logo search
База нормативно-правовых документов ФКСиТ / НЕСОРТИРОВАННО / Документы для молодого специалиста / Нормативные документы / Программа для СМГ

3.8. Тесты для оценки физической подготовленности учащихся и методика их применения

В отдельных случаях могут быть использованы в процессе занятий с учащимися, которым не противопоказано выполнение отдельных тестов для оценки уровня физической подготовлен­ности. Тесты должны выполняться строго в соответствии с опи­санием, только в этом случае сохраняется их диагностическая ценность.

Тест 1. Прыжок в длину с места. Выполняется в спортив­ном зале.

На полу рисуется разметка: стартовая линия, на расстоянии 80 см от нее через каждый сантиметр рисуются тонкие линии для измерения дальности прыжка до 260 см. Сбоку цифрами обозначается расстояние от 80 до 260 см.

Исходное положение. Стойка ноги на ширине плеч, слегка согнуты, руки внизу, свободно. Носки у стартовой линии.

Выполнение. Приседая отвести руки назад. Разгибая ноги взмах руками вперед-вверх, толчок ногами, полет и, выбрасывая ноги веред, приземление на обе ноги. Перед выполнением дается установка на индивидуальный максимум.

Измерение. Дальность прыжка определяется расстоянием от стартовой линии до отметки приземления, расположенной ближе к стартовой линии.

Требования безопасности. Упражнение выполняют на полу в обуви, обеспечивающей плотное сцепление с полом при оттал­кивании. Под пятки рекомендуется подложить войлочную про­кладку. При потере равновесия и падении назад после призем­ления не подставлять руки за спину. Для смягчения падения назад тестируемых необходимо научить мягкому перекату назад из упора присев.

Тест 2. Наклон вперед. Выполняется в зале, без обуви.

Исходное положение. Тестируемый садится на пол на линии ОС (рис. 1) со стороны знака «-» (минус), пятки на ширине таза упираются в упоры для ног, стопы вертикально. Два парт­нера прижимают его колени к полу, не дают согнуть ноги.

Выполнение и измерение. Тестируемый кладет руки на пол, выполняет два предварительных наклона, скользя руками по линии CD. На третьем наклоне максимально сгибается в тазо­бедренном суставе и в этом положении задерживается 3 с. Ре-

C

о

D

+

Рис. 1. Разметка для выполнения упражнения «Наклон вперед»

зультат измеряют по отметке, достигнутой кончиками средних пальцев ровно сомкнутых рук со знаком минус («-») на ли­нии ОС и со знаком плюс («+») на линии OD.

Во время измерения требовать максимального наклона и добиваться, чтобы стопы удерживались вертикально, ноги в коленях не сгибались, указательные и большие пальцы рук были ровно сомкнуты.

Требования безопасности: перед измерением растянуть зад­нюю поверхность бедра, выполнив для этого несколько глубоких наклонов стоя, а затем сидя.

Тест 3. Челночный бег 4x9 м. Выполняется в зале одно­временно двумя тестируемыми.

Исходное положение. По команде «Приготовиться!» тестируе­мые заходят в полукруг радиусом 0,5 м со стороны «Старт— финиш» (рис. 2). В другой полукруг, на расстоянии 9 м, вплот­ную к линии кладут два бруска 50x50x100 мм на расстоянии 100 мм друг от друга. По команде «На старт!» учащиеся ставят одну ногу вперед вплотную к линии старта, не наступая на нее, вторую — назад в пределах полукруга, не выходя за него. По команде «Внимание!» принимают положение высокого старта.

Выполнение. По команде «Марш!» тестируемый бежит к про­тивоположному полукругу. Подбежав к нему, берет один брусок

(не затронув второй), поворачивается и бежит обратно. Подбежав к полукругу «Старт—финиш», кладет в него брусок (бросать нельзя!), поворачивается и бежит за оставшимся бруском. Под­бежав к полукругу берет второй брусок, поворачивается и бежит к линии «Старт—финиш» и, не снижая скорости, пересекает ее.

Измерение. Время каждого тестируемого засекается отдель­ным секундомером. По команде «Марш!» секундомеры включа­ются одновременно. При пересечении линии финиша со вторым бруском секундомеры выключают одновременно с пересечением тестируемым воображаемой вертикальной плоскости финиша.

Перед выполнением упражнения тестируемого необходимо научить технически правильно, максимально быстро и экономно выполнять челночный бег: особое внимание надо обратить на обучение положению высокого старта, правильному уходу с него, быстрой остановке перед тем, как взять или положить брусок. Перед бегом тестируемого надо настроить на достижение макси­мально возможного результата.

Требования безопасности. Забегу должна предшествовать разминка. Бежать надо босиком или в обуви, обеспечивающей хорошее сцепление с полом. После того как тестируемый побе­жал за вторым бруском, первый брусок во избежание травмы следует немедленно убрать из полукруга «Старт—финиш».

Тесты по выбору (выбирается только один тест из № 4, 5, 6, 7).

Тест 4. Подтягивание (м). Выполняется на высокой перекла­дине в зале, без обуви.

Оборудование. Перекладина высокая. Стул. Маты под пере­кладиной на всю ее длину. Ящик с алебастром или магнезией. Наждачная бумага или ветошка для протирания перекладины.

Исходное положение. Вис хватом сверху.

Выполнение. Тестируемый подтягивается до перехода подбо­родком перекладины, без пауз для отдыха, раскачиваний и сги­бания ног в коленях. Тело прямое, ноги сомкнуты. При нару­шении этих требований тест прекращается.

Измерение. Засчитывают количество полных подтягиваний, выполненных в соответствии с изложенными требованиями. Во время измерений требовать максимально возможное количество подтягиваний.

Требования безопасности. Проверить надежность крепления перекладины, обеспечить страховку при подтягивании и при­землении.

Тест 5. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Выпол­няется в зале. Мальчики выполняют тест в упоре лежа на полу, девочки — в упоре лежа на гимнастической скамейке. Мальчики в возрасте 7—10 лет также выполняют тест в упоре лежа на гимнастической скамейке.

Выполнение. Упражнение выполняется «до отказа» с прямым телом. При сгибании рук тестируемые касаются грудью пола (гимнастической скамейки). При невозможности соблюдать эти требования тест прекращается.

Измерение. Засчитывается количество повторений упражне­ния «до отказа» или до невозможности соблюдать описание теста.

Тест 6. Поднимание туловища из положения лежа на спи­не, руки скрестно перед грудью (д). Выполняется в зале.

Исходное положение. Лежа на спине ноги согнуты в коленях под прямым углом, руки скрестно перед грудью, кистями обхва­тить середину анатомического плеча. Партнер удерживает ноги за голеностопный сустав.

Выполнение. Поднять туловище, локтями коснуться колен. После этого опуститься в исходное положение до касания ло­патками пола. Упражнение выполнять в течение 1 мин. Мальчи­ки и девочки в возрасте 7—10 лет выполняют тест в течение 30 с.

Измерение. Засчитывается количество полных циклов, вы­полненных за 1 мин и за 30 с (соответственно), включающих поднимание туловища с касанием локтями колен и опускание до касания пола лопатками. Подсчет количества полных циклов ведут одновременно выполняющий упражнение и его партнер.

Перед измерением давать установку на выполнение макси­мально возможного количества повторений за 1 мин и за 30 с (соответственно). Во время выполнения не допускать отодвига­ния таза от пяток, добиваться опускания на лопатки, касания локтями колен.

Требования безопасности. Упражнение выполнять на жест­кой, не скользящей подстилке (ворсолан, тонкий поролоновый коврик, татами, войлок и им подобные). На гимнастических поролоновых матах принимать норматив не следует.

Тест 7. Вис на согнутых руках. Выполняется на высокой перекладине, в зале, босиком.

Оборудование. Перекладина высокая. Стул. Маты под пере­кладиной на всю ее длину. Ящик с алебастром или магнезией. Наждачная бумага или ветошка для протирания перекладины.

Инструкция тестирующего. «Примите положение виса хва­том сверху, руки на ширине плеч. Перекладину обхватите че­тырьмя пальцами сверху и большим — снизу. Я помогу вам принять положение в висе на согнутых руках, так чтобы под­бородок был выше перекладины, но не касался ее никогда. В этом положении вам необходимо удержать себя как можно дольше, сколько сможете. Тест прекращается по моей команде, после того как вы опуститесь до положения, когда перекладина будет на уровне глаз». После инструкции тест сразу же выпол­няется, без пробных попыток.

Измерение. После оказания помощи тестируемому в момент, когда он готов к тесту, тестирующий отпускает его и одновре­менно включает секундомер. Секундомер выключают в момент, когда перекладина оказалась на уровне глаз. Выполняется толь­ко одна попытка.

Ошибки выполнения. Неправильный хват руками (широко, узко, хват снизу), колебания туловища.

Требования к тестирующему. Помогите испытуемому при­нять правильное положение в висе на согнутых руках («подса­дите»), страхуйте его, во время выполнения теста не говорите ему время удержания. Результат в протоколе записывайте в секундах.

Тест 8. Бег 30 м. Выполняется на стадионе с высокого стар­та в соответствии с правилами соревнований по легкой атлетике одновременно двумя тестируемыми. Время каждого фиксирует­ся отдельным секундомером.

Тест 9. Шестиминутный бег. Выполняется на дорожке ста­диона, которую предварительно размечают: через каждые 20 м ставят таблички с указанием метража (20, 40, 60, 80 и т. д.).

Разметку можно нарисовать краской или мелом прямо на дорожке, если она асфальтирована.

Исходное положение. По команде «На старт!» тестируемые занимают исходное положение на линии старта. По команде «Марш!» начинают бег.

Выполнение. Бег продолжается 6 мин. Каждый тестируемый стремится пробежать за это время как можно большее расстоя-

ние. Для этого необходимо правильно рассчитать свои силы. В забеге не следует выпускать на дистанцию более 10—12 че­ловек.

Измерение. Для фиксирования результатов тестируемые де­лятся попарно на равные подгруппы для взаимного контроля. Когда один из пары бежит, второй считает количество кругов, пройденных партнером. Кроме этого каждый бегущий сам счи­тает пройденные круги. За 10—15 с до окончания бега тести­рующий подает условный сигнал. Например: «Внимание! До кон­ца бега осталось 15 секунд». После него бегущие и их контро­леры начинают обращать внимание на разметку. По сигналу «Время!» (или «Финиш») бегущие и контролеры запоминают число, возле которого оказался бегущий во время сигнала. Затем они сообщают тестирующему количество полных кругов, про­деланных бегуном за 6 мин, и это число. Допустимая точность измерения — 10 м. Тестирующий пересчитывает пройденные круги в метры. Например: длина дорожки 240 м, тестируе­мый пробежал 6 полных кругов, сигнал застал его между от­метками «40» и «60»; расстояние, которое он пробежал, равно: (240 • 6 м) + 50 м = 1490 м.