logo search
База нормативно-правовых документов ФКСиТ / НЕСОРТИРОВАННО / Документы для молодого специалиста / Нормативные документы / Программа для СМГ

Базовыйкомпонент

Основы безопасности занятий. Правила безопасности заня­тий и предупреждения опасных ситуаций во время занятий с детьми дошкольного возраста; на детской площадке, во дворе, у водоема, в лесопарковой зоне. Правила безопасного поведения старшеклассников на уроках физкультуры, во время самостоя­тельных занятий физическими упражнениями1

1

1.

Гигиенические знания. Гигиена юноши во время занятий физическими упражнениями. Разрушающее влияние курения, алкоголя, наркотических веществ, переедания и других факто­ров нездорового образа жизни на здоровье юноши. Пагубное влияние вредных привычек родителей, ведущих нездоровый об­раз жизни, на генетический код, психическое и физическое здо­ровье детей. Благотворное влияние физических упражнений на здоровье юноши и его будущего потомства.

Двигательные способности человека.

Силовые способности. Мышечная сила. Прикладное значе­ние мышечной силы для мужчины. Виды проявления мышечной силы: медленная сила, быстрая сила, абсолютная сила, относи­тельная сила. Измерители различных проявлений мышечной силы. Об избирательном воздействии силовых упражнений. Воз­можности использования силовых упражнений для коррекции фигуры юноши. Влияние упражнений для развития силовых спо­собностей на здоровье юноши. Возможные риски развития си­ловых способностей юноши и их предупреждение с учетом тре­бований, обусловленных состоянием здоровья. Возможности раз­вития силы при различных заболеваниях.

Скоростные способности. Прикладное значение скорост­ных способностей для юноши в современных условиях. Показа­тели скоростных способностей. Время двигательной реакции. Тест для измерения времени двигательной реакции: падающая линейка. Частота движений. Тесты для измерения частоты движений: теппинг-тест с карандашом, количество шагов за 10 мин в беге на месте с высоким подниманием бедра. Способ­ность быстро набирать скорость. Тест: бег на 10 м с низкого старта. Возможности развития скоростных способностей при различных заболеваниях.

Скоростно-силовые способности. Виды скоростно-силовых способностей. Способность максимально быстро проявлять мак­симальную силу. Тест: прыжок в высоту с места толчком двух ног. Прикладное значение скоростно-силовых способностей для юноши. Возможности развития скоростно-силовых способнос­тей при различных заболеваниях.

Выносливость. Выносливость и ее значение в жизни юноши. Многообразие видов выносливости. Силовая выносливость. Пока­затели силовой выносливости. Тесты силовой выносливости. Скоростная выносливость. Показатели скоростной выносливос­ти. Тесты скоростной выносливости. Скоростно-силовая вынос­ливость. Показатели скоростно-силовой выносливости. Тесты скоростно-силовой выносливости. Общая выносливость. Пока­затели общей выносливости. Тест общей выносливости. Возмож­ности развития выносливости при различных заболеваниях.

Гибкость. Эстетическое и прикладное значение гибкости для юноши. Виды гибкости. Факторы, влияющие на гибкость. Показатели гибкости. Тесты для оценки гибкости. Возможнос­ти развития гибкости при различных заболеваниях.

Двигательно-координационные способности человека. Эсте­тическое и прикладное значение для юноши двигательно-коорди-национных способностей. Виды двигательно-координационных способностей, их показатели и тесты для оценки. Способность к ритму. Способность к равновесию. Способность к точному и своевременному реагированию. Способность к согласованию дви­жений. Способность к дифференцированию параметров движе­ния. Способность к ориентированию. Способность к расслабле­нию. Значение развития двигательно-координационных способ­ностей при различных заболеваниях.

Методика самоконтроля. Дневник самоконтроля старше­классника «Здоровье, сила и мужество». Практические рекомен­дации по ведению дневника самоконтроля. Методика оценки физического развития юноши. Значение оценки физического раз­вития для формирования здорового, физически активного образа жизни юноши. Методика оценки физической подготовленности старшеклассника к выполнению требований комплекса «За­щитник Отечества». Использование результатов самоконтроля физической подготовленности в процессе самостоятельных заня­тий старшеклассника физическими упражнениями.

Методика самостоятельных занятий. Формы самостоятель­ных занятий физическими упражнениями в режиме дня: утрен­ний гигиенический комплекс, коррекционный комплекс-урок самостоятельных занятий, рекреативный комплекс-физкульт-пауза и др. Структура утреннего гигиенического комплекса, коррекционного комплекса-урока, рекреативного комплекса-физ-культпаузы. Содержание вводно-подготовительной, основной, заключительной частей комплексов. Физические упражнения для здоровья: ходьба, бег трусцой, плавание, гребля, прогулки на лыжах. Спортивные игры в системе самооздоровления.

Определение задач самостоятельных занятий физическими упражнениями (оздоровление, реабилитация, рекреация, разви­тие двигательных способностей и т. п.). Правила отбора средств

для решения задач самостоятельных занятий с учетом ограни­чений, обусловленных состоянием здоровья. Выбор методов, рекомендуемых для использования этих средств. Наиболее об­щие правила индивидуального нормирования нагрузки в процессе самостоятельных занятий юношей физическими упражнениями с учетом ограничений, обусловленных состоянием здоровья.

Здоровый образ жизни. Углубление знаний о положительных результатах здорового, физически активного образа жизни юно­ши. Преимущества здорового, физически активного образа жиз­ни юноши. Негативное влияние вредных привычек (наркомания, алкоголизм, курение и переедание). Значение занятий физиче­скими упражнениями для формирования здорового, физически активного образа жизни старшеклассника. Простейшие правила формирования здорового, физически активного образа жизни средствами физической культуры. Правила здравосозидающего режима жизни. Практические рекомендации по соблюдению пра­вил. Разработка и практическое освоение отдельных комплек­сов упражнений для применения в здравосозидающем режиме жизни. Оптимальный недельный двигательный режим юноши в различное время года.

Внеучебные занятия с детьми дошкольного возраста. Воз­растные особенности психофизического развития детей дошколь­ного возраста. Двигательная активность — важное условие психофизического и интеллектуального развития детей до­школьного возраста. Игровая направленность — обязательное условие двигательной активности детей дошкольного возраста. Описание 5—6 подвижных игр для использования в различных условиях.

Олимпизм и олимпийское движение. НОК Республики Бела­русь. Функции, структура. Международные связи. Влияние НОК на развитие «спорта для всех» в стране. Международная хар­тия физического воспитания.

ВАРИАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТОсновы безопасности занятий. Правила безопасного поведе­ния на уроках физкультуры, во время самостоятельных занятий физическими упражнениями, при посещении массовых спортив­ных и зрелищных мероприятий с учетом состояния здоровья.

Гигиенические знания. Гигиена юноши во время занятий физическими упражнениями с учетом индивидуальных показа­ний и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья. Благотворное влияние на здоровье юноши физических упраж­нений, применяемых с учетом индивидуальных показаний, огра­ничений и противопоказаний, обусловленных характером и тя­жестью заболеваний.

Двигательные способности человека. Значение развития дви-гательно-координационных и других физических способностей при различных заболеваниях. Возможности развития скорост­ных, силовых, скоростно-силовых способностей юноши, выносли­вости, гибкости, двигательно-координационных способностей с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопока­заний, обусловленных характером и тяжестью заболеваний.

Методика самоконтроля. Значение ведения дневника само­контроля для оздоровления юноши с учетом показаний, огра­ничений и противопоказаний, обусловленных характером и тя­жестью заболеваний.

Методика самостоятельных занятий. Правила отбора средств для решения задач самостоятельных занятий с учетом показа­ний, ограничений и противопоказаний, обусловленных характе­ром и тяжестью заболеваний.

Здоровый образ жизни. Особенности требований к здоровому, физически активному образу жизни, обусловленные индивиду­альным характером и тяжестью заболеваний юноши.

Олимпизм и олимпийское движение. Значение Междуна­родной хартии физического воспитания для развития физиче­ского воспитания учащихся, отнесенных к СМГ.

Профильная теоретическая подготовка. Значение, цель, задачи, особенности содержания профильной дифференциации физического воспитания с учетом будущей профессии, показаний и противопоказаний, обусловленных заболеваниями.

ТРЕБОВАНИЯ К УЧАЩИМСЯ

1. Знать правила безопасного поведения во время занятий, соревнований, посещения спортивных и других массовых зрелищ и мероприятий и уметь использовать их с учетом индивидуаль­ных показаний и противопоказаний, обусловленных заболева­ниями.

  1. Знать правила безопасного поведения во время занятий с детьми дошкольного возраста и уметь применять эти знания.

  2. Знать значение для юношей использования физических упражнений, формирования здорового, физически активного об­раза жизни и уметь их использовать с учетом индивидуальных ограничений, обусловленных состоянием здоровья.

  3. Знать основные двигательные способности человека и влия­ние на их проявление индивидуальных особенностей характера и тяжести заболеваний.

  4. Знать непротивопоказанные средства физической культуры для формирования здорового, физически активного образа жизни с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопо­казаний, обусловленных характером и тяжестью заболеваний.

  5. Знать простейшие правила проведения внеучебных заня­тий с детьми дошкольного возраста.

  6. Знать особенности контроля над занятиями с детьми до­школьного возраста и самоконтроля.

  7. Уметь объяснить структуру и функции НОК и охаракте­ризовать его влияние на развитие «спорта для всех» в стране.

  8. Знать основные положения Международной хартии физи­ческого воспитания и ее значение для развития физического вос­питания учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья.

  1. Иметь представление о духовных, нравственных, культур­ных ценностях олимпизма, характеризующих гуманистический и социокультурный потенциал спорта в воспитании гармонично развитой личности юноши, сочетающей в себе духовное богат­ство, моральную чистоту и физическое совершенство.

  2. Знать о влиянии физических упражнений и закаливания на здоровье, физическую и умственную работоспособность юношей с учетом показаний, ограничений и противопоказаний, обуслов­ленных характером и тяжестью заболеваний, и условий жизни.

  3. Знать индивидуальные ограничения применения физиче­ских упражнений учащимися СМГ, обусловленные индивидуаль­ными особенностями характера и тяжестью заболеваний.

  4. Знать правила самоконтроля над физическим развитием, физической подготовленностью, функциональным состоянием ор­ганизма и оценки его результатов с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных ха­рактером и тяжестью заболеваний.

  5. Уметь использовать знания по самоконтролю при ведении дневника самоконтроля.

  6. Осознавать ценность здоровья, знать о влиянии на него здорового, физически активного образа жизни, правилах исполь­зования средств физической культуры в режиме труда и отдыха, уметь использовать их с учетом индивидуальных показаний и противопоказаний, обусловленных заболеваниями.

  7. Знать индивидуальные возможности профильной диффе­ренциации физического воспитания с учетом будущей профессии, показаний и противопоказаний, обусловленных заболеваниями.