Влияние внешней среды на организм человека
Внешняя среда представляет собой комплекс разнообразных факторов, которые по своей природе разделяют на три группы: физические, химические и биологические. К физическим факторам среды относят температуру, влажность и движение воздуха, атмосферное давление и атмосферное электричество, солнечное излучение и др. К химическим факторам относят различные вещества, являющиеся основой окружающей среды (в составе воздуха, воды, почвы), или их примеси (например, в разных местностях в воде и воздухе могут содержаться различные химические соединения). К биологическим факторам среды относят в первую очередь патогенные микробы, вирусы, грибки.
По характеру воздействия на организм человека факторы среды также можно разделить на три группы. Первая группа, безусловно, вредные или даже губительные для здоровья факторы. К ним относят, например, возбудителей различных заболеваний, ядовитые вещества, пыль, содержащуюся во вдыхаемом воздухе. Вторая группа, безусловно, полезные факторы. Пример их— чистый, свежий воздух, богатый кислородом. Третья группа — факторы, которые могут быть и полезными, и вредными, в зависимости от того, как человек их использует. Например, солнечные лучи необходимы для нормального развития и жизнедеятельности организма, но при неумеренном загорании они приносят вред здоровью.
В процессе преобразования природы человеком появляются новые факторы, которые необходимо своевременно оценить в плане их влияния на здоровье и выработать соответствующие практические рекомендации.
Поэтому без гигиены в настоящее время невозможно обойтись при решении любого вопроса развития народного хозяйства, обеспечения условий труда и быта людей. Гигиена вырабатывает и научно обосновывает конкретные рекомендации.
Основными задачами современной гигиены являются научная разработка основ предупредительного и текущего санитарного надзора, санитарного законодательства, обоснование гигиенических мероприятий по охране и оздоровлению окружающей среды, условий труда и отдыха, охрана здоровья детей и подростков, участие в разработке гигиенических основ рационального питания, а также санитарная экспертиза качества пищевых продуктов и предметов бытового обихода. Знание гигиены необходимо для правильного решения вопросов по предупреждению заболеваний, повышения трудоспособности и сопротивляемости организма к неблагоприятным влияниям окружающей среды.
Гигиена включает в себя ряд разделов, каждый, из которых охватывает самостоятельную область гигиенической науки и практики: коммунальная гигиена, гигиена труда, гигиена детей и подростков, гигиена питания, радиационная гигиена и др.
Коммунальная гигиена изучает влияние на организм природных и социальных факторов в условиях населенных мест и разрабатывает гигиенические нормативы и мероприятия для создания оптимальных условий проживания. Включает гигиену воздуха, воды, водоснабжения, почвы, и др.
Гигиена питания изучает влияние на организм пищевых рационов с различным содержанием питательных веществ, потребности организма в их количестве и оптимальное соотношение в зависимости от условий труда и быта разрабатывает меры профилактики элементарных заболеваний.
Гигиена труда изучает трудовую деятельность человека и производственную среду с точки зрения их возможного влияния на организм, разрабатывает меры и гигиенические нормативы, направленные на оздоровление условий труда и предупреждение профессиональных болезней.
Радиационная гигиена изучает влияние ионизирующих излучений на человека и разрабатывает санитарно-гигиенические меры и нормативы по обеспечению радиационной безопасности лиц, работающих с источниками ионизирующего излучения и радиоактивными веществами.
Гигиена детей и подростков изучает влияние факторов окружающей среды на организм детей и разрабатывает гигиенические требования и нормативы к окружающей ребенка среде с целью создания гигиенических условий жизни, обеспечивающих полноценное физическое и умственное развитие детей. Особое место занимает самостоятельная гигиеническая дисциплина - общая гигиена. Как пропедевтическая дисциплина общая гигиена раскрывает основные положения учения об окружающей среде, закономерностях влияния природных, бытовых, производственных факторов на здоровье и заболеваемость населения, а также определяет направление оздоровительных мероприятий.
- Кафедра «Физического воспитания» ю.А.Журавлев, к.Ю.Журавлев Практикум по теории и методике физического воспитания и основам здорового образа жизни
- Предисловие Ода не всеми любимому предмету
- Обращение к читателю!
- Организация и проведение экзамена (зачета) по теоретическому курсу дисциплины «Физическая культура»
- Образец: Протокол №….
- Билет №1 Вопрос № 1 (т.5)
- Вопрос № 2 (т.15)
- Вопрос № 3 (т.13)
- Вопрос № 4 (т.16)
- Билет №2 Вопрос № 1 (т.4)
- Вопрос № 2 (т.5)
- Вопрос № 3 (т.11)
- Вопрос № 4 (т.7)
- Билет №3 Вопрос № 1 (т.13)
- Вопрос № 2 (т.10)
- Вопрос № 3 (т.4)
- Вопрос № 4 (т.14)
- Билет №4 Вопрос № 1 (т.8)
- Вопрос № 2 (т.12)
- Вопрос № 3 (т.7)
- Вопрос № 4 (т.2)
- Билет №5 Вопрос № 1 (т.23)
- Вопрос № 2 (т.25)
- Вопрос № 3 (т.21)
- Вопрос № 4 (т.1)
- Билет № 6 Вопрос № 1 (т.14)
- Вопрос № 2 (т.11)
- Вопрос № 3 (т.2)
- Вопрос № 4 (т.13)
- Билет № 7 Вопрос № 1 (т.15)
- Вопрос № 2 (т.1)
- Вопрос № 3 (т.25)
- 9. Для того, чтобы добиться аэробного тренировочного эффекта при прыжках со скакалкой, необходимо прыгать не менее (_______)
- Вопрос № 4 (т.25)
- Билет № 8 Вопрос № 1 (т.10)
- Вопрос № 2 (т.22)
- Вопрос № 3 (т.20)
- Вопрос № 4 (т.21)
- Билет № 9 Вопрос № 1 (т.11)
- Вопрос № 2 (т.20)
- Вопрос № 3 (т.19)
- Вопрос № 4 (т.18)
- Билет №10 Вопрос № 1 (т.19)
- Вопрос № 2 (т.16)
- Вопрос № 3 (т.24)
- Вопрос № 4 (т.17)
- Билет № 11 Вопрос № 1 (т.16)
- Вопрос № 2 (т.4)
- Вопрос № 3 (т.18)
- Вопрос № 4 (т.22)
- Билет № 12 Вопрос № 1 (т.2)
- Вопрос № 2 (т.23)
- Вопрос № 3 (т.5)
- Вопрос № 4 (т.23)
- Билет №13 Вопрос № 1 (т.6)
- Вопрос № 2 (т.24)
- Вопрос № 3 (т.15)
- Вопрос № 4 (т.24)
- Билет № 14 Вопрос № 1 (т.12)
- Вопрос № 2 (т.19)
- Вопрос № 3 (т.6)
- Вопрос № 4 (т.5)
- Ситуация №1
- Ситуация №2
- Билет № 15 Вопрос № 1 (т.3)
- Вопрос № 2 (т.13)
- Вопрос № 3 (т.10)
- Вопрос № 4 (т.6)
- Задание № 1
- Задание № 2
- Билет № 16 Вопрос № 1 (т.7)
- Вопрос № 2 (т.6)
- Вопрос № 3 (т.12)
- Вопрос № 4 (т.4)
- Билет № 17 Вопрос № 1 (т.1)
- Подумайте!
- Вопрос № 2 (т.2)
- Вопрос № 3 (т.1)
- Вопрос № 4 (т.3)
- Билет № 18 Вопрос № 1 (т.25)
- Вопрос № 2 (т.21)
- Вопрос № 3 (т.17)
- Билет № 19 Вопрос № 1 (т.20)
- Вопрос № 2 (т.18)
- Вопрос № 3 (т.22)
- Вопрос № 4 (т.8)
- Билет №20 Вопрос № 1 (т.22)
- Вопрос № 2 (т.17)
- Вопрос № 3 (т.23)
- Вопрос № 4 (т.19)
- Билет № 21 Вопрос № 1 (т.24)
- Вопрос № 2 (т.14)
- Вопрос № 3 (т.16)
- Вопрос № 4 (т.15)
- Билет № 22 Вопрос № 1 (т.9)
- Вопрос № 2 (т.3)
- Вопрос № 3 (т.14)
- Вопрос № 4 (т.10)
- Билет № 23 Вопрос № 1 (т.18)
- Вопрос № 2 (т.7)
- Вопрос № 3 (т.9)
- Вопрос № 4 (т.12)
- Билет № 24 Вопрос № 1 (т.17)
- Вопрос № 2 (т.9)
- Вопрос № 3 (т.8)
- Вопрос № 4 (т.11)
- Билет № 25 Вопрос № 1 (т.21)
- Вопрос № 2 (т.8)
- Вопрос № 3 (т.3)
- Вопрос № 4 (т.20)
- Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студентов
- Краткая характеристика степени переутомления при умственном труде
- Общие закономерности изменения работоспособности студентов в учебном дне, семестре, учебном году
- Условия высокой продуктивности учебного труда студентов
- Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов в экзаменационный период
- Работоспособность студентов в условиях оздоровительно – спортивного лагеря
- Социально-биологические основы физической культуры
- Анатомно-морфологические особенности и основные физиологические функции организма
- Функциональные системы организма
- Костная система и ее функции
- Мышечная система
- Физиологические системы организма
- Сердечно-сосудистая система (ссс)
- Дыхательная система
- Система пищеварения и выделения
- Выделительная система
- Нервная система
- Рецепторы и анализаторы
- Эндокринная система
- Внешняя среда и ее воздействие на организм, и жизнедеятельность человека
- Функциональная активность человека и взаимосвязь физической и умственной деятельности
- Взаимосвязь физической и умственной деятельности
- Биологические ритмы и работоспособность
- Гипокинезия и гиподинамия
- Средства фк, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности
- Тема № 3
- История олимпийского движения
- Рождение всемирного праздника (начало)
- Игры древней Олимпии
- Закрытие и возрождение Олимпийских игр
- Зимние Олимпийские игры
- Олимпийская Хартия – конституция спортивного сообщества
- Олимпийская идея в знаках, символах, наградах
- Как проводятся олимпийские игры
- Что такое Олимпийское движение?
- Президенты мок
- Олимпийское движение в нашей стране
- Тема № 4 Физическая культура в общественной и профессиональной подготовке студентов. Цели и задачи предмета «Физическая культура»
- Нравственное воспитание
- Умственное воспитание
- Трудовое воспитание
- Эстетическое воспитание
- Основы здорового образа жизни Понятие «здоровье», его содержание и критерии
- Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни
- Необходимость активности личности в приобщении к здоровому образу жизни
- Содержание понятия «Здоровый образ жизни»
- Разумное чередование труда и отдыха Двигательная активность Важнейшим фактором восстановления работоспособности является соблюдение правильного режима, т.Е. Чередования периодов труда и отдыха.
- Рациональное питание
- Закаливающие процедуры
- Аутогенная тренировка в организации здорового образа жизни
- О привычках полезных и вредных
- Общая физическая, специальная и спортивная подготовка в системе физического воспитания
- Методические принципы физического воспитания
- Принцип сознательности и активности
- Принцип наглядности
- Принцип доступности и индивидуализации
- Принцип систематичности
- Принцип динамичности (постепенного повышения требований)
- Методы физического воспитания
- Основы обучения движениям Этапы обучения
- Формирование психических качеств, черт, свойств личности в процессе физического воспитания
- Спортивная тренировка
- Физическая подготовка занимающихся
- Спортивно-техническая и тактическая подготовка
- Зоны интенсивности тренировочных нагрузок по частоте сердечных сокращений
- Энергозатраты при физических нагрузках различной интенсивности
- Зоны мощности в спортивных упражнениях
- Значение мышечной релаксации
- Коррекция физического развития телосложения, двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта
- Физическое воспитание в вузах
- Организация занятий
- Общая и моторная плотность занятий
- Физические (двигательные) качества Средства и методы их развития
- Характеристика двигательных способностей
- Двигательные способности делятся на следующие виды: специальные, специфические и общие
- Понятие о двигательных способностях
- Сила как физическое качество Формы проявления силовых качеств Методы развития силы
- Средства развития силы
- Методы развития силовых способностей
- Метод развития силовой выносливости
- Основы развития скоростных способностей Понятие быстроты, формы ее проявления Методы развития быстроты
- Методы и средства скоростной подготовки
- Понятие о выносливости Виды и показатели выносливости Методика развития
- Методы развития выносливости
- Гибкость как физическое качество Развитие гибкости
- Понятие ловкости, ее виды
- Взаимосвязь между физическими качествами
- Личная и общественная гигиена
- История гигиены Возникновение и развитие санитарно- гигиенической культуры
- Влияние внешней среды на организм человека
- Физическая культура и гигиена Роль двигательной активности в сохранении здоровья
- Факторы, ослабляющие здоровье
- Роль физического воспитания в укреплении здоровья
- Влияние физического воспитания на организм
- О режиме дня
- Роль физического воспитания в улучшении внешности человека
- Гигиена сна
- Гигиена кожи
- Уход за ногтями
- Гигиена волос
- Уход за зубами и полостью рта
- Гигиенические требования к одежде
- Гигиенические требования к обуви
- Рациональное питание и гигиена
- Спорт, вредные привычки, гигиена
- Профилактика спортивного травматизма и гигиена
- Гигиенические требование к спортивным сооружениям
- Жизнь – это движение Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями Самоконтроль самостоятельных занятий
- Н.М. Сеченов
- К врачу за визой
- Общие сведения о самоконтроле
- Особенности самоконтроля при выполнении различных упражнений
- Запомни!
- Психическое здоровье
- Тема № 17 Теоретические основы рационального питания
- Здоровый образ жизни
- Физиология пищеварения
- Практические рекомендации по нормализации желудочно-кишечного тракта
- Нормализация работы желудочнокишечного тракта еще не все: нужно знать о качестве пищи употребляемой нами, и что с ней происходит в результате влияния различных факторов окружающей среды. Вода
- Обмен веществ и энергии
- Памятка студенту
- Потребности организма в белках (протеинах)
- Потребность организма в витаминах
- Вредные привычки и их влияние на организм человека
- Длительно и много курящие в 13 раз чаще заболевают стенокардией, в 12-инфарктом миокарда, в 10 раз - язвой желудка и в 30 раз раком легких
- Физиологические эффекты алкоголизма
- Алкоголь и материнство
- Объективные и субъективные признаки усталости, утомления и переутомления, их причины, профилактика и средства восстановления работоспособности Общие принципы
- Многие думают, что попадают во владение ортопедов, хирургов и хиропрактиков. А между тем, более 90 процентов спортивных травм можно вылечить самостоятельно.
- Криотерапия
- Прогревание
- Криокинетика
- Подъемы ног
- Гидротерапия
- Профессиональное лечение
- Диатермия
- Электростимуляция
- Ультразвук
- Другие виды помощи
- Основы оздоровительного дыхания
- Особенности внешнего дыхания (механизм вдоха и выдоха)
- Перенос газов кровью
- Влияние углекислого газа на организм человека
- Не дыхательные функции дыхательной системы
- Влияние движения на функции дыхания у человека
- Влияние дыхания на сердечно-сосудистую систему
- Влияние дыхания на цнс
- Использование дыхания в оздоровительных целях
- Заболевания органов дыхания и их предупреждения
- Это должен знать каждый! Невидимая угроза
- Гармоническое дыхание
- Почему нужно дышать через нос
- Влияние табачного дыма и алкоголя на органы дыхания
- Особенности кашлевого и чихательного рефлекса
- Цифры и факты
- Теоретические основы закаливания
- Медицинских отводов от закаливания нет, только острые лихорадочные заболевания. Глубоко ошибочно мнение, что закаливающие процедуры противопоказаны ослабленным людям.
- Принципы закаливания
- Солнечные ванны
- Воздушные ванны
- Закаливание водой
- Контрастный душ
- Народные формы закаливания
- Гигиенические требования при проведении занятий
- Заключение
- Методика коррекции зрения Уеренно и своевременно знимающийся
- Авиценна
- Упражнения для глаз
- Упражнения для самостоятельной тренировки
- Соляризация
- Дыхание
- Пальминг
- Свет и зрение
- Телевизоры, мониторы
- Ночное зрение
- Зрение и спорт
- Близорукость
- Физкультура при близорукости
- Специальные упражнения для наружных мышц глаз
- Физические упражнения для внутренних (цилиарных) мышц глаз
- Общеразвивающие упражнения, которые можно сочетать с движением глаз
- Упражнения для укрепления мышц шеи и спины
- Упражнения для укрепления передней брюшной стенки
- Физкультурная пауза
- Комплекс 1
- Комплекс 2
- Дыхательные упражнения
- Методика массажа и самомассажа мышц задней и боковой поверхности шеи
- Дальнозоркость
- Лечение дальнозоркости
- Теоретические основы массажа с самомассажа
- Физиологические особенности воздействия массажа на работу органов и систем организма
- Виды и варианты массажа
- Методика массажа и его основные приемы
- Приемы массажа
- Спорт и массаж
- Спортивный массаж
- Примерная продолжительность (мин.) общего тренировочного массажа в зависимости от массы тела спортсмена
- Аппаратный массаж
- Смазывающие средства
- Общие принципы и гигиенические основы проведения массажа
- Тема № 24 Профессионально-прикладная физическая подготовка (ппфп) Значение и задачи ппфп
- Средства и формы реализации ппфп
- Прикладная значимость некоторых физических упражнений и видов спорта
- Методика воспитания и сохранения ппфп
- Самостоятельная система ппфп
- Оздоровительная физическая культура
- Физическая тренировка – залог здоровья! Оздоровительная направленность – важнейший принцип системы физического воспитания
- Основы построения оздоровительной тренировки
- Характеристика средств специальной оздоровительной направленности
- Внимание!
- Ходьба на лыжах
- Плавание
- Прыжки со скакалкой
- Разновидности циклических упражнений оздоровительной физической культуры
- Характеристика других форм оздоровительных методик и систем
- Спортивные игры
- Быстрота и её измерение
- Исследование внимания
- Медицинские методы определения тренированности занимающихся оздоровительной физической культурой
- Самоконтроль занимающихся за состоянием своего организма
- Подводим итоги
- От авторов
- Литература