Базовый компонент
Основы безопасности занятий. Правила безопасного поведения на занятиях по физическому воспитанию. Правила безопасного поведения во время самостоятельных занятий физическими упражнениями в различное время года. Правила поведения на массовых спортивных и зрелищных мероприятиях. Правила поведения и оказания первой помощи (самопомощи) при обморожениях. Правила поведения и оказания первой помощи (самопомощи) при переломах и вывихах1
1
1.
Олимпизм и олимпийское движение. Олимпийская символика. Значение олимпийской символики для объединения всех народов мира во имя мира, гармонии физического и духовного начал человека и счастливой жизни. Олимпийская символика и современность.
Гигиенические знания. Оптимальный двигательный режим во время обучения и каникул. Влияние активного двигательного режима на умственную работоспособность учащихся в процессе учебного года и учебной четверти, устойчивость к нервно-эмоциональному и умственному перенапряжению, психологическому стрессу. Комплексы физических упражнений, повышающие умственную работоспособность в процессе самоподготовки. Правила закаливания с помощью воздушных ванн, водных процедур в разное время года. Гигиена одежды школьника и школьницы. Правила соблюдения гигиены тела в разное время года.
Методика самоконтроля. Норма веса и окружности грудной клетки для своего роста. Норма ЧСС и ЧД в состоянии покоя для своего возраста. Допустимая ЧСС во время работы для своего возраста и состояния здоровья. Правила самооценки общей физической подготовленности с помощью 10-балльных таблиц. Определение «отстающих» физических качеств с помощью 10-балльных таблиц. Понятие техники выполнения двигательного учебного задания (УЗ). Критерии оценки техники выполнения двигательного УЗ. Правила оценки техники выполнения двигательных УЗ по физической культуре.
Методика самостоятельных занятий. Правила определения исходной физической нагрузки, направленной на развитие общей выносливости. Регулирование нагрузки, направленной на развитие общей выносливости. Правила повышения нагрузки, направленной на развитие общей выносливости.
Правила самостоятельного определения исходной физической нагрузки для УЗ, направленных на развитие силы и силовой выносливости. Регулирование нагрузки в процессе самостоятельного выполнения УЗ, направленных на развитие силы и силовой выносливости, с учетом состояния здоровья. Правила построения системы УЗ в процессе самостоятельных занятий, направленных на развитие силы и силовой выносливости.
Здоровый образ жизни. Влияние здорового, физически активного образа жизни на устойчивость к умственному перенапряжению, психологическому стрессу. Использование средств физической культуры в режиме труда и отдыха — условие здорового, физически активного образа жизни. Профилактика заболеваний, повышение и сохранение защитных свойств организма — результаты использования средств физической культуры для формирования здорового, физически активного образа жизни. Оптимальный недельный двигательный режим учащегося VIII класса в разное время года.
ВАРИАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТОсновы безопасности занятий. Особенности соблюдения требований безопасного поведения учащихся в процессе занятий физическими упражнениями с учетом состояния здоровья учащихся.
Олимпизм и олимпийское движение. Значение знаний об олимпийском движении для формирования оптимистического мировоззрения учащихся СМГ.
Гигиенические знания. Правила соблюдения гигиены тела в разное время года с учетом состояния здоровья. Особенности закаливания учащихся в разное время года с учетом состояния здоровья.
Методика самоконтроля. Мотивация самоконтроля во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с целью оздоровления и рекреации.
Методика самостоятельных занятий. Особенности самостоятельного использования рекомендованных средств физического
воспитания с целью оздоровления и рекреации с учетом индивидуальных показаний и противопоказаний, обусловленных заболеваниями. Их значение для повышения уверенности учащихся в своих возможностях укрепить здоровье.
Здоровый образ жизни. Особенности использования средств физической культуры в режиме труда и отдыха с учетом индивидуальных показаний и противопоказаний, обусловленных отклонениями в состоянии здоровья учащихся. Оптимальный недельный двигательный режим учащегося VIII класса в разное время года с учетом состояния здоровья.
ТРЕБОВАНИЯ К УЧАЩИМСЯ
Знать правила безопасного поведения на уроках физической культуры и здоровья, во время организованных и самостоятельных занятий в разное время года, при проведении массовых спортивных и зрелищных мероприятий, оказании первой помощи пострадавшему с учетом индивидуальных отклонений в состоянии здоровья.
Знать олимпийскую символику прошедших и предстоящих Олимпийских игр; понимать ее значение для гуманизации межэтнических и международных отношений, отношения людей друг к другу и окружающей среде.
Знать показатели и критерии нагрузки, необходимые для самоконтроля в процессе организованных и самостоятельных занятий физическими упражнениями, с учетом индивидуальных отклонений в состоянии здоровья и приучать выполнять их.
Знать показатели и критерии, необходимые учащимся для самооценки техники выполнения непротивопоказанных физических упражнений, и уметь применять их в процессе занятий физическими упражнениями.
Знать правила оздоровления и формирования здорового, физически активного образа жизни средствами физической культуры, уметь использовать их с учетом индивидуальных показаний и противопоказаний, обусловленных заболеваниями.
Углублять изученные гигиенические знания, необходимые для закаливания, укрепления здоровья и повышения умственной работоспособности, с учетом индивидуальных показаний и противопоказаний, обусловленных отклонениями в состоянии здоровья.
Знать простейшие методические правила определения исходной физической нагрузки и повышения ее в процессе самостоятельных занятий при выполнении физических упражнений с учетом индивидуальных показаний и противопоказаний, обусловленных отклонениями в состоянии здоровья.
Уметь доказать ценность здоровья и влияние на него здорового, физически активного образа жизни; знать правила использования средств физической культуры в режиме труда и отдыха с учетом индивидуальных показаний и противопоказаний, обусловленных заболеваниями.
Знать свой индивидуальный недельный двигательный режим в разное время года.
- Физическая культура и здоровье
- I-XII классы
- Пояснительная записка
- 1. Общие положения
- 2. Цель и задачи учебного предмета
- 3. Формирование специальных медицинских групп для занятий физической культурой
- Н а ч а л ь н а я ш к о л а
- I—IV классы Примерное распределение учебных часов по классам
- I класс теоретический раздел
- Базовый компонент
- Практический раздел
- Общеобразовательно-оздоровительные средства, используемые с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья
- Вариативный компонентОбразовательно-оздоровительные средства, используемые по выбору с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья
- Другие средства оздоровления и рекреации
- Развитие двигательных способностей
- II класс теоретический раздел
- Базовыйкомпонент
- Практический раздел
- Базовыйкомпонент Общеобразовательно-оздоровительные средства, используемые с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья
- Вариативный компонентОбразовательно-оздоровительные средства, используемые по выбору с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья
- Другие средства оздоровления и рекреации
- Развитие двигательных способностей
- III класс теоретический раздел
- Базовыйкомпонент
- Практический раздел
- Базовый компонент Общеобразовательно-оздоровительные средства, используемые с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья
- Вариативный компонентОбразовательно-оздоровительные средства, используемые по выбору с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья
- Другие средства оздоровления и рекреации
- Развитие двигательных способностей
- IV класс теоретический раздел
- Базовыйкомпонент
- Практический раздел
- Базовый компонент Общеобразовательно-оздоровительные средства, используемые с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья
- Вариативный компонентОбразовательно-оздоровительные средства, используемые по выбору с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья
- Другие средства оздоровления и рекреации
- Развитие двигательных способностей
- 2. Вторая содержательная линия: «Формирование культуры здоровья и здорового, физически активного образа жизни средствами физической культуры».
- 3. Третья содержательная линия: «Формирование школыдвижений».
- 4. Четвертая содержательная линия: «Развитие двигатель-ных способностей, рекреация, оздоровление».
- V—VIII классы
- V класс теоретический раздел
- Базовыйкомпонент
- Практический раздел
- Общеобразовательно-оздоровительные средства, используемые с учетом индивидуальных ограничений, показаний и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья Легкая атлетика
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Кроссовая подготовка
- Конькобежная подготовка
- Плавание
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- VI класс теоретический раздел
- Базовыйкомпонент
- Практический раздел
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Кроссовая подготовка
- Конькобежная подготовка
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- VII класс теоретический раздел
- Базовый компонент
- Практический раздел
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Кроссовая подготовка
- Конькобежная подготовка
- Плавание
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Кроссовая подготовка
- Плавание
- Другие средства оздоровления и рекреации
- Развитие двигательных способностей
- VIII класс теоретический раздел
- Базовый компонент
- Практический раздел
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Кроссовая подготовка
- Конькобежная подготовка
- Плавание
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Кроссовая подготовка
- Плавание
- Другие средства оздоровления и рекреации
- Развитие двигательных способностей
- Б а 3 о в а я ш к о л а
- IX—X классы
- IX класс теоретический раздел
- Базовыйкомпонент
- Практический раздел
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Кроссовая подготовка
- Конькобежная подготовка
- Плавание
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Кроссовая подготовка
- X класс теоретический раздел
- Базовыйкомпонент
- Практический раздел
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Кроссовая подготовка
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Кроссовая подготовка
- 2. Вторая содержательная линия: «Формирование культуры здоровья и здорового, физически активного образа жизни».
- 3. Третья содержательная линия: «Освоение основ видов спорта».
- 4. Четвертая содержательная линия «Развитие двигательных способностей, рекреация, оздоровление».
- XI—XII классы
- Примерное распределение учебных часов по классам
- XI класс, девушки теоретический раздел
- Базовыйкомпонент
- Практический раздел
- Базовыйкомпонент Общеобразовательно-оздоровительные средства, используемые с учетом показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья Легкая атлетика
- Ритмическая гимнастика
- Акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Ритмическая гимнастика
- Акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Профильная практическая подготовка
- Другие средства оздоровления и рекреации
- Развитие двигательных способностей
- XII класс, девушки теоретический раздел
- Базовыйкомпонент
- Ритмическая гимнастика
- Акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Легкая атлетика
- Ритмическая гимнастика
- Акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Профильная практическая подготовка
- Базовыйкомпонент
- Практический раздел
- Базовыйкомпонент Общеобразовательно-оздоровительные средства, используемые с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья Легкая атлетика
- Гимнастика и акробатика
- Атлетическая гимнастика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Гимнастика и акробатика
- Атлетическая гимнастика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Профильная практическая подготовка
- Другие средства оздоровления и рекреации
- Развитие двигательных способностей
- XII класс, юноши теоретический раздел
- Базовыйкомпонент
- Базовыйкомпонент Общеобразовательно-оздоровительные средства, используемые с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья Легкая атлетика
- Гимнастика и акробатика
- Атлетическая гимнастика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Гимнастика и акробатика
- Атлетическая гимнастика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Профильная практическая подготовка
- 2. Вторая содержательная линия: «Формирование культуры здоровья и здорового, физически активного образа жизни средствами физической культуры».
- 3. Третья содержательная линия: «Развитие двигательных способностей». Основы безопасности занятий и сохранения здоровья
- Легкая атлетика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Девушки Ритмическая гимнастика и акробатика
- Юноши Гимнастика и акробатика
- Атлетическая гимнастика
- В а р и а т и в н ы й к о м п о н е н т Все содержательные линии учебного предмета
- Методические рекомендации
- 3.1. Рекомендации по определению медицинской группы для занятий физической культурой при некоторых отклонениях в состоянии здоровья1. Ревматический миокардит
- 2. Неревматические миокардиты
- 4. Врожденные пороки сердца
- 5. Послеоперационный период после хирургического вмеша-тельства по поводу порока сердца
- 6. Хроническая пневмония
- 7. Операция на легких (лобэктомия и сегментарная резек-ция легкого)
- 7.1. Удаление целого легкого
- 8. Хронический пиелонефрит
- 9. Эндокринные заболевания (ожирение)
- 10. Сколиозы и нарушения осанки
- 11. Врожденные и приобретенные деформации опорно-дви-гательного аппарата
- 12. Параличи, парезы, гиперкинезы после различных забо-леваний нервной системы (энцефалит, менингит, детский це-ребральный паралич, полиомиелит)
- 13. Хроническое воспаление среднего уха с нарушением це-лостности барабанной перепонки
- 14. Аномалии рефракции
- 3.2. Практические рекомендации для назначения
- 3.3. Организационно-методические требования к учебным занятиям по физической культуре в смг
- 2. Требования к структуре учебного процесса в смг
- 3. Требования к развитию двигательных качеств
- 4. Требования к дозированию нагрузки
- 3.4. Задачи, средства физической культуры и режимы нагрузки, противопоказанные, ограниченные в применении, показанные при различных заболеваниях
- 3.6. Функциональные пробы
- 3.7. Таблица для оценки внешних признаков утомления
- 3.8. Тесты для оценки физической подготовленности учащихся и методика их применения
- Список литературы
- Физическая культура и здоровье I-XII классы
- Физическая культура и здоровье
- I-XII классы