logo search
База нормативно-правовых документов ФКСиТ / НЕСОРТИРОВАННО / Документы для молодого специалиста / Нормативные документы / Программа для СМГ

3.6. Функциональные пробы

Ниже приведены широко известные функциональные пробы, которые могут быть рекомендованы для объективной оценки изменений уровня функциональных возможностей учащихся в течение учебного года.

Функциональные пробы позволяют оценивать общее состоя­ние организма, его резервные возможности, особенности адап­тации различных систем к физическим нагрузкам.

Функциональные пробы предназначены для оценки:

1) функционального состояния и резервов сердечно-сосудис­той и дыхательной систем для определения общей нагрузки;

  1. физической работоспособности, пригодности учащегося к различным видам деятельности;

  2. эффективности программ физической реабилитации.

Проба Мартинэ—Кушелевского позволяет оценить приспо­собляемость сердечно-сосудистой системы к физическим нагруз­кам, т. е. ее функциональное состояние. С помощью пробы уда­ется определить время восстановления функций сердечно-сосу­дистой и дыхательной систем после конкретной нагрузки. При этом более короткий восстановительный период свидетельствует о лучшей физической подготовке. Частоту пульса и артериальное давление сравнивают с исходными показателями. Чем незначи­тельнее расхождение, тем лучше функция сердечно-сосудистой системы.

Методика выполнения: у испытуемого в состоянии покоя под­считывают пульс за 10 с и измеряют АД. Затем испытуемому предлагают, не снимая манжета тонометра, в течение 30 с вы­полнить физическую нагрузку в виде 20 приседаний с выбрасы­ванием рук вперед. Сразу после приседаний испытуемый садит­ся, включают секундомер и в течение первых 10 с подсчитывают пульс, а за оставшееся до окончания первой минуты восстано­вительного периода время (50 с) измеряется АД. С начала второй минуты восстановительного периода определяют частоту пульса за первые 10 с и последние 10 с каждой минуты до восстанов­ления исходной частоты. После этого еще раз измеряют АД.

Оценка результатов: критериями для оценки пробы являются степень учащения пульса и характер реакции АД на нагрузку, а также время их восстановления. У детей школьного возраста сразу после 20 приседаний наблюдается прирост ЧСС на 30— 50 %, увеличение максимального АД на 10—20 мм рт. ст., снижение минимального АД на 4—10 мм рт. ст. Обычно через 1—2 мин ЧСС и АД восстанавливаются. Такая реакция сер­дечно-сосудистой системы расценивается как благоприятная. Большие сдвиги ЧСС и АД, затяжной восстановительный период отражают несоответствие данной физической нагрузки функцио­нальным возможностям организма и расцениваются как неблаго­приятная реакция сердечно-сосудистой системы.

Пробы с задержкой дыхания используются для оценки функционального состояния дыхательной системы. Данные про­бы применяются для определения устойчивости организма к ги­поксии.

Проба Штанге заключается в регистрации продолжитель­ности задержки дыхания после максимального вдоха.

Методика выполнения: исследуемый в положении сидя де­лает глубокий вдох и задерживает дыхание. По секундомеру регистрируется время задержки дыхания.

Оценка результатов: 6—10 лет — 22—45 с; 11—15 лет — 40—55 с; 16—18 лет — 40—60 с.

Проба Генчи заключается в регистрации продолжительности задержки дыхания после максимального выдоха.

Методика выполнения: в положении сидя после максималь­ного выдоха исследуемый задерживает дыхание. Время задерж­ки фиксируется по секундомеру.

Оценка результатов: у детей продолжительность задержки дыхания на выдохе в среднем составляет 12—13 с; 16—18 лет —

20—30 с.

Ортостатическая проба используется для определения функционального состояния симпатического отдела вегетативной нервной системы. Ее суть заключается в анализе изменений ЧСС в ответ на переход тела из горизонтального в вертикальное положение. Проба основана на том, что тонус симпатического отдела вегетативной нервной системы и соответственно ЧСС увеличиваются при переходе из горизонтального положения (клиностатика) в вертикальное (ортостатика). Таким образом, разница в частоте пульса при переходе из клиностатики в орто-статику позволяет количественно оценить состояние симпатиче­ской иннервации сердца, возбудимость и тонус симпатического отдела вегетативной нервной системы в целом.

Методика выполнения: обследуемый ложится на кушетку, через 3—4 мин в течение 15 с подсчитывают частоту пульса, затем обследуемый встает и в течение первых 15 с после пере­хода в вертикальное положение частоту пульса подсчитывают снова.

Оценка результатов: учащение пульса, пересчитанное на 1 мин, при нормальном тонусе и возбудимости симпатического отдела нервной системы не должно превышать 12—18 ударов. Увеличение частоты пульса менее чем на 12 ударов свидетель­ствует о понижении возбудимости и тонуса симпатического от­дела вегетативной нервной системы. Увеличение частоты пульса более чем на 18 ударов свидетельствует о повышении возбуди­мости и тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы.