Базовыйкомпонент
Основы безопасности занятий. Правила безопасного поведения и предупреждения опасных ситуаций во время учебных занятий, посещения спортивных и других массовых зрелищ и мероприятий. Правила подготовки мест безопасных занятий, самооценки сил, страховки, самостраховки, помощи. Правила обеспечения безопасности внеучебных занятий с детьми младшего школьного возраста.
Гигиенические знания. Гигиена девушки во время занятий физическими упражнениями. Разрушающее влияние курения, алкоголя, наркотических веществ, переедания и других факторов нездорового образа жизни на здоровье девушки. Пагубное влияние вредных привычек родителей, ведущих нездоровый образ жизни, на генетический код, психическое и физическое здоровье детей. Благотворное влияние физических упражнений на здоровье девушки и ее будущего потомства. Методические рекомендации по режиму питания в процессе занятий физическими упражнениями1
1
1.
Методика развития двигательных способностей.
Силовые способности. Задачи, средства развития силовых способностей девушки. Методы развития силовых способностей девушки. Избирательное воздействие силовых упражнений. Использование силовых упражнений для коррекции фигуры девушки. Рекомендации по нормированию физической нагрузки силового характера при занятиях с девушками с учетом цикличности физиологических функций женского организма.
Скоростные и скоростно-силовые способности. Задачи и средства развития скоростных и скоростно-силовых способностей девушек. Методы развития скоростных и скоростно-силовых способностей девушек. Рекомендации по нормированию физической нагрузки скоростного и скоростно-силового характера с учетом цикличности физиологических функций женского организма.
Выносливость. Средства развития общей выносливости девушек. Методы развития общей выносливости. Рекомендации по нормированию физической нагрузки на выносливость при занятиях с девушками с учетом цикличности физиологических функций женского организма.
Гибкость. Задачи и средства развития гибкости. Методы развития гибкости. Метод повторного динамического упражнения. Метод повторного статического упражнения («стрет-чинг»). Метод комбинированного использования упражнений для развития гибкости. Особенности нормирования физической нагрузки для развития гибкости при занятиях с девушками.
Двигательно-координационные способности. Задачи развития отдельных двигательно-координационных способностей. Средства развития отдельных двигательно-координационных способностей: физические упражнения, спортивные игры, входящие в программы V—XI классов. Методы развития двига-тельно-координационных способностей: метод регламентированного упражнения (стандартно-повторного, вариативного со строго регламентированным и не строго регламентированным варьированием условий выполнения), игровой метод. Особенности нормирования физической нагрузки для развития отдельных двигательно-координационных способностей.
Методика самоконтроля. Методические рекомендации по предварительному, промежуточному, итоговому самоконтролю старшеклассницы с учетом цикличности физиологических функций женского организма. Субъективные показатели самоконтроля и их значение для регулирования физической нагрузки. Функциональные пробы и их значение для самоконтроля эффективности занятий физическими упражнениями. Объективные показатели самоконтроля. Значение оценки физического развития для регулирования собственного веса. Значение оценки физической подготовленности для коррекции содержания самостоя-
тельных занятий физическими упражнениями. Дневник самоконтроля старшеклассницы. Практические рекомендации по анализу результатов самоконтроля девушки.
Методика самостоятельных занятий. Определение индивидуальных задач самостоятельных занятий физическими упражнениями (оздоровление, реабилитация, рекреация, развитие двигательных способностей и т. п.). Правила отбора средств для решения задач самостоятельных занятий с учетом особенностей женского организма. Наиболее общие правила индивидуального нормирования нагрузки в процессе самостоятельных занятий девушек физическими упражнениями.
Здоровый образ жизни. Профилактика избыточного веса тела девушки. Требования к формированию здорового образа жизни девушки средствами физической культуры. Практические рекомендации по отбору и практическому применению средств физической культуры в здоровом образе жизни девушки. Оптимальный недельный двигательный режим старшеклассницы в разное время года.
Внеучебные занятия с детьми младшего школьного возраста. Методические особенности проведения внеучебных занятий с детьми младшего школьного возраста. Дидактические подвижные игры. Описание 3—4 дидактических подвижных игр для использования в различных условиях.
Олимпизм и олимпийское движение. Белорусская олимпийская академия. Функции, структура, международные связи, влияние на олимпийское движение в стране.
ВАРИАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТОсновы безопасности занятий. Особенности выполнения правил безопасного поведения и предупреждения опасности во время занятий физическими упражнениями с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных особенностями женского организма и заболеваниями.
Гигиенические знания. Разрушающее влияние вредных привычек и нарушения требований личной гигиены на организм девушек, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Методические рекомендации по режиму питания в процессе занятий физическими упражнениями с учетом индивидуальных ограничений и противопоказаний, обусловленных особенностями женского организма и заболеваниями.
Методика развития двигательных способностей. Индивидуальные ограничения и противопоказания поддержания и развития силовых, скоростных, скоростно-силовых способностей, выносливости, гибкости, двигательно-координационных способностей, обусловленные особенностями женского организма, характером и степенью индивидуальных отклонений здоровья от нормы.
Методика самоконтроля. Особенности самоконтроля старшеклассницы с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных особенностями женского организма и заболеваниями. Дневник самоконтроля старшеклассницы. Практические рекомендации по анализу результатов самоконтроля девушки с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных заболеваниями.
Методика самостоятельных занятий. Определение индивидуальных задач самостоятельных занятий физическими упражнениями, средств для их решения, индивидуального нормирования нагрузки в процессе самостоятельных занятий девушек физическими упражнениями с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных особенностями женского организма и заболеваниями.
Здоровый образ жизни. Требования к формированию здорового, физически активного образа жизни девушки средствами физической культуры с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных заболеваниями.
Профильная теоретическая подготовка. Индивидуальные возможности профильной дифференциации физического воспитания учащихся с учетом будущей профессии, показаний и противопоказаний, обусловленных заболеваниями.
ТРЕБОВАНИЯ К УЧАЩИМСЯ
Знать и уметь использовать правила безопасного поведения и предупреждения опасных ситуаций во время учебных занятий, посещения спортивных и других массовых зрелищ и мероприятий.
Знать и уметь использовать правила формирования здорового, физически активного образа жизни девушки средствами физической культуры с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных особенностями женского организма и заболеваниями.
Знать особенности питания девушки при занятиях физическими упражнениями с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных заболеваниями.
Знать индивидуальные ограничения и противопоказания поддержания и развития силовых, скоростных, скоростно-сило-вых, двигательно-координационных способностей, выносливости или гибкости, обусловленные заболеваниями.
Знать методику развития двигательно-координационных способностей, выносливости и гибкости с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных особенностями женского организма и заболеваниями.
Знать цели, содержание и методы самостоятельных занятий с оздоровительной направленностью для девушек с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных особенностями женского организма и заболеваниями.
Знать субъективные и объективные показатели самоконтроля, необходимые для оздоровления девушек средствами физической культуры, и уметь использовать их с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных особенностями женского организма и заболеваниями.
Знать правила ведения дневника самоконтроля.
Знать правила здорового образа жизни, необходимые для поддержания нормального веса тела и оздоровления девушек средствами физической культуры с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных особенностями женского организма и заболеваниями.
Знать особенности проведения занятий физическими упражнениями во внеучебное время с детьми младшего школьного возраста с целью их рекреации, оздоровления и физического развития.
Знать правила проведения и уметь провести 3—4 подвижные игры с детьми младшего школьного возраста.
Знать функции, структуру, влияние Белорусской олимпийской академии на оздоровление нации средствами спорта.
13. Знать индивидуальные возможности профильной дифференциации физического воспитания с учетом будущей профессии, показаний и противопоказаний, обусловленных заболеваниями.
ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Задачи раздела:
Формировать у девушек отношение к своему здоровью как к ценности, требующей постоянной заботы, направленной на его сохранение и укрепление, как к необходимому условию личного счастья, рождения здорового поколения, благополучия нации и государства.
Оздоравливать девушек средствами видов спорта, освоенными в процессе обучения в школе, с учетом индивидуальных показаний и противопоказаний, обусловленных заболеваниями.
Формировать способность переживать чувство прекрасного при выполнении физических упражнений и умение передавать это чувство через движение.
Формировать умения, навыки, виды деятельности, необходимые для самостоятельных занятий оздоровительной направленности, с учетом цикличности физиологических функций женского организма, индивидуальных показаний и противопоказаний, обусловленных заболеваниями.
Добиваться улучшения или стабилизации показателей, характеризующих уровень физического здоровья (функциональных проб, физического развития, физической подготовленности), с учетом характера и тяжести заболеваний.
Формировать правильную осанку и приучать девушек следить за ее сохранением не только на занятиях физической культурой.
Закреплять точность выполнения изученных строевых команд и перестроений на месте и в движении.
Совершенствовать технику обычной и спортивной ходьбы, бега, прыжков, метаний и ловли и умение применять их самостоятельно с целью оздоровления и рекреации с учетом индивидуальных показаний и противопоказаний, обусловленных заболеваниями.
Совершенствовать технику общеразвивающих упражнений на месте и в движении, без предметов, с предметами, под музыкальное сопровождение и умение применять самостоятельно с целью оздоровления и рекреации с учетом цикличности физиологических функций женского организма, индивидуальных показаний и противопоказаний, обусловленных заболеваниями.
10. Формировать чувство ритма и способность воспроизводить заданный ритм движений.
Совершенствовать технику передвижения на лыжах и формировать умение использовать ходьбу на лыжах с целью оздоровления и рекреации с учетом индивидуальных показаний и противопоказаний, обусловленных заболеваниями.
Совершенствовать основные технико-тактические действия изучаемой спортивной игры и формировать умение самостоятельно использовать их в условиях игровой деятельности с целью оздоровления и рекреации с учетом индивидуальных показаний и противопоказаний, обусловленных заболеваниями и особенностями физиологических функций женского организма.
Разносторонне развивать средствами видов спорта, включенных в учебную программу, двигательно-координационные способности, гибкость, общую выносливость, другие кондиционные способности с учетом индивидуальных показаний и противопоказаний, обусловленных характером, тяжестью заболеваний и цикличностью физиологических функций женского организма.
Формировать умение провести 3—4 подвижные игры с детьми младшего школьного возраста.
Продолжить изучение правил судейства видов спорта, включенных в программу, с учетом индивидуальных возможностей и предпочтений учащихся и совершенствовать их в процессе участия в судействе соревнований.
Повышать индивидуальные показатели профилированной физической подготовки учащихся с учетом будущей профессии, показаний и противопоказаний, обусловленных заболеваниями.
БАЗОВЫЙ КОМПОНЕНТ
Общеобразовательно-оздоровительные средства, используемые с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья
Легкая атлетика
Ходьба: обычным шагом по разметкам, с заданной скоростью, в заданном темпе, укороченным или удлиненным шагом, со сменой длины шагов.
Бег: с заданной скоростью, на заданное расстояние в заданное время.
Прыжки: на заданное расстояние.
Метание: броски набивного мяча (2 кг) двумя руками из и. п. стоя лицом в сторону метания с места снизу вверх на заданную дальность и высоту; броски теннисного мяча с места на заданное расстояние; броски теннисного мяча в горизонтальную цель с расстояния 10—12 м; броски и ловля «летающих тарелочек» и бумеранга.
Развитие двигательных способностей: разностороннее развитие двигательно-координационных способностей (кинестезиче-ская двигательная дифференцировка, равновесие, ориентация в пространстве, чувство времени, ритмизация движений), аэробной выносливости.
- Физическая культура и здоровье
- I-XII классы
- Пояснительная записка
- 1. Общие положения
- 2. Цель и задачи учебного предмета
- 3. Формирование специальных медицинских групп для занятий физической культурой
- Н а ч а л ь н а я ш к о л а
- I—IV классы Примерное распределение учебных часов по классам
- I класс теоретический раздел
- Базовый компонент
- Практический раздел
- Общеобразовательно-оздоровительные средства, используемые с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья
- Вариативный компонентОбразовательно-оздоровительные средства, используемые по выбору с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья
- Другие средства оздоровления и рекреации
- Развитие двигательных способностей
- II класс теоретический раздел
- Базовыйкомпонент
- Практический раздел
- Базовыйкомпонент Общеобразовательно-оздоровительные средства, используемые с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья
- Вариативный компонентОбразовательно-оздоровительные средства, используемые по выбору с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья
- Другие средства оздоровления и рекреации
- Развитие двигательных способностей
- III класс теоретический раздел
- Базовыйкомпонент
- Практический раздел
- Базовый компонент Общеобразовательно-оздоровительные средства, используемые с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья
- Вариативный компонентОбразовательно-оздоровительные средства, используемые по выбору с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья
- Другие средства оздоровления и рекреации
- Развитие двигательных способностей
- IV класс теоретический раздел
- Базовыйкомпонент
- Практический раздел
- Базовый компонент Общеобразовательно-оздоровительные средства, используемые с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья
- Вариативный компонентОбразовательно-оздоровительные средства, используемые по выбору с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья
- Другие средства оздоровления и рекреации
- Развитие двигательных способностей
- 2. Вторая содержательная линия: «Формирование культуры здоровья и здорового, физически активного образа жизни средствами физической культуры».
- 3. Третья содержательная линия: «Формирование школыдвижений».
- 4. Четвертая содержательная линия: «Развитие двигатель-ных способностей, рекреация, оздоровление».
- V—VIII классы
- V класс теоретический раздел
- Базовыйкомпонент
- Практический раздел
- Общеобразовательно-оздоровительные средства, используемые с учетом индивидуальных ограничений, показаний и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья Легкая атлетика
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Кроссовая подготовка
- Конькобежная подготовка
- Плавание
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- VI класс теоретический раздел
- Базовыйкомпонент
- Практический раздел
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Кроссовая подготовка
- Конькобежная подготовка
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- VII класс теоретический раздел
- Базовый компонент
- Практический раздел
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Кроссовая подготовка
- Конькобежная подготовка
- Плавание
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Кроссовая подготовка
- Плавание
- Другие средства оздоровления и рекреации
- Развитие двигательных способностей
- VIII класс теоретический раздел
- Базовый компонент
- Практический раздел
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Кроссовая подготовка
- Конькобежная подготовка
- Плавание
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Кроссовая подготовка
- Плавание
- Другие средства оздоровления и рекреации
- Развитие двигательных способностей
- Б а 3 о в а я ш к о л а
- IX—X классы
- IX класс теоретический раздел
- Базовыйкомпонент
- Практический раздел
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Кроссовая подготовка
- Конькобежная подготовка
- Плавание
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Кроссовая подготовка
- X класс теоретический раздел
- Базовыйкомпонент
- Практический раздел
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Кроссовая подготовка
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Кроссовая подготовка
- 2. Вторая содержательная линия: «Формирование культуры здоровья и здорового, физически активного образа жизни».
- 3. Третья содержательная линия: «Освоение основ видов спорта».
- 4. Четвертая содержательная линия «Развитие двигательных способностей, рекреация, оздоровление».
- XI—XII классы
- Примерное распределение учебных часов по классам
- XI класс, девушки теоретический раздел
- Базовыйкомпонент
- Практический раздел
- Базовыйкомпонент Общеобразовательно-оздоровительные средства, используемые с учетом показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья Легкая атлетика
- Ритмическая гимнастика
- Акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Ритмическая гимнастика
- Акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Профильная практическая подготовка
- Другие средства оздоровления и рекреации
- Развитие двигательных способностей
- XII класс, девушки теоретический раздел
- Базовыйкомпонент
- Ритмическая гимнастика
- Акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Легкая атлетика
- Ритмическая гимнастика
- Акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Профильная практическая подготовка
- Базовыйкомпонент
- Практический раздел
- Базовыйкомпонент Общеобразовательно-оздоровительные средства, используемые с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья Легкая атлетика
- Гимнастика и акробатика
- Атлетическая гимнастика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Гимнастика и акробатика
- Атлетическая гимнастика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Профильная практическая подготовка
- Другие средства оздоровления и рекреации
- Развитие двигательных способностей
- XII класс, юноши теоретический раздел
- Базовыйкомпонент
- Базовыйкомпонент Общеобразовательно-оздоровительные средства, используемые с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья Легкая атлетика
- Гимнастика и акробатика
- Атлетическая гимнастика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Гимнастика и акробатика
- Атлетическая гимнастика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Профильная практическая подготовка
- 2. Вторая содержательная линия: «Формирование культуры здоровья и здорового, физически активного образа жизни средствами физической культуры».
- 3. Третья содержательная линия: «Развитие двигательных способностей». Основы безопасности занятий и сохранения здоровья
- Легкая атлетика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Девушки Ритмическая гимнастика и акробатика
- Юноши Гимнастика и акробатика
- Атлетическая гимнастика
- В а р и а т и в н ы й к о м п о н е н т Все содержательные линии учебного предмета
- Методические рекомендации
- 3.1. Рекомендации по определению медицинской группы для занятий физической культурой при некоторых отклонениях в состоянии здоровья1. Ревматический миокардит
- 2. Неревматические миокардиты
- 4. Врожденные пороки сердца
- 5. Послеоперационный период после хирургического вмеша-тельства по поводу порока сердца
- 6. Хроническая пневмония
- 7. Операция на легких (лобэктомия и сегментарная резек-ция легкого)
- 7.1. Удаление целого легкого
- 8. Хронический пиелонефрит
- 9. Эндокринные заболевания (ожирение)
- 10. Сколиозы и нарушения осанки
- 11. Врожденные и приобретенные деформации опорно-дви-гательного аппарата
- 12. Параличи, парезы, гиперкинезы после различных забо-леваний нервной системы (энцефалит, менингит, детский це-ребральный паралич, полиомиелит)
- 13. Хроническое воспаление среднего уха с нарушением це-лостности барабанной перепонки
- 14. Аномалии рефракции
- 3.2. Практические рекомендации для назначения
- 3.3. Организационно-методические требования к учебным занятиям по физической культуре в смг
- 2. Требования к структуре учебного процесса в смг
- 3. Требования к развитию двигательных качеств
- 4. Требования к дозированию нагрузки
- 3.4. Задачи, средства физической культуры и режимы нагрузки, противопоказанные, ограниченные в применении, показанные при различных заболеваниях
- 3.6. Функциональные пробы
- 3.7. Таблица для оценки внешних признаков утомления
- 3.8. Тесты для оценки физической подготовленности учащихся и методика их применения
- Список литературы
- Физическая культура и здоровье I-XII классы
- Физическая культура и здоровье
- I-XII классы