logo
Вопросы к типа экзамену тут

Методика воспитания и сохранения ппфп

Основным способом воспитания и сохранения ППФП человека является специально организованная двигательная активность в виде физических упражнений, которые включают механизм «моторно-висцеральной регуляции», способствующей накоплению и поддержанию резервных возможностей организма на высоком уровне.

Накопление резервных возможностей приводит к росту работоспособности человека, которую можно рассматривать как степень функциональной готовности организма к выполнению или продолжению деятельности.

Двигательная активность в форме занятий физической культурой.

  1. Улучшает работу сердца, обеспечивает хорошее кровообращение.

  2. Нормализует давление крови. Повышает способность крови переносить кислород.

  3. Снижает частоту сердечных сокращений (ЧСС).

  4. Стимулирует более глубокое дыхание, легкие при этом расширяются.

  5. Снижает всплески негативных эмоций, расслабляет мышцы.

  6. Улучшает пищеварение.

  7. Укрепляет мышцы, кости, сухожилия.

  8. Улучшает фигуру и комплекцию.

  9. Заряжает клетки мозга и нервов электрической энергией (тонизирует кору головного мозга).

  10. Способствует развитию умственных способностей.

  11. Помогает сбросить лишний вес, регулирует метаболизм.

  12. Физические упражнения дают дополнительную энергию (энергии вырабатывается больше, чем ее расходуется).

  13. Замедляется процесс старения, вы выглядите моложе.

  14. Повышается выносливость, отдаляется усталость.

  15. Стимулируется выработка эндофирнов, что приводит к ощущению легкости, мышечной радости, отдаляется болевой порог.

  16. Удлиняется жизнь (предположительно на 5 и более лет).

Самый рациональный путь совершенствования ППФП – это занятия спортом. Наибольших высот в развитии работоспособности достигают лица, добившиеся выдающихся успехов в спорте. Как показали наши собственные исследования, накопленных резервных возможностей у выдающихся спортсменов, при минимальных поддерживающих режимах двигательной активности, хватает на всю жизнь.

Спортивное долголетие у разных индивидуумов различно. Активные занятия спортом должны продолжаться до того периода, пока идет рост спортивных результатов. Однако жизнь предъявляет к человеку свои требования и не у каждого спортсмена есть возможность заниматься спортом до конца роста спортивным результатов. После завершения спортивной карьеры он переходит на поддерживающий режим двигательной активности для сохранения своих функциональных возможностей и работоспособности.

Считается, что наибольшее значение для целей ППФП имеет развитие общей выносливости, физиологической основой которой являются аэробные возможности человека. Именно они обеспечивают успешность выполнения продолжительной работы умеренной интенсивности, которая чаще всего наблюдается в целом ряде массовых профессий. Иногда выносливость определяется как основное профессионально важное качество, обеспечивающее полное освоение профессии и высокопроизводительный труд (специалисты сельского хозяйства и др.).

Выносливость у спортсменов, занимающихся разными видами спорта, различна: наибольшая наблюдается у спортсменов циклических видов спорта, несколько ниже – у спортсменов - игровиков, а самая низкая у спортсменов, занимающихся теми видами спорта, которые общую выносливость специально не развивают.

Функциональная направленность видов спорта также различна, поэтому и совершенствование психофизиологических функций на занятиях отдельными видами спорта происходит в различной степени. Большая пластичность нервной высшей деятельности обуславливает возможности ее совершенствования. Способность организма, и прежде всего центральной нервной системы, приспосабливаться к различным условиям, к воздействиям внешней среды даст почти неограниченные возможности направленного образования морфофизиологических сдвигов под воздействием соответствующего подбора средств, методов и тренировочных нагрузок.

Различная прикладная направленность видов спорта обуславливает необходимость их систематизации в целях ППФП. В любом виде спорта особенности деятельности определяются специфическими требованиями к ее выполнению. В одних видах спорта основные требования направлены на развитие точности и техники выполнения движений, в других – на регулирование временных, пространственных или силовых параметров исполнения, в третьих – на согласованность действий, четвертые предъявляют смешанные требования.

Различные требования активизируют психическую деятельность в разных направлениях:

Занятия спортом лучше, чем профессиональный труд, совершенствуют двигательный анализатор. Особенно велика в этом роль видов спорта, требующих сложных и точных движений, - гимнастики, легкоатлетических метаний, конькобежного спорта и др.

Согласно классификации А.Б. Гандельсмана и К.М.Смирнова, все виды спорта делятся на 7 групп:

1-ю группу составляют виды спорта, предъявляющие высокие требования к координации движений (акробатика, гимнастика, прыжки в воду и др.).

2-ю группу составляют виды спорта, определяющей чертой которых является достижение высокой скорости в циклических движениях (легкоатлетический бег, конькобежный спорт, велоспорт).

Для видов спорта 3-й группы характерна работа на силу и быстроту движений. Группа разбита на две подгруппы. Первую составляют виды спорта на перемещение максимальной массы (тяжелая атлетика), а вторую – на создание максимального ускорения при постоянной массе (легкоатлетические метания).

4-я группа включает такие виды спорта, которые в основном направлены на совершенствование функций анализаторов, усвоение информации во время борьбы с соперником (различные виды борьбы).

5-я группа включает виды спорта, направленные на совершенствование функций передвижения (мотоспорт, водно-моторный спорт, конный спорт). Необходимость обеспечения опережающих и предупреждающих действий в этих видах спорта обуславливает большие нагрузки на центральную нервную систему и ведущие анализаторы.

Для 6-й группы видов спорта характерно совершенствование нервной высшей деятельности при малых физических нагрузках (шахматы, шашки).

Для 7-й группы основным является воспитание способности к переключению (современное пятиборье, биатлон).

При анализе основных массовых видов спорта, входящих в программу физического воспитания учащихся учебных заведений, было выявлено, что одни из них оказывают тренировочные действия на психофизиологические функции, без высокого уровня развития которых полноценное освоение профессии невозможно, другие благотворно воздействуют на системы, обеспечивающие адаптацию учащихся к условиям производства.

Большая часть населения с детского сада до функциональной зрелости занимаются физической культурой, что менее продуктивно, чем занятия спортом, но все же способствует росту резервных возможностей организма и росту работоспособности. Для таких людей, после окончания учебного заведения, неплохо бы иметь индивидуальные программы для роста и поддержания ППФП на должном уровне в течение всей жизни. Поэтому учащиеся должны овладеть элементарными знаниями для улучшения своего здоровья и повышения работоспособности. Выпускники вузов тоже должны научиться программировать улучшение своего здоровья, работоспособности и поддержания ППФП на должном уровне.

Основой такой программы является:

  1. функциональное состояние организма,

  2. состояние опорно-двигательного аппарата (двигательного анализатора),

  3. телосложение.

А также необходимо научиться элементарным, но эффективным способам контроля за функциональным состоянием организма.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4