Запомни!
Боли в области сердца, возникающие у лиц, недавно приступивших к занятиям, могут быть, связаны с нерациональной нагрузкой или быть следствием патологических изменений. Возникновение при нагрузке неприятных ощущений и болей в области сердца требует обязательной консультации врача.
Ряд упражнений имеет скоростно-силовую направленность (спринтерский бег, метания, толкание ядра, подтягивания, отжимания, прыжки в длину и высоту и т. п.). Занимаясь ими, вы развиваете такие физические качества, как силу, быстроту, ловкость. Поэтому и при самоконтроле основное внимание следует уделять изменению этих физических качеств. Рассмотрим контроль за динамикой мышечной силы, быстроты и ловкости.
Мышечная сила, как двигательное качество организма, имеет немаловажное значение для проявления других двигательных качеств — скорости, ловкости, выносливости. Самоконтроль мышечной силы можно проводить с помощью динамометров - кистевого, станового и др. Лучше всего это делать в одно и то же время — утром, затем перед началом и по окончании занятия. Неполное восстановление мышечной силы на другой день после занятий будет свидетельствовать о чрезмерной физической нагрузке.
Поскольку динамометрия требует предельных усилий, не следует производить измерения (особенно становой силы) при высоком АД, болях в пояснице, грыже и т. п.
При увеличении мышечной силы может наблюдаться одновременное увеличение содержания мышечной массы. Измеряя окружность плеча, предплечья, бедра, голени и величину кожно-жировых складок, можно судить об изменениях мышечной и жировой массы. Если величина кожно-жировых складок не изменилась, а окружности увеличились, это свидетельствует об увеличении мышечной массы, что косвенным образом может указывать на увеличение силы (известно, что сила мышц пропорциональна их сечению). Однако такая косвенная оценка мышечной силы ненадежна и не может заменить динамометрию. Дело в том, что мышечная сила определяется не только объемом мышц, но и многими другими факторами, например общим весом мышечной массы, состоянием нервной иннервации, мышечным тонусом, координированной деятельностью мышц и др.
Оценивая мышечную силу при самоконтроле, следует учитывать, что она зависит от возраста, пола, веса, направленности занятий физической культурой, степени утомления и других причин. В течение дня показатели мышечной силы изменяются. Так, наименьшая величина их определяется утром, наибольшая — в середине дня. К концу дня, особенно после утомительной работы или интенсивных занятий физической культурой, мышечная сила падает, и результаты динамометрии снижаются. Это же явление наблюдается при недомогании, нарушении режима, ухудшении настроения и т. д.
Если у вас под рукой не окажется динамометра, то некоторое представление о силе, точнее о выносливости в силовых упражнениях, вы можете получить при выполнении подтягиваний, отжиманий в упоре (отжиманий на брусьях, от пола) и других упражнений. Выполните, например, максимально возможное количество отжиманий (исходное положение — упор лежа на полу, тело держите прямо, при отжимании от пола руки в локтевых суставах выпрямляйте полностью) и запишите в дневник самоконтроля, сколько раз подряд вы смогли проделать это упражнение. Полученная величина будет контрольной. В дальнейшем, например раз в 3 месяца, повторяйте эту процедуру. Так, со временем вы получите показатели, характеризующие вашу способность к выполнению данного силового упражнения. По мере нарастания силы вы сможете
Быстрота реакции - качество очень важное как в физкультурной, спортивной, так и в производственной деятельности. Быстрота реакции довольно изменчива. Лучшие ее показатели отмечаются при хорошем функциональном состоянии организма, хорошей работоспособности и благоприятном эмоциональном фоне. С накоплением усталости быстрота реакции снижается, особенно это заметно при выполнении сложных движений, замедляется скорость реакции и увеличивается число ошибочных движений под влиянием отрицательных эмоций и нарушений режима (недосыпание, курение, принятие алкоголя и т. п.).
В определенной мере быстроту реакции можно оценить с помощью очень простого теста: возьмите в левую руку (для левшей — в правую) монету и, разжав пальцы, выпускайте ее, стараясь при этом поймать падающую монету другой рукой. Если вы поймали монету не менее 7 раз (из 10 попыток), то быстрота реакции у вас хорошая. Под влиянием занятий скоростно-силовыми упражнениями совершенствуются скоростно-силовые навыки и, следовательно, сокращается время двигательной реакции.
Ловкость характеризуется хорошей координацией и высокой точностью движений. Для определения ее можно использовать, например, метание малого мяча в цель, броски баскетбольного мяча в корзину и многие другие упражнения. Чтобы получить сравнимые результаты, мяч бросайте в цель всегда с одного и того же расстояния. Результат серии из 10 бросков (число попаданий) запишите в дневник самоконтроля.
Для развития ловкости можно использовать и игровые упражнения, требующие включения самых разнообразных движений: поворотов, наклонов, прыжков, быстрых вращений и бега с внезапными остановками, боком, спиной вперед и т. п.
Каждый занимающийся должен уметь оценить уровень развития своих скоростно-силовых качеств, ловкости, выносливости и подводить итоги определенного периода занятий. Для этого, помимо указанных тестов, можно использовать пробные испытания (прикидки). Их проводят в различных видах упражнений, например, в беге на 100, 3000 м (для женщин на 800 м), в прыжках в высоту или длину с разбега, плавании на 100 м, метании гранаты и др. Прикидки позволят вам следить за динамикой результатов, своевременно выявлять слабую подготовку в отдельных видах упражнений. Сопоставляя результаты прикидок, полученные в различные периоды тренировки, вы сможете целенаправленно улучшать их показатели, особенно з тех упражнениях, которые выполнялись на низком уровне.
Упражнения, в особенности скоростно-силовые, предъявляют высокие требования к деятельности нервной системы спортсмена, совершенствуют ее функцию.
При самоконтроле за деятельностью нервной системы можно использовать доступные каждому занимающемуся пробы. Так, некоторое представление о функции нервной вегетативной системы можно получить по кожно-сосудистой реакции дермографизму. Выявляется она так: по коже каким-либо тупым предметом (например, не отточенным концом карандаша) проводится несколько полосок. Если на коже появляется розовая полоска — кожно-сосудистая реакция в норме, белая — возбудимость симпатической иннервации кожных сосудов повышена, красная или выпукло-красная — возбудимость иннервации кожных сосудов высокая. Белый дермографизм может наблюдаться при отклонениях нервной системы (при переутомлении, во время болезни или в период выздоровления). При самоконтроле за функцией вестибулярного анализатора можно рекомендовать пробу Яроцкого. Она проста, доступна: в одну сторону (вправо или влево) выполняется кружение головой в темпе 2 кружения в 1 сек.; а затем фиксируется время сохранения равновесия. У не занимающихся физической культурой и спортом оно составляет в среднем 28 сек.; у тренированных физкультурников и спортсменов — 40—80 сек. более. Если время равновесия при выполнении пробы Яроцкого снижается, это указывает на возникшее переутомление.
Скоростно-силовые упражнения со временем могут вызывать мышечные боли. Характер их возникновению такой же, как при выполнении упражнений на выносливость и меры профилактики те же.
Возникновение головных болей может быть следствием чрезмерной физической нагрузки, особенно если она выполняется в неблагоприятных условиях, например, в закрытом, плохо проветриваемом помещении. У некоторых людей наблюдаются приступообразные головные боли с преимущественной локализацией в одной половине головы (мигрени). Часто интенсивность их значительна. Мигрени могу сопровождаться тошнотой и даже рвотой. Головные боли могут быть симптомом какого-либо воспалительного заболевания, при этом они обычно сопровождаются повышенной температурой тела. Возникновение головокружения и головных болей во время занятий может быть следствием заболевания среднего и внутреннего уха, а также сосудистых заболеваний. Если во время занятий возникают головные боли или головокружение, необходимо обратиться к врачу. Занимающийся должен зафиксировать в дневнике самоконтроля, в каких случаях и при каких упражнениях появляются головокружения или головные боли и как долго они длятся. Особое, значение это имеет для лиц среднего и пожилого возраста: головные боли и головокружения у них часто связаны с повышенным (иногда с пониженным) АД, явлениями атеросклероза, вегетативными расстройствами.
Особенности самоконтроля девочек, девушек и женщин, в основном заключаются в проведении гинекологического самоконтроля, который следует считать обязательным с момента появления менструаций (т.е. с 12—14 лет). В соответствующий раздел дневника самоконтроля записывается все, что касается менструального цикла (его начало, продолжительность, периодичность, явления болезненности и т.п.).
Нормальная продолжительность овариально-менструального цикла 21—36 дней (определяется от первого дня менструаций до первого дня следующей). Как правило, он составляет 27-28 дней, реже - 21-22, 24-26, 29-30 дней и еще реже 32-36 дни!. Длительность менструальной фазы колеблется от 1 до 5 дней, чаще всего - 3—4 дня. В норме овариально-менструальные циклы характеризуются устойчивой продолжительностью, однако заболевания, эмоциональные стрессы или физические перегрузки меняют длительность овариально-менструального цикла и характер его протекания. В норме во время менструальной фазы отмечается хорошее самочувствие, однако довольно часто наблюдаются вялость, отсутствие желания заниматься физическими упражнениями, повышенная утомляемость. Занятия физическими упражнениями разрешаются врачом только при благоприятном протекании менструальной фазы, однако физическая нагрузка должна существенно снижаться, исключаются силовые и прыжковые упражнения.
В период беременности тренировочные занятия, а тем более соревнования запрещаются (назначаются лишь специальные занятия лечебной физической .культурой, направленные на укрепление мышц брюшной стенки и тазового дна, а также застойных явлений в малом тазе). После родов в первые 3— 6 недель назначаются занятия лечебной физической гимнастикой. В последующем разрешаются занятия с небольшой нагрузкой, величина которой постепенно увеличивается.
Вы ознакомились с рекомендациями по самоконтролю и простейшими тестами, позволяющими определять изменения вашего состояния при занятиях физическими упражнениями.
Тема № 16
- Кафедра «Физического воспитания» ю.А.Журавлев, к.Ю.Журавлев Практикум по теории и методике физического воспитания и основам здорового образа жизни
- Предисловие Ода не всеми любимому предмету
- Обращение к читателю!
- Организация и проведение экзамена (зачета) по теоретическому курсу дисциплины «Физическая культура»
- Образец: Протокол №….
- Билет №1 Вопрос № 1 (т.5)
- Вопрос № 2 (т.15)
- Вопрос № 3 (т.13)
- Вопрос № 4 (т.16)
- Билет №2 Вопрос № 1 (т.4)
- Вопрос № 2 (т.5)
- Вопрос № 3 (т.11)
- Вопрос № 4 (т.7)
- Билет №3 Вопрос № 1 (т.13)
- Вопрос № 2 (т.10)
- Вопрос № 3 (т.4)
- Вопрос № 4 (т.14)
- Билет №4 Вопрос № 1 (т.8)
- Вопрос № 2 (т.12)
- Вопрос № 3 (т.7)
- Вопрос № 4 (т.2)
- Билет №5 Вопрос № 1 (т.23)
- Вопрос № 2 (т.25)
- Вопрос № 3 (т.21)
- Вопрос № 4 (т.1)
- Билет № 6 Вопрос № 1 (т.14)
- Вопрос № 2 (т.11)
- Вопрос № 3 (т.2)
- Вопрос № 4 (т.13)
- Билет № 7 Вопрос № 1 (т.15)
- Вопрос № 2 (т.1)
- Вопрос № 3 (т.25)
- 9. Для того, чтобы добиться аэробного тренировочного эффекта при прыжках со скакалкой, необходимо прыгать не менее (_______)
- Вопрос № 4 (т.25)
- Билет № 8 Вопрос № 1 (т.10)
- Вопрос № 2 (т.22)
- Вопрос № 3 (т.20)
- Вопрос № 4 (т.21)
- Билет № 9 Вопрос № 1 (т.11)
- Вопрос № 2 (т.20)
- Вопрос № 3 (т.19)
- Вопрос № 4 (т.18)
- Билет №10 Вопрос № 1 (т.19)
- Вопрос № 2 (т.16)
- Вопрос № 3 (т.24)
- Вопрос № 4 (т.17)
- Билет № 11 Вопрос № 1 (т.16)
- Вопрос № 2 (т.4)
- Вопрос № 3 (т.18)
- Вопрос № 4 (т.22)
- Билет № 12 Вопрос № 1 (т.2)
- Вопрос № 2 (т.23)
- Вопрос № 3 (т.5)
- Вопрос № 4 (т.23)
- Билет №13 Вопрос № 1 (т.6)
- Вопрос № 2 (т.24)
- Вопрос № 3 (т.15)
- Вопрос № 4 (т.24)
- Билет № 14 Вопрос № 1 (т.12)
- Вопрос № 2 (т.19)
- Вопрос № 3 (т.6)
- Вопрос № 4 (т.5)
- Ситуация №1
- Ситуация №2
- Билет № 15 Вопрос № 1 (т.3)
- Вопрос № 2 (т.13)
- Вопрос № 3 (т.10)
- Вопрос № 4 (т.6)
- Задание № 1
- Задание № 2
- Билет № 16 Вопрос № 1 (т.7)
- Вопрос № 2 (т.6)
- Вопрос № 3 (т.12)
- Вопрос № 4 (т.4)
- Билет № 17 Вопрос № 1 (т.1)
- Подумайте!
- Вопрос № 2 (т.2)
- Вопрос № 3 (т.1)
- Вопрос № 4 (т.3)
- Билет № 18 Вопрос № 1 (т.25)
- Вопрос № 2 (т.21)
- Вопрос № 3 (т.17)
- Билет № 19 Вопрос № 1 (т.20)
- Вопрос № 2 (т.18)
- Вопрос № 3 (т.22)
- Вопрос № 4 (т.8)
- Билет №20 Вопрос № 1 (т.22)
- Вопрос № 2 (т.17)
- Вопрос № 3 (т.23)
- Вопрос № 4 (т.19)
- Билет № 21 Вопрос № 1 (т.24)
- Вопрос № 2 (т.14)
- Вопрос № 3 (т.16)
- Вопрос № 4 (т.15)
- Билет № 22 Вопрос № 1 (т.9)
- Вопрос № 2 (т.3)
- Вопрос № 3 (т.14)
- Вопрос № 4 (т.10)
- Билет № 23 Вопрос № 1 (т.18)
- Вопрос № 2 (т.7)
- Вопрос № 3 (т.9)
- Вопрос № 4 (т.12)
- Билет № 24 Вопрос № 1 (т.17)
- Вопрос № 2 (т.9)
- Вопрос № 3 (т.8)
- Вопрос № 4 (т.11)
- Билет № 25 Вопрос № 1 (т.21)
- Вопрос № 2 (т.8)
- Вопрос № 3 (т.3)
- Вопрос № 4 (т.20)
- Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студентов
- Краткая характеристика степени переутомления при умственном труде
- Общие закономерности изменения работоспособности студентов в учебном дне, семестре, учебном году
- Условия высокой продуктивности учебного труда студентов
- Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов в экзаменационный период
- Работоспособность студентов в условиях оздоровительно – спортивного лагеря
- Социально-биологические основы физической культуры
- Анатомно-морфологические особенности и основные физиологические функции организма
- Функциональные системы организма
- Костная система и ее функции
- Мышечная система
- Физиологические системы организма
- Сердечно-сосудистая система (ссс)
- Дыхательная система
- Система пищеварения и выделения
- Выделительная система
- Нервная система
- Рецепторы и анализаторы
- Эндокринная система
- Внешняя среда и ее воздействие на организм, и жизнедеятельность человека
- Функциональная активность человека и взаимосвязь физической и умственной деятельности
- Взаимосвязь физической и умственной деятельности
- Биологические ритмы и работоспособность
- Гипокинезия и гиподинамия
- Средства фк, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности
- Тема № 3
- История олимпийского движения
- Рождение всемирного праздника (начало)
- Игры древней Олимпии
- Закрытие и возрождение Олимпийских игр
- Зимние Олимпийские игры
- Олимпийская Хартия – конституция спортивного сообщества
- Олимпийская идея в знаках, символах, наградах
- Как проводятся олимпийские игры
- Что такое Олимпийское движение?
- Президенты мок
- Олимпийское движение в нашей стране
- Тема № 4 Физическая культура в общественной и профессиональной подготовке студентов. Цели и задачи предмета «Физическая культура»
- Нравственное воспитание
- Умственное воспитание
- Трудовое воспитание
- Эстетическое воспитание
- Основы здорового образа жизни Понятие «здоровье», его содержание и критерии
- Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни
- Необходимость активности личности в приобщении к здоровому образу жизни
- Содержание понятия «Здоровый образ жизни»
- Разумное чередование труда и отдыха Двигательная активность Важнейшим фактором восстановления работоспособности является соблюдение правильного режима, т.Е. Чередования периодов труда и отдыха.
- Рациональное питание
- Закаливающие процедуры
- Аутогенная тренировка в организации здорового образа жизни
- О привычках полезных и вредных
- Общая физическая, специальная и спортивная подготовка в системе физического воспитания
- Методические принципы физического воспитания
- Принцип сознательности и активности
- Принцип наглядности
- Принцип доступности и индивидуализации
- Принцип систематичности
- Принцип динамичности (постепенного повышения требований)
- Методы физического воспитания
- Основы обучения движениям Этапы обучения
- Формирование психических качеств, черт, свойств личности в процессе физического воспитания
- Спортивная тренировка
- Физическая подготовка занимающихся
- Спортивно-техническая и тактическая подготовка
- Зоны интенсивности тренировочных нагрузок по частоте сердечных сокращений
- Энергозатраты при физических нагрузках различной интенсивности
- Зоны мощности в спортивных упражнениях
- Значение мышечной релаксации
- Коррекция физического развития телосложения, двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта
- Физическое воспитание в вузах
- Организация занятий
- Общая и моторная плотность занятий
- Физические (двигательные) качества Средства и методы их развития
- Характеристика двигательных способностей
- Двигательные способности делятся на следующие виды: специальные, специфические и общие
- Понятие о двигательных способностях
- Сила как физическое качество Формы проявления силовых качеств Методы развития силы
- Средства развития силы
- Методы развития силовых способностей
- Метод развития силовой выносливости
- Основы развития скоростных способностей Понятие быстроты, формы ее проявления Методы развития быстроты
- Методы и средства скоростной подготовки
- Понятие о выносливости Виды и показатели выносливости Методика развития
- Методы развития выносливости
- Гибкость как физическое качество Развитие гибкости
- Понятие ловкости, ее виды
- Взаимосвязь между физическими качествами
- Личная и общественная гигиена
- История гигиены Возникновение и развитие санитарно- гигиенической культуры
- Влияние внешней среды на организм человека
- Физическая культура и гигиена Роль двигательной активности в сохранении здоровья
- Факторы, ослабляющие здоровье
- Роль физического воспитания в укреплении здоровья
- Влияние физического воспитания на организм
- О режиме дня
- Роль физического воспитания в улучшении внешности человека
- Гигиена сна
- Гигиена кожи
- Уход за ногтями
- Гигиена волос
- Уход за зубами и полостью рта
- Гигиенические требования к одежде
- Гигиенические требования к обуви
- Рациональное питание и гигиена
- Спорт, вредные привычки, гигиена
- Профилактика спортивного травматизма и гигиена
- Гигиенические требование к спортивным сооружениям
- Жизнь – это движение Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями Самоконтроль самостоятельных занятий
- Н.М. Сеченов
- К врачу за визой
- Общие сведения о самоконтроле
- Особенности самоконтроля при выполнении различных упражнений
- Запомни!
- Психическое здоровье
- Тема № 17 Теоретические основы рационального питания
- Здоровый образ жизни
- Физиология пищеварения
- Практические рекомендации по нормализации желудочно-кишечного тракта
- Нормализация работы желудочнокишечного тракта еще не все: нужно знать о качестве пищи употребляемой нами, и что с ней происходит в результате влияния различных факторов окружающей среды. Вода
- Обмен веществ и энергии
- Памятка студенту
- Потребности организма в белках (протеинах)
- Потребность организма в витаминах
- Вредные привычки и их влияние на организм человека
- Длительно и много курящие в 13 раз чаще заболевают стенокардией, в 12-инфарктом миокарда, в 10 раз - язвой желудка и в 30 раз раком легких
- Физиологические эффекты алкоголизма
- Алкоголь и материнство
- Объективные и субъективные признаки усталости, утомления и переутомления, их причины, профилактика и средства восстановления работоспособности Общие принципы
- Многие думают, что попадают во владение ортопедов, хирургов и хиропрактиков. А между тем, более 90 процентов спортивных травм можно вылечить самостоятельно.
- Криотерапия
- Прогревание
- Криокинетика
- Подъемы ног
- Гидротерапия
- Профессиональное лечение
- Диатермия
- Электростимуляция
- Ультразвук
- Другие виды помощи
- Основы оздоровительного дыхания
- Особенности внешнего дыхания (механизм вдоха и выдоха)
- Перенос газов кровью
- Влияние углекислого газа на организм человека
- Не дыхательные функции дыхательной системы
- Влияние движения на функции дыхания у человека
- Влияние дыхания на сердечно-сосудистую систему
- Влияние дыхания на цнс
- Использование дыхания в оздоровительных целях
- Заболевания органов дыхания и их предупреждения
- Это должен знать каждый! Невидимая угроза
- Гармоническое дыхание
- Почему нужно дышать через нос
- Влияние табачного дыма и алкоголя на органы дыхания
- Особенности кашлевого и чихательного рефлекса
- Цифры и факты
- Теоретические основы закаливания
- Медицинских отводов от закаливания нет, только острые лихорадочные заболевания. Глубоко ошибочно мнение, что закаливающие процедуры противопоказаны ослабленным людям.
- Принципы закаливания
- Солнечные ванны
- Воздушные ванны
- Закаливание водой
- Контрастный душ
- Народные формы закаливания
- Гигиенические требования при проведении занятий
- Заключение
- Методика коррекции зрения Уеренно и своевременно знимающийся
- Авиценна
- Упражнения для глаз
- Упражнения для самостоятельной тренировки
- Соляризация
- Дыхание
- Пальминг
- Свет и зрение
- Телевизоры, мониторы
- Ночное зрение
- Зрение и спорт
- Близорукость
- Физкультура при близорукости
- Специальные упражнения для наружных мышц глаз
- Физические упражнения для внутренних (цилиарных) мышц глаз
- Общеразвивающие упражнения, которые можно сочетать с движением глаз
- Упражнения для укрепления мышц шеи и спины
- Упражнения для укрепления передней брюшной стенки
- Физкультурная пауза
- Комплекс 1
- Комплекс 2
- Дыхательные упражнения
- Методика массажа и самомассажа мышц задней и боковой поверхности шеи
- Дальнозоркость
- Лечение дальнозоркости
- Теоретические основы массажа с самомассажа
- Физиологические особенности воздействия массажа на работу органов и систем организма
- Виды и варианты массажа
- Методика массажа и его основные приемы
- Приемы массажа
- Спорт и массаж
- Спортивный массаж
- Примерная продолжительность (мин.) общего тренировочного массажа в зависимости от массы тела спортсмена
- Аппаратный массаж
- Смазывающие средства
- Общие принципы и гигиенические основы проведения массажа
- Тема № 24 Профессионально-прикладная физическая подготовка (ппфп) Значение и задачи ппфп
- Средства и формы реализации ппфп
- Прикладная значимость некоторых физических упражнений и видов спорта
- Методика воспитания и сохранения ппфп
- Самостоятельная система ппфп
- Оздоровительная физическая культура
- Физическая тренировка – залог здоровья! Оздоровительная направленность – важнейший принцип системы физического воспитания
- Основы построения оздоровительной тренировки
- Характеристика средств специальной оздоровительной направленности
- Внимание!
- Ходьба на лыжах
- Плавание
- Прыжки со скакалкой
- Разновидности циклических упражнений оздоровительной физической культуры
- Характеристика других форм оздоровительных методик и систем
- Спортивные игры
- Быстрота и её измерение
- Исследование внимания
- Медицинские методы определения тренированности занимающихся оздоровительной физической культурой
- Самоконтроль занимающихся за состоянием своего организма
- Подводим итоги
- От авторов
- Литература