3. Третья содержательная линия: «Освоение основ видов спорта».
3.1. Учащиеся д о л ж н ы з н а т ь:
Технику выполнения всех изученных физических упражнений.
Комплексы упражнений для самостоятельного развития двигательных способностей с учетом индивидуальных показаний и противопоказаний.
Способы предупреждения и исправления ошибок при выполнении изученных средств физической, технико-тактической подготовки.
Правила нормирования физической нагрузки при использовании средств видов спорта с целью оздоровления с учетом показаний и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья.
3.2. Учащиеся должны у м е т ь технически правильно сучетом индивидуальных показаний и противопоказаний1:
Выполнять общеразвивающие гимнастические упражнения с предметами и без предметов.
Нормировать нагрузку при выполнении комплексов упражнений утренней гигиенической гимнастики, комплексов упражнений для развития силовых, скоростно-силовых способностей, гибкости, выносливости.
Передвигаться различными способами ходьбы и бега; бегать на скорость, на выносливость; прыгать в длину с места и с разбега, в высоту с разбега; метать мяч с места на точность и с разбега на дальность; правильно распределять свои силы в беге на выносливость в заданное время и на заданное расстояние.
Подтягиваться в висе (м, д); подтягиваться в висе стоя (д); поднимать и опускать согнутые или прямые ноги в висе (д); поднимать и опускать прямые ноги (м); выполнять размахивания изгибами в висе (м, д) и размахивания в висе (м, д); переходы из виса в упор силой (м), из упора в вис силой (м, д), переход из виса в упор разгибом (м), переход из упора в вис махом дугой (м); соскок махом назад, то же с поворотом на 90° (м); из виса стоя махом одной, толчком другой ноги выполнять подъем переворотом в упор (д).
1 Здесь и далее все индивидуальные противопоказанные средства физического воспитания безусловно исключаются из содержания организованных и самостоятельных занятий учащихся, отнесенных к СМГ.
Передвигаться на руках в упоре на брусьях (м, д); выполнять размахивание в упоре на брусьях (м, д), размахивание в упоре на предплечьях (м), упор на руках согнувшись (м); подьем разгибом в сед ноги врозь из упора согнувшись (м); подъем разгибом в упор (м); выполнять из размахивания в упоре соскок махом назад (м); сгибание и разгибание рук в упоре на количество раз (м); перемахи из упора в упор верхом (м, д); повороты из упора верхом в упор; стойку на плечах (м); выполнять из седа ноги врозь кувырок вперед в сед ноги врозь (м).
Передвигаться, сохраняя равновесие, при ходьбе по узкой опоре (гимнастическое бревно, деревянный брусок) простым, приставным и др. шагами; выполнять расхождение на встречных курсах передвижения по узкой опоре; приседать и вставать; выполнять поворот на двух ногах на носках на 180°, махом ноги поворот на 180° на носке; соскок прогнувшись с бревна; выполнять повороты на 360° на носках (д).
Выполнять опорный прыжок через козла в ширину ноги врозь (м, д); через козла в длину ноги врозь (мостик на расстоянии не менее 1 м) (м, д), ноги врозь через коня в длину (м).
Лазать по гимнастической стенке (м, д), по канату (шесту) с помощью ног (м, д), по канату (шесту) без помощи ног (м, д), по канату (шесту) без помощи ног в положении «угол» (м).
Выполнять кувырки, перекаты (м, д), стойки на голове и руках (м, д), на руках (м), упоры, прыжки с поворотами на 180°, подъем разгибом из упора согнувшись на лопатках на согнутые ноги (м); «мост» из положения лежа и стоя (м, д) и вставание с «моста» без помощи (д).
Выполнять самостоятельно под музыкальное сопровождение комплекс из 6—8 упражнений; комплекс из 10—12 упражнений.
Выполнять на параллельных брусьях и перекладине комбинации, включающие не менее трех элементов каждая и не менее пяти элементов каждая (м).
Выполнять на разновысоких брусьях и гимнастическом бревне комбинации, включающие не менее трех элементов каждая и не менее четырех элементов каждая (д).
Лазать по гимнастической стенке, по канату или шесту (м, д); то же, но с удержанием ног под прямым углом (м).
Передвигаться на лыжах с помощью разученных лыжных ходов; выполнять повороты в движении, подъемы в гору и спуски с гор, торможения «плугом» и «полуплугом»; чередовать способы передвижения на лыжах в зависимости от рельефа местности; преодолевать на лыжах дистанцию 2 км (д) и 3 км (м), 3 км (д) и 5 км (м).
При наличии бассейна проплывать не менее 25 м без остановки любым спортивным способом плавания; проплывать 50 м любым спортивным способом плавания.
В спортивных играх (волейбол, баскетбол, футбол, гандбол) выполнять стойку игрока, перемещаться по площадке в стойке, принимать и передавать мяч партнеру изученными способами, выполнять простейшие защитные и атакующие действия; взаимодействовать с партнерами, выполнять простейшие индивидуальные и коллективные тактические задания; уметь применять изученные приемы в процессе спортивной игры; осуществлять судейство спортивных игр.
3.3. Учащиеся должны б ы т ь г о т о в ы:
Применять освоенные двигательные умения и навыки для разностороннего развития двигательных способностей и для решения двигательных задач, встречающихся в быту.
- Физическая культура и здоровье
- I-XII классы
- Пояснительная записка
- 1. Общие положения
- 2. Цель и задачи учебного предмета
- 3. Формирование специальных медицинских групп для занятий физической культурой
- Н а ч а л ь н а я ш к о л а
- I—IV классы Примерное распределение учебных часов по классам
- I класс теоретический раздел
- Базовый компонент
- Практический раздел
- Общеобразовательно-оздоровительные средства, используемые с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья
- Вариативный компонентОбразовательно-оздоровительные средства, используемые по выбору с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья
- Другие средства оздоровления и рекреации
- Развитие двигательных способностей
- II класс теоретический раздел
- Базовыйкомпонент
- Практический раздел
- Базовыйкомпонент Общеобразовательно-оздоровительные средства, используемые с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья
- Вариативный компонентОбразовательно-оздоровительные средства, используемые по выбору с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья
- Другие средства оздоровления и рекреации
- Развитие двигательных способностей
- III класс теоретический раздел
- Базовыйкомпонент
- Практический раздел
- Базовый компонент Общеобразовательно-оздоровительные средства, используемые с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья
- Вариативный компонентОбразовательно-оздоровительные средства, используемые по выбору с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья
- Другие средства оздоровления и рекреации
- Развитие двигательных способностей
- IV класс теоретический раздел
- Базовыйкомпонент
- Практический раздел
- Базовый компонент Общеобразовательно-оздоровительные средства, используемые с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья
- Вариативный компонентОбразовательно-оздоровительные средства, используемые по выбору с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья
- Другие средства оздоровления и рекреации
- Развитие двигательных способностей
- 2. Вторая содержательная линия: «Формирование культуры здоровья и здорового, физически активного образа жизни средствами физической культуры».
- 3. Третья содержательная линия: «Формирование школыдвижений».
- 4. Четвертая содержательная линия: «Развитие двигатель-ных способностей, рекреация, оздоровление».
- V—VIII классы
- V класс теоретический раздел
- Базовыйкомпонент
- Практический раздел
- Общеобразовательно-оздоровительные средства, используемые с учетом индивидуальных ограничений, показаний и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья Легкая атлетика
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Кроссовая подготовка
- Конькобежная подготовка
- Плавание
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- VI класс теоретический раздел
- Базовыйкомпонент
- Практический раздел
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Кроссовая подготовка
- Конькобежная подготовка
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- VII класс теоретический раздел
- Базовый компонент
- Практический раздел
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Кроссовая подготовка
- Конькобежная подготовка
- Плавание
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Кроссовая подготовка
- Плавание
- Другие средства оздоровления и рекреации
- Развитие двигательных способностей
- VIII класс теоретический раздел
- Базовый компонент
- Практический раздел
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Кроссовая подготовка
- Конькобежная подготовка
- Плавание
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Кроссовая подготовка
- Плавание
- Другие средства оздоровления и рекреации
- Развитие двигательных способностей
- Б а 3 о в а я ш к о л а
- IX—X классы
- IX класс теоретический раздел
- Базовыйкомпонент
- Практический раздел
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Кроссовая подготовка
- Конькобежная подготовка
- Плавание
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Кроссовая подготовка
- X класс теоретический раздел
- Базовыйкомпонент
- Практический раздел
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Кроссовая подготовка
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Кроссовая подготовка
- 2. Вторая содержательная линия: «Формирование культуры здоровья и здорового, физически активного образа жизни».
- 3. Третья содержательная линия: «Освоение основ видов спорта».
- 4. Четвертая содержательная линия «Развитие двигательных способностей, рекреация, оздоровление».
- XI—XII классы
- Примерное распределение учебных часов по классам
- XI класс, девушки теоретический раздел
- Базовыйкомпонент
- Практический раздел
- Базовыйкомпонент Общеобразовательно-оздоровительные средства, используемые с учетом показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья Легкая атлетика
- Ритмическая гимнастика
- Акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Ритмическая гимнастика
- Акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Профильная практическая подготовка
- Другие средства оздоровления и рекреации
- Развитие двигательных способностей
- XII класс, девушки теоретический раздел
- Базовыйкомпонент
- Ритмическая гимнастика
- Акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Легкая атлетика
- Ритмическая гимнастика
- Акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Профильная практическая подготовка
- Базовыйкомпонент
- Практический раздел
- Базовыйкомпонент Общеобразовательно-оздоровительные средства, используемые с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья Легкая атлетика
- Гимнастика и акробатика
- Атлетическая гимнастика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Гимнастика и акробатика
- Атлетическая гимнастика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Профильная практическая подготовка
- Другие средства оздоровления и рекреации
- Развитие двигательных способностей
- XII класс, юноши теоретический раздел
- Базовыйкомпонент
- Базовыйкомпонент Общеобразовательно-оздоровительные средства, используемые с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья Легкая атлетика
- Гимнастика и акробатика
- Атлетическая гимнастика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Гимнастика и акробатика
- Атлетическая гимнастика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Профильная практическая подготовка
- 2. Вторая содержательная линия: «Формирование культуры здоровья и здорового, физически активного образа жизни средствами физической культуры».
- 3. Третья содержательная линия: «Развитие двигательных способностей». Основы безопасности занятий и сохранения здоровья
- Легкая атлетика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Девушки Ритмическая гимнастика и акробатика
- Юноши Гимнастика и акробатика
- Атлетическая гимнастика
- В а р и а т и в н ы й к о м п о н е н т Все содержательные линии учебного предмета
- Методические рекомендации
- 3.1. Рекомендации по определению медицинской группы для занятий физической культурой при некоторых отклонениях в состоянии здоровья1. Ревматический миокардит
- 2. Неревматические миокардиты
- 4. Врожденные пороки сердца
- 5. Послеоперационный период после хирургического вмеша-тельства по поводу порока сердца
- 6. Хроническая пневмония
- 7. Операция на легких (лобэктомия и сегментарная резек-ция легкого)
- 7.1. Удаление целого легкого
- 8. Хронический пиелонефрит
- 9. Эндокринные заболевания (ожирение)
- 10. Сколиозы и нарушения осанки
- 11. Врожденные и приобретенные деформации опорно-дви-гательного аппарата
- 12. Параличи, парезы, гиперкинезы после различных забо-леваний нервной системы (энцефалит, менингит, детский це-ребральный паралич, полиомиелит)
- 13. Хроническое воспаление среднего уха с нарушением це-лостности барабанной перепонки
- 14. Аномалии рефракции
- 3.2. Практические рекомендации для назначения
- 3.3. Организационно-методические требования к учебным занятиям по физической культуре в смг
- 2. Требования к структуре учебного процесса в смг
- 3. Требования к развитию двигательных качеств
- 4. Требования к дозированию нагрузки
- 3.4. Задачи, средства физической культуры и режимы нагрузки, противопоказанные, ограниченные в применении, показанные при различных заболеваниях
- 3.6. Функциональные пробы
- 3.7. Таблица для оценки внешних признаков утомления
- 3.8. Тесты для оценки физической подготовленности учащихся и методика их применения
- Список литературы
- Физическая культура и здоровье I-XII классы
- Физическая культура и здоровье
- I-XII классы