logo
Вопросы к типа экзамену тут

Психическое здоровье

Человек - сложная живая система. Его жизнедеятельность обеспечивается на трех уровнях: биологическом, психическом и социальном. На каждом из этих уровней здоровье человека имеет свои особенности.

Здоровье на биологическом уровне связанно с организмом и зависит от динамического равновесия функций всех внутренних органов, их адекватного реагирования на влияние окружающей среды.

Здоровье на психическом уровне связано с личностью и зависит от таких личностных характеристик, как эмоционально - волевая и мотивационно - потребностная, от развития самосознания личности и от осознания ценности для личности собственного здоровья и здорового образа жизни.

Здоровье на социальном уровне связано с влиянием на личность других людей, общества в целом и зависит от места и роли человека в межличностных отношениях, от нравственного здоровья социума. Социальное здоровье складывается под влиянием родителей, друзей, любимых людей, одноклассников в школе, сокурсников в вузе, коллег по работе, соседей по дому и т. п.

Различие между психическим и социальным здоровьем условное: психические свойства и качества личности не существуют вне системы общественных отношений. Человек – существо общественное, социум влияет на здоровье личности. Причем это влияние может быть как позитивным, так и негативным. Люди со здоровой психикой чувствуют себя достаточно уверенно и благополучно в любом обществе. В здоровом обществе, как правило, формируются здоровые личности. Недостатки воспитания и неблагоприятные влияния окружающей среды могут вызвать деградацию личности, в таком случае изменится ее отношение к себе, к другим людям, к деятельности и общению.

Личность с развитым сознанием и самосознанием, самостоятельная и ответственная может противостоять воздействию внешних условий, бороться с трудностями и препятствиями, достигать поставленных целей и оставаться здоровой физически, психически и социально.

Долгое время ценности личности, в том числе и здоровье, не были приоритетными в нашем обществе. Здоровье определялось специалистами как «отсутствие болезни». Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье - понятие условное, критериев и показателей, применимых для всех людей, не существует.

Реализация идей психического и социального здоровья потребует от каждого человека переосмысления таких личностных качеств, как активность и ответственность, а от общества - пересмотра сложившихся приоритетов и традиций в сфере воспитания и образования, труда и отдыха.

В определение понятия «здоровье» в качестве одного из его основных элементов включено состояние психического благополучия. И это не случайно. Психическое состояние человека оказывает существенное влияние на многие стороны его здоровья. Оно определяет умственную и физическую активность и работоспо­собность, так как непосредственно влияет на функции организма, на способность человека адаптироваться к изменяющимся условиям среды обитания, во многом определяет взаимоотношения с другими людьми. Коммуникабельные люди легче находят свое место в коллективе, обладают эмоциональной устойчивостью, успешно противостоят стрессам, депрессии и различным заболеваниям. Психически здоровые люди, как правило, успешно удовлетворяют свои материальные и духовные потребности, обладают чувством собственного достоинства и самоуважения, а также адекватной самооценкой. Из этого складывается положительная мотивация в отношении здорового поведения, здорового образа жизни.

Психическое здоровье человека является основой для формирования активной личностной позиции в отношении качества собственной жизни. Личное счастье, карьера, взаимоотношения с коллегами и друзьями, родителями и близкими людьми напрямую связаны с состоянием психического и социального здоровья. Важным проявлением психического благополучия является состояние эмоциональной сферы человека. Эмоциональная устойчивость в полной мере проявляется в психической уравновешенности. Эмоциональные переживания - это внешние проявления психического состояния человека, они оказывают существенное влияние на внутренние физические функции. У психически здорового человека доминирует хорошее (оптимистическое) настроение.

Эмоциональные реакции проявляются в виде субъективных переживаний, своего отношения ко всему, что человек познает и делает, к тому, что его окружает. Эмоциональные реакции могут иметь различную окраску: радость или печаль, восторг или разочарование, жалость или агрессивность, боль или стыд.

Эмоциональное отражение явлений, событий или фактов значительно шире и глубже, чем наши ощущения, потому что они оказывают непосредственное влияние на все функции организма.

Можно ли научиться подавлять свои эмоции или, напротив, их усиливать? Оказывается, можно, но после соответствующей тренировки.

Вот некоторые возможные приемы работы над собой.

  1. Попробуйте изменить род занятий, если ваша профессиональная деятельность зашла в тупик. Каждый человек одарен от природы какими-то способностями. Надо найти эту стезю и действовать в данном направлении.

  2. Приложите все свои усилия, чтобы непременно добиться успеха. Главное - стремиться делать свое дело как можно лучше. Всегда надо тщательно и вдумчиво, не упуская ни одной мелочи, готовиться к деловой встрече или переговорам, выступлениям, экзаменам и т. д. Недопустимо из-за слабой подготовки провалить дело (или упустить стой шанс).

  3. Научитесь разделять (ранжировать) свои дела по степени важности, отдавая приоритет наиболее значимым. Сделайте это своим правилом, и успех, а следовательно, и эмоциональное благополучие не заставят себя ждать.

На протяжении жизни люди сталкиваются со множеством трудностей и переживаний из-за того, что некоторые из потребностей в силу объективных или субъективных причин не могут быть удовлетворены. Эмоционально здоровые люди всегда найдут способ выйти с достоинством из трудного положения. В каждой неразрешимой ситуации они видят позитивные моменты. Трудная ситуация когда-то закончится, и за ней, безусловно, наступят положительные сдвиги. Это обеспечивает их благополучие.

Одним из важных признаков эмоционального благополучия человека является его потребность заботиться о других людях. Она заложена в каждом человеке генетически. Однако человек устроен так, что, прежде всего он заботится о самом ceбе. Те люди, у которых не удовлетворены собственные потребности, не проявляют интереса к другим.

Важным показателем эмоционального благополучия является то, как человек строит свои отношения с другими людьми. Психически здоровые люди дружелюбно относятся к окружающим, они отзывчивы и доброжелательны, и вправе рассчитывать на такое же отношение к себе со стороны окружения. Это придает им уверенности и дает основание считать себя частью общества.

Особое место в эмоциональном благополучии занимает потребность быть любимым и способность человека любить других. Однако прежде чем человек научится любить других, он должен научиться уважать и любить себя. Неспособность к этому - показатель неуважения к самому себе.

Существенным и неизменным показателем эмоционального здоровья является способность человека к плодотворному и эффективному труду. Конфликты на эмоциональной почве не способствуют продуктивному труду.

Эмоционально благополучными и рождаются, и становятся в процессе всей жизни.

Психолог Э. Эриксон выделил четыре условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие:

Одним из главных психологических факторов надежности эффективностии успешной деятельности является эмоциональная устойчивость.

Эмоциональная устойчивость – это неподверженность эмоциональных состояний отрицательным влияниям (внешним и внутренним), одно из основных условий сохранения активности даже в сложных ситуациях. Эмоциональная устойчивость интегральное свойство психики, которое выражается в способности преодолеть состояние излишнего эмоционального возбуждения при выполнении сложной деятельности. Это ценное качество личности уменьшает отрицательное влияние сильных эмоциональных воздействий, предупреждает дистресс, способствует проявлению готовности действовать в напряженных ситуациях.

Показатели эмоциональной устойчивости – на уровне познавательных процессов:

Человек - существо деятельное. Деятельность проявляется по-разному у разных людей. Положительных результатов достигают те, кто проявляет активность. Активность (от лат. actives - деятельный) – способность производить преобразования материальной и духовной среды.

Психологи выделяют три типа поведения:

Пассивное, поведение выражается в том, что человек перекладывает решение своих проблем на других. Активное поведение противоположно пассивному. Оно выражается в том, что человек открыто, заявляет о своих потребностях, желаниях и о своем стремлении удовлетворить их всеми дозволенными методами. Независимость и чувство собственного достоинства присущи таким людям, активная жизненная позиция создает нормальные, здоровые отношения между людьми (или здоровую конкуренцию). Такие люди, как правило, достигают больших успехов.

Вместе с тем активное поведение бывает и агрессивным. В этом случае достижение цели происходит за счет ущемления или притязаний права других людей. Естественно, это вызывает их ответную реакцию, которая, в конечном счете заканчивается полной изоляцией человека и неприятием со стороны окружающих. Агрессивное поведение оскорбляет окружающих, задевает их чувство собственного достоинства, заставляет принимать ответные меры (порой не самым законным способом). Все это еще более усугубляет отношения с окружающими и отнюдь не способствует достижению поставленной цели.

В процессе длительной эволюции человек научился приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды. Именно эта способность позволила человеку выжить в очень суровых условиях существования. Однако возникает естественный вопрос: одинаковая ли реакция у всех людей в ответ на воздействие разнообразных факторов внешней среды или же она разная? Сколько людей - столько и ответных реакций.

Канадский физиолог Ганс Селье смог объединить все реакции организма различных людей на воздействие окружающей среды и назвал их – стресс. В самом общем виде стресс – это реакция организма на действие какого-либо фактора внешней среды. Стрессовый фактор (или стрессор) – это любое воздействие на организм, которое вызывает реакцию стресса.

Таких воздействий встречается в жизни множество. Приведем некоторые из них: брак, развод, перемена места жительства, новая работа, увольнение с работы, экзамен, эмоциональный конфликт дома, на работе, усталость, боязнь (например, увольнения), длительная неопределенность жизненной ситуации, изменение погодных условий, травма, операция, заболевания различной природы (соматические или инфекционные) и многое другое.

Изучая ответные реакции организма на действия разнообразных факторов внешней среды, Г. Селье обнаружил, что, несмотря на количественные и качественные различия, они всегда однотипны и включают огромное число физиологических реакций, которые можно оценить с помощью объективных методов. Совокупность физиологических реакций Г. Селье обозначил как общий адаптационный синдром (ОАСУ).

Его развитие сопровождается сменой трех периодов или состояний:

В каждом из состояний принимают участие нервная и эндокринная системы.

В момент формирования стрессового ответа на первой стадии - стадии мобилизации - происходит усиление активности нервной симпатической системы, что является необходимым и обязательным условием общего адаптационного синдрома. Однако длительное поддержание симпатической активности может оказать резко отрицательное влияние на состояние здоровья. При этом страдают все те системы и органы, которые вовлекаются в стрессовый ответ. Это сердечно-­сосудистая и пищеварительная системы, нервная и эндокринная системы, репродуктивная система.

Период мобилизации связан с возникновением тревоги в начальный момент действия любого стрессора. Организм в срочном порядке (иногда на всякий случай, так как реальной угрозы не возникает) мобилизует все свои явные и скрытые резервы, готовится к немедленному действию (реакции) - нападению, защите или бегству с целью избежать прямого столкновения с опасностью. Это выражается в ускорении пульса, усилении кровообращения в организме и в поперечно-полосатых мышцах, в повышении артериального давления и некотором углублении дыхания, уменьшении секреции пищеварительных ферментов. Организм готов выполнить такую работу, которая в реальной жизни практически не встречается. Известен случай, когда молодой человек, спасаясь от разъяренного быка, перепрыгнул речку, ширина которой была достаточно большой. На следующий день, поспорив с друзьями, он так и не смог повторить этот прыжок, хотя и пытался много раз

Когда непосредственная угроза опасности пропадает, организм переходит во второе состояние - сопротивление. Период сопротивления сопровождается снижением уровня мобилизации до устойчивого уровня, но при достаточно высокой активности задействованных систем и органов. Это позволяет организму переносить продолжительное действие стрессора. Конечно, при этом организм находится в некотором напряжении. Но это не может продолжаться сколько угодно долго. Через определенное время (у всех людей оно разное и зависит от индивидуальных особенностей организма) наступает следующий, третий период – истощение. Он наступает тогда, когда организм подвергается либо очень сильному (чрезмерному), либо очень продолжительному действию стрессора. При этом происходит значительная потеря энергии, снижается способность организма противостоять действию стрессора. В этот период наиболее сильно страдает иммунная система, которая в норме обеспечивает защиту организма от целого ряда заболеваний как инфекционной, так и неинфекционной (соматической) природы. Возникают различные заболевания. Г. Селье отмечал, что в принципе любой стрессор способен довести организм до полного истощения и, как следствие, привести к полному разрушению физического и психического здоровья.

Действие стрессора и развитие стресса наряду с очевидными отрицательными последствиями для здоровья человека могут быть и полезными. Другими словами, стресс приносит не только вред, но и пользу. Это наблюдается в тех случаях, когда действие стрессора не очень значительно, но происходит на достаточно высоком уровне и организм сравнительно легко справляется с нагрузкой. В этот момент (стойкой активности) организм человека, его тело и разум действуют наиболее четко и слаженно. Селье назвал такое состояние айстрессом (от греч. «аи» - хороший или настоящий). Однако надо отметить, что высокий уровень стресса не может быть про­должительным.

Продолжительный, неослабевающий стресс превращается в дистресс со всеми вытекающими последствиями развитием заболевания. Если человек не умеет управлять своими эмоциями и не хочет научиться этому, он чаще болеет.

Разберем некоторые ситуации, связанные с развитием заболеваний, причиной возникновения которых является воздействие стрессовых факторов. Наиболее часто стресс отражается на состоянии сердечно-сосудистой системы. И понятно почему. Во время стресса учащается пульс, следовательно, сердце работает в неблагоприятном режиме, оно меньше отдыхает и время восстановления укорачивается, поднимается артериальное давление, изменяется химический состав крови, в ней увеличивается содержание холестерола, способствующего развитию атеросклероза и сужению просвета кровеносных сосудов. В таких условиях сердце работает с большой перегрузкой, что повышает возможность возникновения сердечно-сосудистой патологии.

Вот некоторые примеры дистресса. Волнение диктора, секреция пищеварительных ферментов. Нередко уменьшается или полностью пропадает аппетит (хотя у некоторых людей аппетит, напротив, усиливается, и они начинают, есть слишком много). В желудке накапливается (свободная и связанная) соляная кислота. В связи с тем, что в желудке отсутствует пища, кислота и пищеварительные ферменты постепенно разрушают слизистую желудка и двенадцатиперстной кишки. Вначале появляется эрозия, затем язвенная болезнь желудка, а ее последствия для организма крайне неблагоприятны. Увеличивается возможность полного разрушения (прободения) стенки желудка, когда его содержание попадает в брюшную полость, с последующим развитием перитонита (воспаления брюшины). В этом случае нужно неотложное вмешательство хирурга.

Стрессовые ситуации значительно повышают вероятность образования раковой опухоли. Возникновение раковой опухоли в любой системе организма человека сопряжено с ослаблением иммунной системы, с потерей способности различать свое и чужое. Дело в том, что в норме в организме человека временами появляются раковые клетки, но мощная иммунная система справляется с ними без особых проблем. При длительном стрессе эта способность иммунной системы нарушается.

Немало поводов для возникновения стрессовых ситуаций возникает в последние годы в нашей стране из-за коренной ломки экономических и социальных отношений, а также существовавших более 70 лет идеологических понятий. Произошло резкое расслоение общества на очень богатых и очень бедных. Средний класс практически отсутствует. Пожалуй, одной из главных причин многочисленных стрессов является неопределенность во всем: на работе и дома, в личной жизни и в общественной. Появилась целая армия безработных. А те, кто работает, испытывают страх перед возможным увольнением. При этом совершенно не важно, государственное это учреждение или коммерческая структура. Все это поставило огромное число людей на грань психического срыва. Это общая ситуация, не связанная с самим человеком, она существует объективно.

Однако имеются и субъективные причины, которые зависят от психики самого человека, его личностных характеристик или черт характера. Вот только некоторые личностные характеристики, которые усиливают воздействие стрессовых факторов:

Довольно значительным источником стрессовых ситуаций может быть и работа.

Неудовлетворенность работой может возникнуть по многим причинам: в результате нечетко обозначенного круга обязанностей, невозможности проявить разумную инициативу, полного отсутствия у сотрудника некоторых властных полномочий, необходимости выполнять поручения против своей воли, перегрузки или нехватки работы, отсутствия перспективы на продвижение по службе, низкой заработной платы, социальной незащищенности и т. д.

Американские психологи выделяют пять стадий развития стресса, связанного с профессиональной деятельностью. На первой стадии появляется ощущение тревоги и некоторого напряжения, на второй прибавляется чувство усталости и отчуждения (с этого момента начинается депрессия), на третьей возникают физиологические реакции: несколько возрастает сердцебиение и повышается артериальное давление, появляются признаки нарушения - пищеварительной системе, тупые боли в области живота; следующая, четвертая стадия, когда человек сознает начало болезни, и последняя, пятая стадия, когда человеку ставится диагноз болезни, причиной которой явился стрессовый фактор.