. Требования к развитию двигательных качеств
- 4. Требования к дозированию нагрузки
- 3.4. Задачи, средства физической культуры и режимы нагрузки, противопоказанные, ограниченные в применении, показанные при различных заболеваниях
- 3.6. Функциональные пробы
- 3.7. Таблица для оценки внешних признаков утомления
- 3.8. Тесты для оценки физической подготовленности учащихся и методика их применения
- Список литературы
- Физическая культура и здоровье I-XII классы
- Физическая культура и здоровье
- I-XII классы