Базовыйкомпонент
Основы безопасности занятий. Правила безопасности занятий и предупреждения опасных ситуаций во время занятий с детьми дошкольного возраста; на детской площадке, во дворе, у водоема, в лесопарковой зоне. Правила безопасного поведения старшеклассников на уроках физкультуры, во время самостоятельных занятий физическими упражнениями1
1
1.
Гигиенические знания. Гигиена юноши во время занятий физическими упражнениями. Разрушающее влияние курения, алкоголя, наркотических веществ, переедания и других факторов нездорового образа жизни на здоровье юноши. Пагубное влияние вредных привычек родителей, ведущих нездоровый образ жизни, на генетический код, психическое и физическое здоровье детей. Благотворное влияние физических упражнений на здоровье юноши и его будущего потомства.
Двигательные способности человека.
Силовые способности. Мышечная сила. Прикладное значение мышечной силы для мужчины. Виды проявления мышечной силы: медленная сила, быстрая сила, абсолютная сила, относительная сила. Измерители различных проявлений мышечной силы. Об избирательном воздействии силовых упражнений. Возможности использования силовых упражнений для коррекции фигуры юноши. Влияние упражнений для развития силовых способностей на здоровье юноши. Возможные риски развития силовых способностей юноши и их предупреждение с учетом требований, обусловленных состоянием здоровья. Возможности развития силы при различных заболеваниях.
Скоростные способности. Прикладное значение скоростных способностей для юноши в современных условиях. Показатели скоростных способностей. Время двигательной реакции. Тест для измерения времени двигательной реакции: падающая линейка. Частота движений. Тесты для измерения частоты движений: теппинг-тест с карандашом, количество шагов за 10 мин в беге на месте с высоким подниманием бедра. Способность быстро набирать скорость. Тест: бег на 10 м с низкого старта. Возможности развития скоростных способностей при различных заболеваниях.
Скоростно-силовые способности. Виды скоростно-силовых способностей. Способность максимально быстро проявлять максимальную силу. Тест: прыжок в высоту с места толчком двух ног. Прикладное значение скоростно-силовых способностей для юноши. Возможности развития скоростно-силовых способностей при различных заболеваниях.
Выносливость. Выносливость и ее значение в жизни юноши. Многообразие видов выносливости. Силовая выносливость. Показатели силовой выносливости. Тесты силовой выносливости. Скоростная выносливость. Показатели скоростной выносливости. Тесты скоростной выносливости. Скоростно-силовая выносливость. Показатели скоростно-силовой выносливости. Тесты скоростно-силовой выносливости. Общая выносливость. Показатели общей выносливости. Тест общей выносливости. Возможности развития выносливости при различных заболеваниях.
Гибкость. Эстетическое и прикладное значение гибкости для юноши. Виды гибкости. Факторы, влияющие на гибкость. Показатели гибкости. Тесты для оценки гибкости. Возможности развития гибкости при различных заболеваниях.
Двигательно-координационные способности человека. Эстетическое и прикладное значение для юноши двигательно-коорди-национных способностей. Виды двигательно-координационных способностей, их показатели и тесты для оценки. Способность к ритму. Способность к равновесию. Способность к точному и своевременному реагированию. Способность к согласованию движений. Способность к дифференцированию параметров движения. Способность к ориентированию. Способность к расслаблению. Значение развития двигательно-координационных способностей при различных заболеваниях.
Методика самоконтроля. Дневник самоконтроля старшеклассника «Здоровье, сила и мужество». Практические рекомендации по ведению дневника самоконтроля. Методика оценки физического развития юноши. Значение оценки физического развития для формирования здорового, физически активного образа жизни юноши. Методика оценки физической подготовленности старшеклассника к выполнению требований комплекса «Защитник Отечества». Использование результатов самоконтроля физической подготовленности в процессе самостоятельных занятий старшеклассника физическими упражнениями.
Методика самостоятельных занятий. Формы самостоятельных занятий физическими упражнениями в режиме дня: утренний гигиенический комплекс, коррекционный комплекс-урок самостоятельных занятий, рекреативный комплекс-физкульт-пауза и др. Структура утреннего гигиенического комплекса, коррекционного комплекса-урока, рекреативного комплекса-физ-культпаузы. Содержание вводно-подготовительной, основной, заключительной частей комплексов. Физические упражнения для здоровья: ходьба, бег трусцой, плавание, гребля, прогулки на лыжах. Спортивные игры в системе самооздоровления.
Определение задач самостоятельных занятий физическими упражнениями (оздоровление, реабилитация, рекреация, развитие двигательных способностей и т. п.). Правила отбора средств
для решения задач самостоятельных занятий с учетом ограничений, обусловленных состоянием здоровья. Выбор методов, рекомендуемых для использования этих средств. Наиболее общие правила индивидуального нормирования нагрузки в процессе самостоятельных занятий юношей физическими упражнениями с учетом ограничений, обусловленных состоянием здоровья.
Здоровый образ жизни. Углубление знаний о положительных результатах здорового, физически активного образа жизни юноши. Преимущества здорового, физически активного образа жизни юноши. Негативное влияние вредных привычек (наркомания, алкоголизм, курение и переедание). Значение занятий физическими упражнениями для формирования здорового, физически активного образа жизни старшеклассника. Простейшие правила формирования здорового, физически активного образа жизни средствами физической культуры. Правила здравосозидающего режима жизни. Практические рекомендации по соблюдению правил. Разработка и практическое освоение отдельных комплексов упражнений для применения в здравосозидающем режиме жизни. Оптимальный недельный двигательный режим юноши в различное время года.
Внеучебные занятия с детьми дошкольного возраста. Возрастные особенности психофизического развития детей дошкольного возраста. Двигательная активность — важное условие психофизического и интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Игровая направленность — обязательное условие двигательной активности детей дошкольного возраста. Описание 5—6 подвижных игр для использования в различных условиях.
Олимпизм и олимпийское движение. НОК Республики Беларусь. Функции, структура. Международные связи. Влияние НОК на развитие «спорта для всех» в стране. Международная хартия физического воспитания.
ВАРИАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТОсновы безопасности занятий. Правила безопасного поведения на уроках физкультуры, во время самостоятельных занятий физическими упражнениями, при посещении массовых спортивных и зрелищных мероприятий с учетом состояния здоровья.
Гигиенические знания. Гигиена юноши во время занятий физическими упражнениями с учетом индивидуальных показаний и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья. Благотворное влияние на здоровье юноши физических упражнений, применяемых с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных характером и тяжестью заболеваний.
Двигательные способности человека. Значение развития дви-гательно-координационных и других физических способностей при различных заболеваниях. Возможности развития скоростных, силовых, скоростно-силовых способностей юноши, выносливости, гибкости, двигательно-координационных способностей с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных характером и тяжестью заболеваний.
Методика самоконтроля. Значение ведения дневника самоконтроля для оздоровления юноши с учетом показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных характером и тяжестью заболеваний.
Методика самостоятельных занятий. Правила отбора средств для решения задач самостоятельных занятий с учетом показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных характером и тяжестью заболеваний.
Здоровый образ жизни. Особенности требований к здоровому, физически активному образу жизни, обусловленные индивидуальным характером и тяжестью заболеваний юноши.
Олимпизм и олимпийское движение. Значение Международной хартии физического воспитания для развития физического воспитания учащихся, отнесенных к СМГ.
Профильная теоретическая подготовка. Значение, цель, задачи, особенности содержания профильной дифференциации физического воспитания с учетом будущей профессии, показаний и противопоказаний, обусловленных заболеваниями.
ТРЕБОВАНИЯ К УЧАЩИМСЯ
1. Знать правила безопасного поведения во время занятий, соревнований, посещения спортивных и других массовых зрелищ и мероприятий и уметь использовать их с учетом индивидуальных показаний и противопоказаний, обусловленных заболеваниями.
Знать правила безопасного поведения во время занятий с детьми дошкольного возраста и уметь применять эти знания.
Знать значение для юношей использования физических упражнений, формирования здорового, физически активного образа жизни и уметь их использовать с учетом индивидуальных ограничений, обусловленных состоянием здоровья.
Знать основные двигательные способности человека и влияние на их проявление индивидуальных особенностей характера и тяжести заболеваний.
Знать непротивопоказанные средства физической культуры для формирования здорового, физически активного образа жизни с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных характером и тяжестью заболеваний.
Знать простейшие правила проведения внеучебных занятий с детьми дошкольного возраста.
Знать особенности контроля над занятиями с детьми дошкольного возраста и самоконтроля.
Уметь объяснить структуру и функции НОК и охарактеризовать его влияние на развитие «спорта для всех» в стране.
Знать основные положения Международной хартии физического воспитания и ее значение для развития физического воспитания учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья.
Иметь представление о духовных, нравственных, культурных ценностях олимпизма, характеризующих гуманистический и социокультурный потенциал спорта в воспитании гармонично развитой личности юноши, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Знать о влиянии физических упражнений и закаливания на здоровье, физическую и умственную работоспособность юношей с учетом показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных характером и тяжестью заболеваний, и условий жизни.
Знать индивидуальные ограничения применения физических упражнений учащимися СМГ, обусловленные индивидуальными особенностями характера и тяжестью заболеваний.
Знать правила самоконтроля над физическим развитием, физической подготовленностью, функциональным состоянием организма и оценки его результатов с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных характером и тяжестью заболеваний.
Уметь использовать знания по самоконтролю при ведении дневника самоконтроля.
Осознавать ценность здоровья, знать о влиянии на него здорового, физически активного образа жизни, правилах использования средств физической культуры в режиме труда и отдыха, уметь использовать их с учетом индивидуальных показаний и противопоказаний, обусловленных заболеваниями.
Знать индивидуальные возможности профильной дифференциации физического воспитания с учетом будущей профессии, показаний и противопоказаний, обусловленных заболеваниями.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Физическая культура и здоровье
- I-XII классы
- Пояснительная записка
- 1. Общие положения
- 2. Цель и задачи учебного предмета
- 3. Формирование специальных медицинских групп для занятий физической культурой
- Н а ч а л ь н а я ш к о л а
- I—IV классы Примерное распределение учебных часов по классам
- I класс теоретический раздел
- Базовый компонент
- Практический раздел
- Общеобразовательно-оздоровительные средства, используемые с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья
- Вариативный компонентОбразовательно-оздоровительные средства, используемые по выбору с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья
- Другие средства оздоровления и рекреации
- Развитие двигательных способностей
- II класс теоретический раздел
- Базовыйкомпонент
- Практический раздел
- Базовыйкомпонент Общеобразовательно-оздоровительные средства, используемые с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья
- Вариативный компонентОбразовательно-оздоровительные средства, используемые по выбору с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья
- Другие средства оздоровления и рекреации
- Развитие двигательных способностей
- III класс теоретический раздел
- Базовыйкомпонент
- Практический раздел
- Базовый компонент Общеобразовательно-оздоровительные средства, используемые с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья
- Вариативный компонентОбразовательно-оздоровительные средства, используемые по выбору с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья
- Другие средства оздоровления и рекреации
- Развитие двигательных способностей
- IV класс теоретический раздел
- Базовыйкомпонент
- Практический раздел
- Базовый компонент Общеобразовательно-оздоровительные средства, используемые с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья
- Вариативный компонентОбразовательно-оздоровительные средства, используемые по выбору с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья
- Другие средства оздоровления и рекреации
- Развитие двигательных способностей
- 2. Вторая содержательная линия: «Формирование культуры здоровья и здорового, физически активного образа жизни средствами физической культуры».
- 3. Третья содержательная линия: «Формирование школыдвижений».
- 4. Четвертая содержательная линия: «Развитие двигатель-ных способностей, рекреация, оздоровление».
- V—VIII классы
- V класс теоретический раздел
- Базовыйкомпонент
- Практический раздел
- Общеобразовательно-оздоровительные средства, используемые с учетом индивидуальных ограничений, показаний и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья Легкая атлетика
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Кроссовая подготовка
- Конькобежная подготовка
- Плавание
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- VI класс теоретический раздел
- Базовыйкомпонент
- Практический раздел
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Кроссовая подготовка
- Конькобежная подготовка
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- VII класс теоретический раздел
- Базовый компонент
- Практический раздел
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Кроссовая подготовка
- Конькобежная подготовка
- Плавание
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Кроссовая подготовка
- Плавание
- Другие средства оздоровления и рекреации
- Развитие двигательных способностей
- VIII класс теоретический раздел
- Базовый компонент
- Практический раздел
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Кроссовая подготовка
- Конькобежная подготовка
- Плавание
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Кроссовая подготовка
- Плавание
- Другие средства оздоровления и рекреации
- Развитие двигательных способностей
- Б а 3 о в а я ш к о л а
- IX—X классы
- IX класс теоретический раздел
- Базовыйкомпонент
- Практический раздел
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Кроссовая подготовка
- Конькобежная подготовка
- Плавание
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Кроссовая подготовка
- X класс теоретический раздел
- Базовыйкомпонент
- Практический раздел
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Кроссовая подготовка
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Кроссовая подготовка
- 2. Вторая содержательная линия: «Формирование культуры здоровья и здорового, физически активного образа жизни».
- 3. Третья содержательная линия: «Освоение основ видов спорта».
- 4. Четвертая содержательная линия «Развитие двигательных способностей, рекреация, оздоровление».
- XI—XII классы
- Примерное распределение учебных часов по классам
- XI класс, девушки теоретический раздел
- Базовыйкомпонент
- Практический раздел
- Базовыйкомпонент Общеобразовательно-оздоровительные средства, используемые с учетом показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья Легкая атлетика
- Ритмическая гимнастика
- Акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Ритмическая гимнастика
- Акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Профильная практическая подготовка
- Другие средства оздоровления и рекреации
- Развитие двигательных способностей
- XII класс, девушки теоретический раздел
- Базовыйкомпонент
- Ритмическая гимнастика
- Акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Легкая атлетика
- Ритмическая гимнастика
- Акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Профильная практическая подготовка
- Базовыйкомпонент
- Практический раздел
- Базовыйкомпонент Общеобразовательно-оздоровительные средства, используемые с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья Легкая атлетика
- Гимнастика и акробатика
- Атлетическая гимнастика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Гимнастика и акробатика
- Атлетическая гимнастика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Профильная практическая подготовка
- Другие средства оздоровления и рекреации
- Развитие двигательных способностей
- XII класс, юноши теоретический раздел
- Базовыйкомпонент
- Базовыйкомпонент Общеобразовательно-оздоровительные средства, используемые с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья Легкая атлетика
- Гимнастика и акробатика
- Атлетическая гимнастика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Гимнастика и акробатика
- Атлетическая гимнастика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Профильная практическая подготовка
- 2. Вторая содержательная линия: «Формирование культуры здоровья и здорового, физически активного образа жизни средствами физической культуры».
- 3. Третья содержательная линия: «Развитие двигательных способностей». Основы безопасности занятий и сохранения здоровья
- Легкая атлетика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Девушки Ритмическая гимнастика и акробатика
- Юноши Гимнастика и акробатика
- Атлетическая гимнастика
- В а р и а т и в н ы й к о м п о н е н т Все содержательные линии учебного предмета
- Методические рекомендации
- 3.1. Рекомендации по определению медицинской группы для занятий физической культурой при некоторых отклонениях в состоянии здоровья1. Ревматический миокардит
- 2. Неревматические миокардиты
- 4. Врожденные пороки сердца
- 5. Послеоперационный период после хирургического вмеша-тельства по поводу порока сердца
- 6. Хроническая пневмония
- 7. Операция на легких (лобэктомия и сегментарная резек-ция легкого)
- 7.1. Удаление целого легкого
- 8. Хронический пиелонефрит
- 9. Эндокринные заболевания (ожирение)
- 10. Сколиозы и нарушения осанки
- 11. Врожденные и приобретенные деформации опорно-дви-гательного аппарата
- 12. Параличи, парезы, гиперкинезы после различных забо-леваний нервной системы (энцефалит, менингит, детский це-ребральный паралич, полиомиелит)
- 13. Хроническое воспаление среднего уха с нарушением це-лостности барабанной перепонки
- 14. Аномалии рефракции
- 3.2. Практические рекомендации для назначения
- 3.3. Организационно-методические требования к учебным занятиям по физической культуре в смг
- 2. Требования к структуре учебного процесса в смг
- 3. Требования к развитию двигательных качеств
- 4. Требования к дозированию нагрузки
- 3.4. Задачи, средства физической культуры и режимы нагрузки, противопоказанные, ограниченные в применении, показанные при различных заболеваниях
- 3.6. Функциональные пробы
- 3.7. Таблица для оценки внешних признаков утомления
- 3.8. Тесты для оценки физической подготовленности учащихся и методика их применения
- Список литературы
- Физическая культура и здоровье I-XII классы
- Физическая культура и здоровье
- I-XII классы