3.2. Практические рекомендации для назначения
СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, III ГРУППА ЗДОРОВЬЯТаблица 5
Наименование, форма и стадия заболевания | Особенности назначения | Критерии эффективности |
Реконвалесцен-ция после перенесенного ревматического миокардита | Не ранее чем через 8—10 месяцев по окончании атаки при отсутствии явлений, свидетельствующих об активности процесса или недостаточности кровообращения | Отсутствие или уменьшение частоты атак. Улучшение функционального состояния сердечно-сосудистой системы (ССС). Снижение частоты заболевания ангинами и ОРВИ |
Миокардиодист-рофия различной этиологии | Через 1 месяц занятий в группе ЛФК | Улучшение функционального состояния ССС |
Недостаточность митрального клапана | Не ранее чем через 10—12 месяцев по окончании острого и под-острого эндокардита при отсутствии явлений активности ревматического процесса или недостаточности кровообращения. При ПМК I степени с регургитацией | Отсутствие осложнений и выраженных сдвигов внутрисердеч-ной гемодинамики |
Митральный стеноз, поражения аортального клапана, комби- | Строго индивидуально | Отсутствие или уменьшение нарастания клапанного поражения сердца. Отсутствие |
1
1 Данные материалы дополняют рекомендации, изложенные в п. 3.1. Они также адресованы исключительно врачам, определяющим медицинскую группу для занятий физической культурой при некоторых заболеваниях.
Наименование, форма и стадия заболевания | Особенности назначения | Критерии эффективности | |
нированные клапанные поражения сердца |
| осложнений и выраженных сдвигов внут-рисердечной гемодинамики | |
Врожденные пороки сердца без цианоза и признаков недостаточности кровообращения | При отсутствии признаков перегрузки правого желудочка и гемодина-мических расстройств | Отсутствие симптомов нарушения кровообращения. Уменьшение частоты ухудшений. Адаптация к физическим и учебным нагрузкам | |
Послеоперационный период после хирургических вмешательств по поводу пороков сердца | Строго индивидуально при условии предшествующих успешных занятий ЛФК не менее 1 года | Отсутствие симптомов нарушения кровообращения. Адаптация к физическим и учебным нагрузкам | |
Артериальная гипертензия I | При наличии клинических проявлений | Уменьшение или исчезновение жалоб. Снижение или нормализация артериального давления (АД) | |
Артериальная гипертензия II—III | Постоянно после занятий ЛФК | Уменьшение или исчезновение жалоб. Снижение или нормализация АД | |
Стойкие нарушения сердечного ритма Ревматизм, неактивная фаза без порока | При наличии аускуль-тативных данных и изменений ЭКГ Через 6—8 месяцев после атаки при хороших показателях функционального состояния ССС | Отсутствие нарушений ритма при аускульта-ции и по данным ЭКГ Отсутствие или уменьшение частоты атак. Улучшение функционального состояния ССС. Снижение частоты заболевания ангинами и ОРВИ | |
Наименование, форма и стадия заболевания | Особенности назначения | Критерии эффективности | |
Хроническая обструктивная болезнь легких | Через 1—2 месяца занятий в группе ЛФК при отсутствии явлений дыхательной и сердечнососудистой недостаточности, нормальной температуре | Уменьшение частоты и тяжести обострений. Ликвидация очагов хронической инфекции. Улучшение показателей функции внешнего дыхания (ФВД) и R-логических данных | |
Бронхиальная астма | При отсутствии явлений дыхательной недостаточности в состоянии покоя, если приступы протекают не тяжело и бывают не чаще 1—2 раз в год. Занятия строят с учетом методики ЛФК | Уменьшение частоты и тяжести обострений. Улучшение показателей ФВД | |
Состояние после лобэктомии или сегментарной резекции легкого | Не ранее чем через 4—6 месяцев после операции при нормальном течении послеоперационного периода, отсутствии дыхательной или сердечно-сосудистой недостаточности, при удовлетворительной адаптации к физической нагрузке, отсутствии рецидивов заболевания | Отсутствие симптомов нарушения внешнего дыхания (ВД) и кровообращения. Улучшение показателей ФВД. Адаптация к физическим и учебным нагрузкам | |
Состояние после операции по удалению легкого | Допустимы не ранее чем через 1 год при нормальном течении послеоперационного периода, отсутствии дыхательной или сердечно-сосудистой недо- | Отсутствие симптомов нарушения ВД и кровообращения. Улучшение показателей ФВД. Адаптация к физическим и учебным нагрузкам | |
Наименование, форма и стадия заболевания | Особенности назначения | Критерии эффективности | |
| статочности, при удовлетворительной адаптации к физической нагрузке, отсутствии рецидивов заболевания, при условии хорошей переносимости ЛФК |
| |
Туберкулез легких | После окончания основного курса химиотерапии при благоприятно текущем компенсированном или субкомпен-сированном процессе и дыхательной недостаточности не выше I степени, при условии хорошей переносимости ЛФК | Уменьшение частоты и тяжести обострений. Улучшение показателей ФВД | |
Хронический гастрит, дуоденит, гастродуоденит | Через 6 месяцев занятий ЛФК при отсутствии жалоб и удовлетворительном состоянии | Уменьшение частоты и тяжести обострений. Уменьшение или исчезновение субъективных жалоб | |
Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки | При отсутствии жалоб и удовлетворительном состоянии на весь период болезни | Уменьшение частоты и тяжести обострений. Уменьшение или исчезновение субъективных жалоб. Отсутствие осложнений | |
Панкреатит реактивный | Через 6 месяцев занятий ЛФК при отсутствии жалоб и удовлетворительном состоянии на 1 год при нормализации клинических и биохимических показателей | Исчезновение субъективных и объективных симптомов заболевания | |
Наименование, форма и стадия заболевания | Особенности назначения | Критерии эффективности | |
Хронический колит, энтероколит | При отсутствии обострений в течение 6 месяцев | Уменьшение или отсутствие жалоб. Сокращение или отсутствие обострений | |
Хронический холецистит | Не ранее чем через 1 год после обострения после занятий ЛФК в течение года при отсутствии жалоб | Исчезновение субъективных и объективных симптомов заболевания и нормализация данных лабораторного обследования | |
Дискинезия желчного пузыря и желчевыводя-щих путей | После занятий ЛФК в течение 6 месяцев при отсутствии жалоб | Нормализация данных лабораторного и инструментального обследования | |
Хронический персистирующий гепатит | Через 1 год в течение последующих 2 лет | Исчезновение субъективных и объективных симптомов заболевания и нормализация данных лабораторного обследования | |
Вирусный гепатит | В течение 3 месяцев после обязательных занятий ЛФК | Исчезновение субъективных и объективных симптомов заболевания и нормализация данных лабораторного обследования | |
Неспецифический язвенный колит | На весь период болезни | Исчезновение субъективных и объективных симптомов заболевания. Нормализация данных лабораторного и инструментального обследования | |
Хронический нефрит, пиело- | Через 1 год после занятий ЛФК при компен- | Улучшение клинико-лабораторных показа- | |
Наименование, форма и стадия заболевания | Особенности назначения | Критерии эффективности | |
нефрит, туберкулез мочеполовой системы | сированной функции почек, при отсутствии изменений в состоянии ССС | телей. Удлинение периода отсутствия симптомов почечной недостаточности | |
Хронический цистит | В сухом и теплом помещении на весь период | Улучшение по данным клинического и лабораторного обследования. Уменьшение частоты обострений | |
Нефроптоз | Через 1 год от начала занятий ЛФК | Уменьшение частоты и тяжести обострений. Уменьшение или исчезновение субъективных жалоб | |
Варикоцеле, крипторхизм, водянка яичка | После оперативного лечения в течение 6 месяцев | Улучшение по данным клинического обследования. Уменьшение или исчезновение субъективных жалоб. Отсутствие осложнений | |
Паховая, бедренная грыжа, аппендицит, переломы кости | После операции в течение 6 месяцев | Улучшение по данным клинического обследования. Уменьшение или исчезновение субъективных жалоб. Отсутствие осложнений | |
Сахарный диабет | При наличии осложнений в фазе функциональных нарушений | Улучшение по данным клинического и лабораторного обследования | |
Гипертиреоз, гипотиреоз, хроническая надпочечная недостаточность и др. | При средней степени нарушения функции на фоне компенсации нарушений медикаментами | Улучшение по данным клинического и лабораторного обследования | |
Наименование, форма и стадия заболевания | Особенности назначения | Критерии эффективности | |
Гипофизарный нанизм | На фоне компенсации функции щитовидной железы, надпочечников | Адаптация к физическим и учебным нагрузкам | |
Гипогонадизм | В случае снижения работоспособности и отставании в физическом развитии | Адаптация к физическим и учебным нагрузкам | |
Отставание в физическом развитии по сравнению с возрастными стандартами при отсутствии эндокринных нарушений | При наличии роста и веса, которые значительно ниже возрастных стандартов | Адаптация к физическим и учебным нагрузкам | |
Анемия железо-дефицитная | На весь период заболевания | Нормализация показателей гемограммы | |
Хронические заболевания верхних дыхательных путей | При частых обострениях | Уменьшение частоты и тяжести обострений. Ликвидация очагов хронической инфекции | |
Хронический отит | При хронических гнойных отитах | Уменьшение частоты и тяжести обострений. Ликвидация очагов хронической инфекции | |
Патология органов зрения | При остроте зрения с коррекцией ниже 0,5 на лучше видящем глазу, миопической рефракции более -6,0 Д, хронических и дегенеративных заболеваниях глаз. |
| |
Наименование, форма и стадия заболевания | Особенности назначения | Критерии эффективности | |
| Более +7,0 Д, независимо от остроты зрения, наличие изменений глазного дна и помутнения стекловидного тела |
| |
Невриты | После занятий ЛФК после консультации невропатолога | Исчезновение субъективных и объективных симптомов заболевания, нормализация данных инструментального обследования | |
Остаточные явления и отдаленные последствия заболеваний и травм ЦНС (парезы, гиперкинезы, нарушения координации и др.) | После занятий ЛФК, вне периодов обострения или декомпенсации, при легких нарушениях | Улучшение по данным клинического и инструментального обследования. Адаптация к физическим и учебным нагрузкам | |
Дегенеративные заболевания ЦНС | При начальных стадиях болезни | Уменьшение частоты и тяжести обострений. Улучшение по данным клинического обследования. Уменьшение или исчезновение субъективных жалоб. Отсутствие осложнений. Адаптация к физическим и учебным нагрузкам | |
Сколиотическая болезнь | При I степени и начальных проявлениях II степени обязательно в сочетании с корригирующей гимнастикой (ЛФК) | Улучшение по данным клинического и инструментального обследования |
- Физическая культура и здоровье
- I-XII классы
- Пояснительная записка
- 1. Общие положения
- 2. Цель и задачи учебного предмета
- 3. Формирование специальных медицинских групп для занятий физической культурой
- Н а ч а л ь н а я ш к о л а
- I—IV классы Примерное распределение учебных часов по классам
- I класс теоретический раздел
- Базовый компонент
- Практический раздел
- Общеобразовательно-оздоровительные средства, используемые с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья
- Вариативный компонентОбразовательно-оздоровительные средства, используемые по выбору с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья
- Другие средства оздоровления и рекреации
- Развитие двигательных способностей
- II класс теоретический раздел
- Базовыйкомпонент
- Практический раздел
- Базовыйкомпонент Общеобразовательно-оздоровительные средства, используемые с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья
- Вариативный компонентОбразовательно-оздоровительные средства, используемые по выбору с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья
- Другие средства оздоровления и рекреации
- Развитие двигательных способностей
- III класс теоретический раздел
- Базовыйкомпонент
- Практический раздел
- Базовый компонент Общеобразовательно-оздоровительные средства, используемые с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья
- Вариативный компонентОбразовательно-оздоровительные средства, используемые по выбору с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья
- Другие средства оздоровления и рекреации
- Развитие двигательных способностей
- IV класс теоретический раздел
- Базовыйкомпонент
- Практический раздел
- Базовый компонент Общеобразовательно-оздоровительные средства, используемые с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья
- Вариативный компонентОбразовательно-оздоровительные средства, используемые по выбору с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья
- Другие средства оздоровления и рекреации
- Развитие двигательных способностей
- 2. Вторая содержательная линия: «Формирование культуры здоровья и здорового, физически активного образа жизни средствами физической культуры».
- 3. Третья содержательная линия: «Формирование школыдвижений».
- 4. Четвертая содержательная линия: «Развитие двигатель-ных способностей, рекреация, оздоровление».
- V—VIII классы
- V класс теоретический раздел
- Базовыйкомпонент
- Практический раздел
- Общеобразовательно-оздоровительные средства, используемые с учетом индивидуальных ограничений, показаний и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья Легкая атлетика
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Кроссовая подготовка
- Конькобежная подготовка
- Плавание
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- VI класс теоретический раздел
- Базовыйкомпонент
- Практический раздел
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Кроссовая подготовка
- Конькобежная подготовка
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- VII класс теоретический раздел
- Базовый компонент
- Практический раздел
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Кроссовая подготовка
- Конькобежная подготовка
- Плавание
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Кроссовая подготовка
- Плавание
- Другие средства оздоровления и рекреации
- Развитие двигательных способностей
- VIII класс теоретический раздел
- Базовый компонент
- Практический раздел
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Кроссовая подготовка
- Конькобежная подготовка
- Плавание
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Кроссовая подготовка
- Плавание
- Другие средства оздоровления и рекреации
- Развитие двигательных способностей
- Б а 3 о в а я ш к о л а
- IX—X классы
- IX класс теоретический раздел
- Базовыйкомпонент
- Практический раздел
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Кроссовая подготовка
- Конькобежная подготовка
- Плавание
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Кроссовая подготовка
- X класс теоретический раздел
- Базовыйкомпонент
- Практический раздел
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Кроссовая подготовка
- Гимнастика и акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Кроссовая подготовка
- 2. Вторая содержательная линия: «Формирование культуры здоровья и здорового, физически активного образа жизни».
- 3. Третья содержательная линия: «Освоение основ видов спорта».
- 4. Четвертая содержательная линия «Развитие двигательных способностей, рекреация, оздоровление».
- XI—XII классы
- Примерное распределение учебных часов по классам
- XI класс, девушки теоретический раздел
- Базовыйкомпонент
- Практический раздел
- Базовыйкомпонент Общеобразовательно-оздоровительные средства, используемые с учетом показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья Легкая атлетика
- Ритмическая гимнастика
- Акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Ритмическая гимнастика
- Акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Профильная практическая подготовка
- Другие средства оздоровления и рекреации
- Развитие двигательных способностей
- XII класс, девушки теоретический раздел
- Базовыйкомпонент
- Ритмическая гимнастика
- Акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Легкая атлетика
- Ритмическая гимнастика
- Акробатика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Профильная практическая подготовка
- Базовыйкомпонент
- Практический раздел
- Базовыйкомпонент Общеобразовательно-оздоровительные средства, используемые с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья Легкая атлетика
- Гимнастика и акробатика
- Атлетическая гимнастика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Гимнастика и акробатика
- Атлетическая гимнастика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Профильная практическая подготовка
- Другие средства оздоровления и рекреации
- Развитие двигательных способностей
- XII класс, юноши теоретический раздел
- Базовыйкомпонент
- Базовыйкомпонент Общеобразовательно-оздоровительные средства, используемые с учетом индивидуальных показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных состоянием здоровья Легкая атлетика
- Гимнастика и акробатика
- Атлетическая гимнастика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Гимнастика и акробатика
- Атлетическая гимнастика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Профильная практическая подготовка
- 2. Вторая содержательная линия: «Формирование культуры здоровья и здорового, физически активного образа жизни средствами физической культуры».
- 3. Третья содержательная линия: «Развитие двигательных способностей». Основы безопасности занятий и сохранения здоровья
- Легкая атлетика
- Лыжная подготовка
- Спортивные игры
- Девушки Ритмическая гимнастика и акробатика
- Юноши Гимнастика и акробатика
- Атлетическая гимнастика
- В а р и а т и в н ы й к о м п о н е н т Все содержательные линии учебного предмета
- Методические рекомендации
- 3.1. Рекомендации по определению медицинской группы для занятий физической культурой при некоторых отклонениях в состоянии здоровья1. Ревматический миокардит
- 2. Неревматические миокардиты
- 4. Врожденные пороки сердца
- 5. Послеоперационный период после хирургического вмеша-тельства по поводу порока сердца
- 6. Хроническая пневмония
- 7. Операция на легких (лобэктомия и сегментарная резек-ция легкого)
- 7.1. Удаление целого легкого
- 8. Хронический пиелонефрит
- 9. Эндокринные заболевания (ожирение)
- 10. Сколиозы и нарушения осанки
- 11. Врожденные и приобретенные деформации опорно-дви-гательного аппарата
- 12. Параличи, парезы, гиперкинезы после различных забо-леваний нервной системы (энцефалит, менингит, детский це-ребральный паралич, полиомиелит)
- 13. Хроническое воспаление среднего уха с нарушением це-лостности барабанной перепонки
- 14. Аномалии рефракции
- 3.2. Практические рекомендации для назначения
- 3.3. Организационно-методические требования к учебным занятиям по физической культуре в смг
- 2. Требования к структуре учебного процесса в смг
- 3. Требования к развитию двигательных качеств
- 4. Требования к дозированию нагрузки
- 3.4. Задачи, средства физической культуры и режимы нагрузки, противопоказанные, ограниченные в применении, показанные при различных заболеваниях
- 3.6. Функциональные пробы
- 3.7. Таблица для оценки внешних признаков утомления
- 3.8. Тесты для оценки физической подготовленности учащихся и методика их применения
- Список литературы
- Физическая культура и здоровье I-XII классы
- Физическая культура и здоровье
- I-XII классы