logo
Вопросы к типа экзамену тут

Вопрос № 4 (т.20)

Решение проблемной ситуации.

Ситуация №1.

Рациональное питание потому и называется рациональным, что строится с учетом специфики выполняемой работы. Особенно важно это учитывать в своей спортивной деятельности.

Вам понятно, что питание занимающегося видами спорта, развивающими выносливость, очень отличается от питания тех, кто стремиться к наращиванию мышечной массы.

Задание № 1.

Дайте кратко ответ на вопрос: «В чем отличие в питании при развитии выносливости и мышечной массы, силы?»

Тема № 1

Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности

Основные психофизиологические характеристики умственного труда студентов

Прогресс науки и техники вызвал необходимость получения человеком значительного объема профессиональных знаний и большого количества разнообразной информации. Все это обусловило смещение центра тяжести нагрузки с физической сферы на психическую, умственную и эмоциональную.

Человеческий мозг имеет большие компенсаторные возможности, но интенсификация жизни опережает эволюцию развития приспособленных психических и эмоциональных реакций, поэтому стремление человека (особенно это касается студентов) больше увидеть, запомнить, осмыслить, познать не проходит для организма бесследно.

Умственная деятельность человека сопровождается изменением функционального состояния различных органов организма. Прежде всего увеличивается потребление кислорода и питательных веществ тканями головного мозга.

В процессе относительно продолжительной умственной работы снижается величина условных реакций, сглаживаются реакции на различные по силе раздражители, увеличивается время реакции, снижается устойчивость внимания. Наибольшему напряжению подвергаются системы непосредственного запоминания и сосредоточения внимания. При всякой более или менее продолжительной умственной работе состояние работоспособности не остается постоянным, оно то ухудшается, то улучшается. Эти колебания происходят под влиянием условий внешней среды (освещенность рабочего помещения, шум, температура воздуха и пр.), факторов физиологического характера – состояния здоровья в данный день, определяемого питанием, отдыхом и др., а также психологических факторов.

Умственная работоспособность может меняться в зависимости от самочувствия и настроения студента, понимания смысла выполняемой работы, интереса к ней, эмоций и волевых усилий, воздействия со стороны других лиц в виде поощрений, указаний, призывов и т.п. Положительный мотив в деятельности у одних студентов повышает продуктивность внимания, у других вызывает понижение работоспособности из-за чрезмерного напряжения, обусловленного либо боязнью допустить ошибки в работе, либо стремлением выполнить задание как можно лучше.

При длительной и достаточно напряженной работе наступает умственное утомление, при котором деятельность внешних органов чувств или чрезмерно повышается, или до крайности ослабляется.

Умственное утомление – это объективное состояние организма, а умственная усталость – субъективное чувство человека. Умственная усталость может нарастать при неудовлетворенности работой неудачах в ней. Наоборот, успешное завершение работы или какого-то ее этапа снижает усталость. Чувство усталости можно снять эмоциями, сосредоточением внимания, усилением интереса к работе.

Бывают состояния усталости, при которых еще можно совершать умственную работу, но в ней не обнаруживаются творческие начала, она становится шаблонной. Утомленный человек в своем труде невольно идет за готовыми образцами и может выполнять такую работу еще относительно легко. Затем наступает другой период, сопровождаемый чувством напряжения, когда для выполнения работы необходимо волевое усилие. Дальнейшее продолжение работы приводит к появлению чувства неудовольствия, нередко носящее оттенок раздражения.

Наступающее утомление не всегда обнаруживается в одновременном ослаблении всех сторон деятельности. Снижение работоспособности в одном виде учебного труда может сопровождаться сохранением его эффективности в другом виде. Так, например, устав заниматься вычислительными операциями, можно успешно заниматься чтением. Такое утомление частичного характера свойственно определенным видам умственного труда.

При систематическом перенапряжении нервной системы возникает переутомление. Объективными признаками переутомления являются: снижение веса тела, диспептические расстройства, лабильность частоты сердцебиения и кровяного давления, потливость, снижение сопротивляемости организма инфекциям и заболеваниям и т.д.

Умственный труд протекает в условиях малой двигательной активности. Это приводит к возникновению условий для повышения утомляемости, снижение работоспособности, ухудшения общего самочувствия. Поэтому умственная деятельность студентов, связанная с психическими напряжениями, предъявляет высокие требования к организму и при определенных неблагоприятных условиях может быть причиной серьезных заболеваний, особенно сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, нервной системы и других.