logo search
База нормативно-правовых документов ФКСиТ / НЕСОРТИРОВАННО / Документы для молодого специалиста / Нормативные документы / Программа для СМГ

Базовыйкомпонент

Основы безопасности занятий. Правила предупреждения травмоопасных ситуаций во время занятий физическими упраж­нениями. Правила подготовки мест безопасных занятий, само­оценки своих сил, страховки, самостраховки, помощи. Правила безопасного поведения во время учебных занятий, посещения спортивных и других массовых зрелищ и мероприятий.

Олимпизм и олимпийское движение. Международное спортив­ное движение и крупнейшие соревнования: чемпионат Европы, мира и Олимпийские игры. Белорусские спортсмены — победи­тели крупнейших европейских и мировых соревнований. Олим­пийские игры как праздник мира и дружбы между народами. Престижность результатов, показанных на Олимпийских иг­рах. Смысл олимпийских ритуалов: олимпийская эстафета, клят­ва, подъем олимпийского флага. Олимпийский девиз. Содержание ритуала открытия и закрытия Олимпийских игр. Значение тор­жественного ритуала подъема национального флага и звучания государственного гимна в честь победителей Олимпийских игр1.

Влияние средств физической культуры на учащихся. Влия­ние физических упражнений на скелет, мышечную, сердечно­сосудистую, дыхательную системы человека. Единство организ­ма человека — естественная основа разностороннего воздейст­вия физической культуры на учащихся. Адаптация к физической нагрузке как механизм влияния регулярных занятий физически­ми упражнениями на физическое развитие, физическую подго­товленность, здоровье, функциональные возможности. Переклю­чение с умственной деятельности на физические упражнения и другие средства двигательной физкультурной активности как способ повышения умственной работоспособности учащихся. За­каливающее воздействие средств физической культуры.

Гигиенические знания. Правила нормирования воздушных ванн, водных процедур в разное время года. Правила соблюде­ния гигиены тела в разное время года. Разработка содержания и методики самостоятельного закаливания в течение учебного года и каникул с учетом условий жизни, характера и тяжести заболеваний.

Методика самоконтроля. Закрепление правил практического определения и оценки массы и окружности грудной клетки для своего возраста и роста, ЧСС и ЧД в покое, ЧСС во время ра­боты, общей физической подготовленности и «отстающих» фи­зических качеств с помощью 10-балльных таблиц.

Методика самостоятельных занятий. Понятие о раскладке сил в беге на выносливость в заданное время. Правила расклад­ки сил в беге на выносливость на время. Основы методики по­вышения результата в 6-минутном беге. Правила составления и применения комплексов физических упражнений, повышаю­щих умственную работоспособность в процессе самоподготовки в различное время года.

Здоровый образ жизни как результат взаимодействия опти­мального соотношения работы и отдыха, выполнения гигиениче­ских требований к уходу за телом, к одежде, жилищу, рабочему месту, умеренного питания, воздержания от курения, избегания других вредных привычек, соблюдения оптимального двигатель­ного режима, регулярных занятий физическими упражнениями. Преимущества здорового, физически активного образа жизни. Здоровый, физически активный образ жизни как необходимость для учащихся СМГ.

ВАРИАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТОсновы безопасности занятий. Особенности соблюдения тре­бований безопасного поведения учащихся в процессе занятий физическими упражнениями с учетом состояния здоровья уча­щихся.

Олимпизм и олимпийское движение. Значение знаний об олимпийском движении для формирования представления о его общекультурном, экономическом и политическом значении в современном обществе.

Влияние средств физической культуры на учащихся. Инди­видуальные особенности адаптации учащихся к физическим на­грузкам и использования эффекта переключения на физическую деятельность для восстановления умственной работоспособности, обусловленные характером и тяжестью заболевания.

Гигиенические знания. Правила соблюдения гигиенических требований в разное время года с учетом состояния здоровья. Особенности закаливания в разное время года с учетом состояния здоровья.

Методика самоконтроля. Значение самоконтроля за само­стоятельными занятиями физическими упражнениями для оздо­ровления и рекреации учащихся СМГ.

Методика самостоятельных занятий. Особенности само­стоятельного использования средств физического воспитания с целью оздоровления и рекреации с учетом индивидуальных по­казаний и противопоказаний, обусловленных заболеваниями.

Здоровый образ жизни. Индивидуальные особенности ис­пользования средств физической культуры в режиме труда и отдыха с учетом индивидуальных показаний и противопока­заний, обусловленных отклонениями в состоянии здоровья уча­щихся. Оптимальный недельный двигательный режим учащего­ся IX класса в разное время года с учетом состояния здоровья.

ТРЕБОВАНИЯ К УЧАЩИМСЯ

1. Знать правила безопасного поведения на уроках физиче­ской культуры и здоровья, во время организованных и само­стоятельных занятий в различное время года, при проведении массовых спортивных и зрелищных мероприятий и уметь вы­полнять их с учетом состояния своего здоровья.

  1. Знать о вкладе в олимпийское движение отечественных спортсменов и его значении для вхождения нашей страны в ми­ровое экономическое, культурное и политическое пространство.

  2. Знать индивидуальные ограничения применения физиче­ских упражнений, обусловленные характером и тяжестью забо­леваний.

  3. Знать индивидуальные особенности адаптации организма к физической нагрузке, ограничения переключения на физиче­скую деятельность для восстановления умственной работоспособ­ности, обусловленные характером и тяжестью заболеваний.

  4. Уметь обосновать значение закаливания для учащихся СМГ и знать его особенности, обусловленные индивидуальными показаниями, ограничениями, противопоказаниями, зависящими от заболеваний.

  5. Уметь индивидуализировать процедуры закаливания в те­чение учебного года и каникул с учетом заболеваний и условий жизни.

  6. Уметь контролировать показатели своего физического развития, физической подготовленности, функционального состояния организма и оценивать его результаты.

  7. Уметь доказать ценность здоровья для человека, возмож­ность влияния на него здорового, физически активного образа жизни.

  8. Знать правила использования средств физической куль­туры в процессе учебы и отдыха с учетом индивидуальных пока­заний и противопоказаний, обусловленных заболеваниями.