logo
Вопросы к типа экзамену тут

Эстетическое воспитание

В физической культуре и спорте развиваются способности воспринимать, чувствовать и правильно понимать прекрасное в поступках, в красоте совершенных форм тела, в доведённых до степени искусства движениях гимнаста, акробата, прыгуна в воду, фигуриста. Выполнение упражнений под музыку способствует развитию музыкальной культуры. Занятие туризмом, альпинизмом, парусным спортом позволяют понимать и чувствовать прекрасное в природе.

Теперь разберём основные понятия, без которых ориентироваться в мире «Физической культуры» просто невозможно. Прежде всего, что же такое «Физическая культура»?

Физическая культура - это часть общечеловеческой культуры. Это вид социальной деятельности, направленной на оздоровление человека. Физическая культура - вид социальной практики. Общество признаёт такую деятельность полезной и необходимой для всех.

Показателями состояния физической культуры в обществе являются совокупность материальных и духовных ценностей, созданных для физического совершенствования людей.

К материальным ценностям физической культуры относятся: стадионы, бассейны, спортзалы, спортивные базы учебных заведений, лаборатории аппаратуры, тренажёры, и их количество по отношению к численности населения. К материальным ценностям относятся: уровень здоровья и физического совершенства общества. Соотношение между здоровой частью населения и с отклонениями в состоянии здоровья, показатели физкультурной деятельности в государстве.

К духовным ценностям физической культуры относятся: наука о физическом воспитании и спорте; сеть учебных заведений, готовящих кадры по физической культуре; произведения искусства, посвященные физической культуре и спорту (живопись, скульптура, книги, музыка, кино).

Понятие физическая культура включает в себя и спорт, признаком которого является соревнование (ответ на вопрос, кто лучше, сильнее, быстрее).

Производное этих двух основ - «физкультурник» и «спортсмен».

Физкультурник - человек, систематически занимающийся доступными физическими упражнениями с целью укрепления здоровья, гармоничного развития и физического совершенствования.

Спортсмен - человек, систематически занимающийся специальными физическими упражнениями, соревновательной деятельностью с целью достижения максимального результата для себя или команды.

Физическое воспитание — педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически совершенного, социально активного и морально стойкого подрастающего поколения. Физическое воспитание решает задачи укрепления здоровья, всестороннего развития физических и духовных сил, повышения работоспособности, продления творческого долголетия и жизни людей, занятых во всех сферах деятельности. В процессе физического воспитания осуществляются морфологическое (по формам и строению тела) и функциональное совершенствование организма человека, развитие физических качеств, формирование двигательных умений, навыков и специальной системы знаний. Физическому воспитанию принадлежит большая роль в совершенствовании физических способностей людей. Диапазон возможностей в этом практически безграничен. Например, человеку никогда раньше не приходилось работать в условиях длительной невесомости и перегрузок, связанных с полетами в космическое пространство. Однако опыт подготовки космонавтов показал, что можно средствами специально направленного физического воспитания успешно готовить человека к деятельности в этих необычных условиях. Физическое воспитание — вечная категория. Оно существует со времени возникновения человеческого общества и будет существовать, в дальнейшем, как одно из наиболее необходимых условий общественного производства и жизни человека.

Система физического воспитания — это совокупность идеологических и научно – методических основ физического воспитания, а также организаций и учреждений, осуществляющих и контролирующих физическое воспитание граждан.

Система физического воспитания направлена на развитие духовных и физических качеств человека, на подготовку его к определенному роду деятельности в конкретных социально-экономических условиях. Поэтому каждой общественно-экономической формации соответствует своя конкретно-историческая система воспитания человека, физического воспитания.

Спорт - специфическая форма культуры, одна из сторон культурной деятельности общества. Спорт — действенное средство и метод укрепления здоровья и физического совершенствования людей, подготовки их к трудовой и общественной деятельности, развития волевых качеств, нравственного и эстетического воспитания, расширения интернациональных связей, культурного сотрудничества, упрочения мира и дружбы между народами. Отличительной чертой спорта является наличие соревновательной деятельности как способа сопоставления и совершенствования определенных способностей человека, что содействует более полному развитию и проявлению физических сил, высокой нравственности и волевых качеств. Спорт в жизни общества выступает как фактор большого воспитательного значения. Спортивные достижения, одобряемые обществом, стимулируют трудовые успехи людей. Высокие идеалы спорта, здоровый дух соревнований, гласность результатов, наличие условий для новых, более высоких достижений и стремление к ним молодежи делают спорт важным средством идеологического, физического и нравственного воспитания.

Спорт принято подразделять на спорт высших достижений и массовый спорт. Спорт высших достижений предполагает организацию систематических занятий, тренировок, соревнований, в ходе которых ставится и решается задача достижения максимально возможных спортивных результатов, превышающих уже достигнутые ранее в том или ином виде спорта. Массовый спорт — занятия отдельными видами спорта, преимущественно массовыми, или физическими упражнениями в других разнообразных формах (атлетическая гимнастика, лыжный спорт, легкая атлетика, плавание, туризм) с целью активного отдыха, снятия нервно-эмоционального напряжения, укрепления здоровья. Физкультурное движение означает специфическую форму социального движения, ставящего своей целью содействовать повышению уровня физической культуры населения и развития спорта. Оно предполагает целенаправленную деятельность государственных и общественных организаций и народных масс по развитию физической культуры и спорта. Физкультурное движение — один из участков идеологической работы. Идеологическое влияние на массы, воспитание их в духе принципов морального кодекса составляет важнейшую функцию управления физкультурным движением.

Физическое развитие — процесс изменения и становления естественных морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его индивидуальной и общественной жизни. Физическое развитие каждого человека зависит от условий жизни и воспитания; первостепенная роль здесь принадлежит труду и правильному физическому воспитанию с момента рождения человека.

Признаками, характеризующими физическое развитие, являются: рост, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких и др., а также степень развития физических качеств, способностей и функциональных во­зможностей человека.

Физическая подготовка — специализированный процесс физического воспитания, направленный на подготовку человека к труду и защите Родины. Например, можно выделить физическую подготовку летчика, космонавта, спортсмена и др.

Физическая подготовленность — результат физической подготовки, достигнутой в овладении двигательными навыками и в повышении уровня работоспособности организма, необходимых для освоения или выполнения человеком определенного вида деятельности. Оптимальная физическая подготовленность для выполнения какого-либо вида деятельности называется физической готовностью.

Физическое совершенство — исторически обусловленный уровень здоровья и всестороннего развития физических способностей людей, соответствующий требованиям человеческой деятельности в определенных условиях производства, военного дела и в других сферах общественной жизни, обеспечивающий на долгие годы высокую степень работоспособности человека. Конкретные признаки и показатели физического совершенства определяются реальными запросами и условиями жизни общества на каждом историческом этапе и поэтому меняются по мере развития общества.

В государствах Древней Греции дети обучались подвижным играм, плаванию, упражнению с копьём. Занимались пятиборьем, метанием, борьбой. В воспитание включались кулачный бой, верховая езда, стрельба из лука, гребля.

Эпоха раннего средневековья (5-9 в.в.) характеризовалась властью церкви. Всякие телесные упражнения, игры, пляски считались дьявольскими. Идеалом стал образ аскетического монаха, несшего на своём челе отражение страданий во имя спасения души.

Греческие слова «аскетизм» - физические упражнения, аскет - победитель соревнований были извращены.

В период средневекового христианства «Аскет» - человек, который призрел тело, терзает его и закаляет лишь дух. Пожалуй, ничто яснее не указывает на контраст между двумя мировоззрениями.

Современный взгляд на физическое совершенство также определяется социальными условиями. Физическое совершенство человека предполагает, гармонически развитое тело, высокий уровень развития физических качеств, владение прикладными навыками (плавание, ходьба на лыжах и т. д.) и знаниями по физической культуре, ведение здорового образа жизни, умение играть в спортивные игры, танцевать. Физическое совершенство не мыслится без высоких нравственных качеств: чести и совести.

Основным средством физического совершенства являются физические упражнения.

Физические упражнения - двигательные действия, используемые для физического совершенствования человека.

В отличие от трудовых действий, также оказывающих развивающее действие на организм человека, физические упражнения применяются для этой цели специально.

Это могут быть простейшие движения, в одном суставе вовлекающих в работу ограниченное число мышц (атлетическая гимнастика, лечебная физкультура).

Физические упражнения могут представлять собой сложные двигательные действия, вовлекающие в работу всё тело человека (лёгкая атлетика, спортивные игры, борьба и т.д.).

Физические упражнения применяются также в профилактических и лечебных целях. В сочетании с мерами личной и общественной гигиены, рациональным режимом учёбы, работы, отдыха, сна, питания; использованием естественных факторов природы, - солнца и воздуха волнами, воды - один из факторов здорового образа жизни и высокой работоспособности.

Организованные коллективные занятия физическими упражнениями -важный фактор развития не только физических способностей, но и морально-волевых качеств. Физические упражнения всегда связаны с проявлениями воли.

Физические упражнения способствуют воспитанию дисциплины, организованности, чувства коллективизма, чувства чести, долга, развитию инициативности. Они воспитывают, при систематическом применении, аккуратность, подтянутость, правильную осанку, красивую походку. Учат соблюдению правил личной и общественной гигиены, норм поведения.

В практике физического воспитания сложились физические упражнения в виде — игр, гимнастики, туризма, танцев.

Физическое образование — обучение человека двигательным умениям и навыкам, управлению движением своего тела во времени и пространстве, а также вооружение теоретическими знаниями по использованию двигательных умений и навыков в различных условиях жизни и деятельности.

Тема № 5