Базовыйкомпонент
Основы безопасности занятий. Правила безопасного поведения и предупреждения опасных ситуаций во время учебных занятий, посещения спортивных и других массовых зрелищ и мероприятий. Правила подготовки мест безопасных занятий,
самооценки сил, страховки, самостраховки, помощи. Правила обеспечения безопасности внеучебных занятий с детьми младшего школьного возраста.
Гигиенические знания. Методические рекомендации по режиму питания в процессе занятий физическими упражнениями.
Методика развития двигательных способностей.
Силовые способности. Задачи, средства развития силовых способностей юноши. Методы развития силовых способностей юноши. Избирательное воздействие силовых упражнений. Использование силовых упражнений для коррекции фигуры юноши. Рекомендации по нормированию физической нагрузки силового характера при занятиях с юношами1
1
1.
Скоростные и скоростно-силовые способности. Задачи и средства развития скоростных и скоростно-силовых способностей юношей. Методы развития скоростных и скоростно-си-ловых способностей юношей. Рекомендации по нормированию физической нагрузки скоростного и скоростно-силового характера.
Выносливость. Средства развития общей выносливости юношей. Методы развития общей выносливости. Рекомендации по нормированию физической нагрузки на выносливость при занятиях с юношами.
Гибкость. Задачи и средства развития гибкости. Методы развития гибкости. Метод повторного динамического упражнения. Метод повторного статического упражнения («стрет-чинг»). Метод комбинированного использования упражнений для развития гибкости. Особенности нормирования физической нагрузки для развития гибкости при занятиях с юношами.
Двигательно-координационные способности. Задачи развития отдельных двигательно-координационных способностей. Средства развития отдельных двигательно-координационных способностей: физические упражнения, спортивные игры, входящие в программы V—XII классов. Методы развития двига-тельно-координационных способностей: метод регламентированного упражнения (стандартно-повторного, вариативного со строго регламентированным и не строго регламентированным варьированием условий выполнения), игровой метод. Особенности нормирования физической нагрузки для развития отдельных двигательно-координационных способностей.
Методика самоконтроля. Методика оценки физической подготовленности старшеклассника к выполнению требований комплекса «Защитник Отечества». Использование результатов самоконтроля физической подготовленности в процессе самостоятельных занятий старшеклассника физическими упражнениями. Методические рекомендации по предварительному, промежуточному, итоговому самоконтролю старшеклассника.
Методика самостоятельных занятий. Определение задач самостоятельных занятий физическими упражнениями (оздоровление, реабилитация, рекреация, развитие двигательных способностей и т. п.). Правила отбора средств для решения задач самостоятельных занятий. Наиболее характерные методы, рекомендуемые для использования этих средств. Наиболее общие правила индивидуального нормирования нагрузки в процессе самостоятельных занятий.
Здоровый образ жизни. Простейшие правила формирования здорового, физически активного образа жизни средствами физической культуры. Практические рекомендации по соблюдению правил. Отбор и практическое применение средств физической культуры в здоровом образе жизни. Оптимальный недельный двигательный режим юноши в разное время года.
Внеучебные занятия с детьми младшего школьного возраста. Методические особенности проведения внеучебных занятий с детьми младшего школьного возраста. Дидактические подвижные игры. Описание 3—4 дидактических подвижных игр для использования в различных условиях.
Олимпизм и олимпийское движение. Белорусская олимпийская академия. Функции, структура, руководство, международные связи. Влияние на развитие в стране олимпийского движения.
ВАРИАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТОсновы безопасности занятий. Особенности выполнения правил безопасного поведения и предупреждения опасности на занятиях физическими упражнениями с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных заболеваниями.
Гигиенические знания. Разрушающее влияние вредных привычек и нарушения требований личной гигиены на организм юношей, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Методические рекомендации по режиму питания в процессе занятий физическими упражнениями с учетом индивидуальных ограничений и противопоказаний, обусловленных заболеваниями.
Методика развития двигательных способностей. Индивидуальные ограничения и противопоказания поддержания и развития силовых, скоростных, скоростно-силовых способностей, выносливости, гибкости, двигательно-координационных способностей, обусловленные характером и степенью индивидуальных отклонений здоровья от нормы.
Методика самоконтроля. Особенности самоконтроля старшеклассника с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных заболеваниями. Дневник самоконтроля старшеклассника. Практические рекомендации по анализу результатов самоконтроля юноши с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных заболеваниями.
Методика самостоятельных занятий. Определение индивидуальных задач самостоятельных занятий физическими упражнениями, средств для их решения, индивидуального нормирования нагрузки в процессе самостоятельных занятий юношей физическими упражнениями с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных заболеваниями.
Здоровый образ жизни. Требования к формированию здорового, физически активного образа жизни юноши средствами физической культуры с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных заболеваниями.
Профильная теоретическая подготовка. Индивидуальные возможности профильной дифференциации физического воспитания учащихся с учетом будущей профессии, показаний и противопоказаний, обусловленных заболеваниями.
ТРЕБОВАНИЯ К УЧАЩИМСЯ
1. Знать и уметь использовать правила безопасного поведения и предупреждения опасных ситуаций во время учебных занятий, посещения спортивных и других массовых зрелищ и мероприятий.
Знать и уметь использовать правила формирования здорового, физически активного образа жизни юноши средствами физической культуры с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных заболеваниями.
Знать особенности питания юноши при занятиях физическими упражнениями с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных заболеваниями.
Знать индивидуальные ограничения и противопоказания поддержания и развития силовых, скоростных, скоростно-сило-вых, двигательно-координационных способностей, выносливости или гибкости, обусловленные заболеваниями.
Знать методику развития двигательно-координационных способностей, выносливости и гибкости юношей с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных заболеваниями.
Знать цели, содержание и методы самостоятельных занятий с оздоровительной направленностью для юношей с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных заболеваниями.
Знать субъективные и объективные показатели самоконтроля, необходимые для оздоровления юношей средствами физической культуры, и уметь использовать их с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных заболеваниями.
Знать правила ведения дневника самоконтроля.
Знать правила здорового образа жизни, необходимые для поддержания нормального веса тела и оздоровления юношей средствами физической культуры с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных заболеваниями.
Знать особенности проведения занятий физическими упражнениями во внеучебное время с детьми младшего школьного возраста с целью их рекреации, оздоровления и физического развития.
Знать правила проведения и уметь провести 3—4 подвижные игры с детьми младшего школьного возраста.
Знать функции, структуру, влияние Белорусской олимпийской академии на оздоровление нации средствами спорта.
Знать индивидуальные возможности профильной дифференциации физического воспитания с учетом будущей профессии, показаний и противопоказаний, обусловленных заболеваниями.
ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Задачи раздела:
Формировать у юношей отношение к своему здоровью как ценности, требующей постоянной заботы, направленной на его сохранение и укрепление, необходимому условию личного счастья, успешного выполнения патриотического долга по защите Родины, благополучия нации и государства.
Оздоравливать юношей средствами видов спорта, освоенными в процессе обучения в школе, с учетом индивидуальных показаний и противопоказаний, обусловленных заболеваниями.
Формировать на практических занятиях способность переживать чувство удовлетворения от выполнения физических упражнений и выражать его через технически правильно выполненное движение.
Формировать умения, навыки, виды деятельности, необходимые для самостоятельных занятий оздоровительной направленности, с учетом индивидуальных показаний и противопоказаний, обусловленных заболеваниями.
Добиваться улучшения или стабилизации показателей, характеризующих уровень физического здоровья (функциональных проб, физического развития, физической подготовленности), с учетом характера и тяжести заболеваний.
Формировать правильную осанку и приучать юношей следить за ее сохранением не только на занятиях физической культурой.
Закреплять точность выполнения изученных строевых команд и перестроений на месте и в движении.
Совершенствовать технику обычной и спортивной ходьбы, бега, прыжков, метаний и ловли и умение применять их самостоятельно с целью оздоровления и рекреации с учетом индивидуальных показаний и противопоказаний, обусловленных заболеваниями.
Совершенствовать технику общеразвивающих упражнений на месте и в движении, без предметов, с предметами, под музыкальное сопровождение и умение применять самостоятельно с целью оздоровления и рекреации с учетом индивидуальных показаний и противопоказаний, обусловленных заболеваниями.
10. Формировать чувство ритма и способность воспроизводить заданный ритм движений.
Совершенствовать технику передвижения на лыжах, формировать умение использовать ходьбу на лыжах с целью оздоровления и рекреации с учетом индивидуальных показаний и противопоказаний, обусловленных заболеваниями.
Совершенствовать основные технико-тактические действия изучаемой спортивной игры, формировать умение самостоятельно их использовать в условиях игровой деятельности с целью оздоровления и рекреации с учетом индивидуальных показаний и противопоказаний, обусловленных заболеваниями.
Разносторонне развивать средствами видов спорта, включенных в учебную программу, двигательно-координационные способности, гибкость, общую выносливость, другие кондиционные способности с учетом индивидуальных показаний и противопоказаний, обусловленных характером, тяжестью заболеваний.
Формировать умение провести 3—4 подвижные игры с детьми младшего школьного возраста.
Повышать индивидуальный уровень развития двигательных способностей и качеств личности, необходимых для будущей профессиональной деятельности, в соответствии с профильной дифференциацией, показаниями и противопоказаниями, обусловленными заболеваниями.
Продолжить изучение правил судейства видов спорта, включенных в программу, с учетом индивидуальных возможностей и предпочтений учащихся и совершенствовать их в процессе участия в судействе соревнований.
- Физическая культура и здоровье
- I-XII классы
- Пояснительная записка
- 1. Общие положения
- 2. Цель и задачи учебного предмета
- 3. Формирование специальных медицинских групп для занятий физической культурой
- Н а ч а л ь н а я ш к о л а
- I—IV классы Примерное распределение учебных часов по классам
- I класс теоретический раздел
- Базовый компонент
- Практический раздел
- Общеобразовательно-оздоровительные средства, используемые с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья
- Вариативный компонентОбразовательно-оздоровительные средства, используемые по выбору с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья
- Другие средства оздоровления и рекреации
- Развитие двигательных способностей
- II класс теоретический раздел
- Базовыйкомпонент
- Практический раздел
- Базовыйкомпонент Общеобразовательно-оздоровительные средства, используемые с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья
- Вариативный компонентОбразовательно-оздоровительные средства, используемые по выбору с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья
- Другие средства оздоровления и рекреации
- Развитие двигательных способностей
- III класс теоретический раздел
- Базовыйкомпонент
- Практический раздел
- Базовый компонент Общеобразовательно-оздоровительные средства, используемые с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья
- Вариативный компонентОбразовательно-оздоровительные средства, используемые по выбору с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья
- Другие средства оздоровления и рекреации
- Развитие двигательных способностей
- IV класс теоретический раздел
- Базовыйкомпонент
- Практический раздел
- Базовый компонент Общеобразовательно-оздоровительные средства, используемые с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья
- Вариативный компонентОбразовательно-оздоровительные средства, используемые по выбору с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья
- Другие средства оздоровления и рекреации
- Развитие двигательных способностей
- 2. Вторая содержательная линия: «Формирование культуры здоровья и здорового, физически активного образа жизни средствами физической культуры».
- 3. Третья содержательная линия: «Формирование школыдвижений».
- 4. Четвертая содержательная линия: «Развитие двигатель-ных способностей, рекреация, оздоровление».
- V—VIII классы
- V класс теоретический раздел
- Базовыйкомпонент
- Практический раздел
- Общеобразовательно-оздоровительные средства, используемые с учетом индивидуальных ограничений, показаний и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья Легкая атлетика
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Кроссовая подготовка
- Конькобежная подготовка
- Плавание
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- VI класс теоретический раздел
- Базовыйкомпонент
- Практический раздел
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Кроссовая подготовка
- Конькобежная подготовка
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- VII класс теоретический раздел
- Базовый компонент
- Практический раздел
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Кроссовая подготовка
- Конькобежная подготовка
- Плавание
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Кроссовая подготовка
- Плавание
- Другие средства оздоровления и рекреации
- Развитие двигательных способностей
- VIII класс теоретический раздел
- Базовый компонент
- Практический раздел
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Кроссовая подготовка
- Конькобежная подготовка
- Плавание
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Кроссовая подготовка
- Плавание
- Другие средства оздоровления и рекреации
- Развитие двигательных способностей
- Б а 3 о в а я ш к о л а
- IX—X классы
- IX класс теоретический раздел
- Базовыйкомпонент
- Практический раздел
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Кроссовая подготовка
- Конькобежная подготовка
- Плавание
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Кроссовая подготовка
- X класс теоретический раздел
- Базовыйкомпонент
- Практический раздел
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Кроссовая подготовка
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Кроссовая подготовка
- 2. Вторая содержательная линия: «Формирование культуры здоровья и здорового, физически активного образа жизни».
- 3. Третья содержательная линия: «Освоение основ видов спорта».
- 4. Четвертая содержательная линия «Развитие двигательных способностей, рекреация, оздоровление».
- XI—XII классы
- Примерное распределение учебных часов по классам
- XI класс, девушки теоретический раздел
- Базовыйкомпонент
- Практический раздел
- Базовыйкомпонент Общеобразовательно-оздоровительные средства, используемые с учетом показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья Легкая атлетика
- Ритмическая гимнастика
- Акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Ритмическая гимнастика
- Акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Профильная практическая подготовка
- Другие средства оздоровления и рекреации
- Развитие двигательных способностей
- XII класс, девушки теоретический раздел
- Базовыйкомпонент
- Ритмическая гимнастика
- Акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Легкая атлетика
- Ритмическая гимнастика
- Акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Профильная практическая подготовка
- Базовыйкомпонент
- Практический раздел
- Базовыйкомпонент Общеобразовательно-оздоровительные средства, используемые с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья Легкая атлетика
- Гимнастика и акробатика
- Атлетическая гимнастика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Гимнастика и акробатика
- Атлетическая гимнастика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Профильная практическая подготовка
- Другие средства оздоровления и рекреации
- Развитие двигательных способностей
- XII класс, юноши теоретический раздел
- Базовыйкомпонент
- Базовыйкомпонент Общеобразовательно-оздоровительные средства, используемые с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья Легкая атлетика
- Гимнастика и акробатика
- Атлетическая гимнастика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Гимнастика и акробатика
- Атлетическая гимнастика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Профильная практическая подготовка
- 2. Вторая содержательная линия: «Формирование культуры здоровья и здорового, физически активного образа жизни средствами физической культуры».
- 3. Третья содержательная линия: «Развитие двигательных способностей». Основы безопасности занятий и сохранения здоровья
- Легкая атлетика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Девушки Ритмическая гимнастика и акробатика
- Юноши Гимнастика и акробатика
- Атлетическая гимнастика
- В а р и а т и в н ы й к о м п о н е н т Все содержательные линии учебного предмета
- Методические рекомендации
- 3.1. Рекомендации по определению медицинской группы для занятий физической культурой при некоторых отклонениях в состоянии здоровья1. Ревматический миокардит
- 2. Неревматические миокардиты
- 4. Врожденные пороки сердца
- 5. Послеоперационный период после хирургического вмеша-тельства по поводу порока сердца
- 6. Хроническая пневмония
- 7. Операция на легких (лобэктомия и сегментарная резек-ция легкого)
- 7.1. Удаление целого легкого
- 8. Хронический пиелонефрит
- 9. Эндокринные заболевания (ожирение)
- 10. Сколиозы и нарушения осанки
- 11. Врожденные и приобретенные деформации опорно-дви-гательного аппарата
- 12. Параличи, парезы, гиперкинезы после различных забо-леваний нервной системы (энцефалит, менингит, детский це-ребральный паралич, полиомиелит)
- 13. Хроническое воспаление среднего уха с нарушением це-лостности барабанной перепонки
- 14. Аномалии рефракции
- 3.2. Практические рекомендации для назначения
- 3.3. Организационно-методические требования к учебным занятиям по физической культуре в смг
- 2. Требования к структуре учебного процесса в смг
- 3. Требования к развитию двигательных качеств
- 4. Требования к дозированию нагрузки
- 3.4. Задачи, средства физической культуры и режимы нагрузки, противопоказанные, ограниченные в применении, показанные при различных заболеваниях
- 3.6. Функциональные пробы
- 3.7. Таблица для оценки внешних признаков утомления
- 3.8. Тесты для оценки физической подготовленности учащихся и методика их применения
- Список литературы
- Физическая культура и здоровье I-XII классы
- Физическая культура и здоровье
- I-XII классы