Народные формы закаливания
Хождение босиком как оздоровительное средство известно очень давно у многих народов. Эту форму закаливания можно использовать круглый год наряду со всем комплексом. Поздней весной, летом и ранней осенью, когда земля достаточно прогрета, ходить босиком могут все. Закаленные люди могут делать это поздней осенью, ранней весной и даже зимой по снегу.
Особенно полезна ходьба босиком по утренней росе, после теплых летних дождей, по воде. Длительность процедуры устанавливается по субъективным теплоощущениям. Затем ноги надо вымыть горячей водой, осушить. Не забывайте следить за профилактикой возможных ушибов, порезов и т.п.
Хождение босиком не только закаливает, но и служит верным способом профилактики плоскостопия, потому что укрепляются мышцы стопы, поддерживающие ее свод в нужном положении. Для тренировки этих мышц очень полезно ходить босиком по скошенной траве, песку, опавшей хвое в лесу. Помимо чисто физического воздействия на кожу и мышцы, при этом происходит и стимулирование функциональных точек, расположенных на ступне.
Хождение босиком особенно полезно для детей. Люди всех возрастов и состояния здоровья могут делать это и в квартире. Вариантов тренировки много.
Профессор И.МСаркизов-Серазини предлагает такую последовательность: «Легко простуживающимся людям надо первоначально ходить в чулках, а потом уже босыми ногами. Утром и вечером нужно ходить босиком по комнате от 15 до 30 минут. Каждый день время удлиняется на 10 минут и доводится до 1 часа. Через месяц можно переходить на земляной грунт во дворе, в саду, на улице, на траву; с наступлением осенних заморозков и зимних дней ходить по инею, а в дальнейшем - по снегу.»
Особенно хорошо действует хождение босиком по твердому грунту земли или по мелкому гравию. Огрубевшая кожа притупляет болевые ощущения и возбудимость к холоду. После каждой прогулки босиком ступни энергично растирают, икроножные мышцы массируют. Закаленность нижних конечностей позволяет свободно ходить по льду и по снегу».
Можно рекомендовать такой план занятий по закаливанию хождением босиком.
Апрель. Ходьба по комнате в носках (30-60 сек.), через две недели - по ковру босиком(30-60 сек.); ножные ванны два раза в день с постепенным снижением температуры воды с 30до 20.
Май. Ходьба босиком по полу (1,5-2 час.); кратковременное выбегание на нагретый асфальт, траву, землю; ножные ванны с постепенным снижением температуры с20 до 8.
Июнь - Июль. Постоянное хождение дома босиком; холодные ножные ванны при температуре 8-10; ходьба по кромке водоема и мокрому песку и ходьба босиком по траве, неровной земле, гальке 30-50 мин; бег босиком 1-5 минут.
Август - Сентябрь. Все мероприятия как в предыдущих месяцах, а также ходьба и бег по мокрому асфальту до 1 часа.
Октябрь - Ноябрь. Как до сих пор, увеличив лишь продолжительность бега босиком.
Декабрь - Февраль. Все процедуры, как в предыдущие месяцы, а также контрастные снеговые ванны с использованием снеговой воды. Пробежки босиком по снегу или льду (до 1 мин);обтирание снегом в теплом помещении.
Март. Ко всем мероприятиям добавить выполнение части зарядки босиком на свежем воздухе.
Вернувшись домой после выхода на снег, обязательно сделать массаж ног.
Бани как гигиеническое учреждение возникли очень давно и получили широчайшее распространение во всем мире. Они существовали у жителей Вавилона и Древней Персии, у скифов и американских индейцев, у древних греков и римлян. Их архитектура, способы нагревания воды и воздуха, сама банная процедура формировались с учетом национальных,. Климатических и других особенностей. Поэтому различают несколько видов бань: римские термы, русская баня, японские офуро и сэнто (домашняя и общественная бани), финская сауна и др.
Закаливающий эффект русской бани заключается в контрастном воздействии на тело различных температур. Это достигается во-первых, переходом из одного банного помещения в другое с разными температурными режимами. Во-вторых, частой смены температуры воды при мытье и обливаниях. В-третьих, созданием специальных условий для воздействия резко контрастных температур. Ритуал русской бани предусматривает не только окачивание холодной водой, но и более сильные процедуры: выход из парного помещения зимой обнаженным на улицу, катание в снегу или окунание в проруби.
Для пользования баней тоже есть определенные правила. В 1974 году были изданы «методические рекомендации по применению суховоздушных бань при занятиях спортом и физической культурой», утвержденные и рекомендованные Министерством здравоохранения СССР и Комитетом по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР. В них указано, что баня противопоказана для людей:
острой стадией всех болезней или в периоды обострения хронических заболеваний с одновременным повышением температуры тела;
заболеваниями органов кровообращения, осложненных органическими изменениями сердечной мышцы, сосудов, а также явлениями декомпенсации сердечной деятельности и сердечно-сосудистой недостаточностью:
органическими изменениями внутренних органов (нервной системы, легких, печени, почек и др.):
злокачественными новообразованиями.
Эти указания необходимо соблюдать.
Категорически запрещается употребление спиртных напитков до бани, во время банной процедуры и сразу же после ее окончания. Алкоголь извращает терморегуляторные реакции, что может вызвать резкие нарушения в организме.
Для тех, кто желает использовать парную баню для закаливания, рекомендуется придерживаться следующих правил.
Посещение парной бани рекомендуется не раньше, чем через 2-2,5 часа после еды.
В течении первого года закаливания баню можно посещать не более 1 раза в неделю, потом – до 2 раз.
Начинающим рекомендуется делать не более одного захода в парильню на 4-5 минут, затем можно делать это до 3 раз по 8-10 минут.
Чтобы смягчить переход к высокой температуре, перед входом в парильню нужно принять теплый душ.
Войдя в парильное помещение, сначала надо посидеть на нижней ступеньке, а потом подниматься выше.
После выхода из парильни принять холодный или прохладный душ или искупаться в бассейне с прохладной водой. И делать так после каждого захода в парилку.
Банная процедура завершается мытьем тела, головы и отдыхом не меньше 30-40 минут.
Следите за своим самочувствием. При первых же симптомах перегревания: ощущение сильного жара, затруднение дыхания, нехватка воздуха, слабость головокружение т.п., следует немедленно покинуть баню. Ведь температура в парильне достигает 60-70С, а то и выше. Высокая влажность воздуха затрудняет теплоотдачу испарением, что ведет к повышению температуры тела и кожи. В организме происходит перераспределение крови, большая часть ее поступает в кожные сосуды. При этом ограничивается кровоснабжение внутренних органов, что может вызвать значительное снижение артериального давления.
Особого внимания требуют, как всегда дети. Имеющийся опыт использования парной бани для закаливания детей и подростков индивидуален и не может быть широко рекомендован всем.
- Кафедра «Физического воспитания» ю.А.Журавлев, к.Ю.Журавлев Практикум по теории и методике физического воспитания и основам здорового образа жизни
- Предисловие Ода не всеми любимому предмету
- Обращение к читателю!
- Организация и проведение экзамена (зачета) по теоретическому курсу дисциплины «Физическая культура»
- Образец: Протокол №….
- Билет №1 Вопрос № 1 (т.5)
- Вопрос № 2 (т.15)
- Вопрос № 3 (т.13)
- Вопрос № 4 (т.16)
- Билет №2 Вопрос № 1 (т.4)
- Вопрос № 2 (т.5)
- Вопрос № 3 (т.11)
- Вопрос № 4 (т.7)
- Билет №3 Вопрос № 1 (т.13)
- Вопрос № 2 (т.10)
- Вопрос № 3 (т.4)
- Вопрос № 4 (т.14)
- Билет №4 Вопрос № 1 (т.8)
- Вопрос № 2 (т.12)
- Вопрос № 3 (т.7)
- Вопрос № 4 (т.2)
- Билет №5 Вопрос № 1 (т.23)
- Вопрос № 2 (т.25)
- Вопрос № 3 (т.21)
- Вопрос № 4 (т.1)
- Билет № 6 Вопрос № 1 (т.14)
- Вопрос № 2 (т.11)
- Вопрос № 3 (т.2)
- Вопрос № 4 (т.13)
- Билет № 7 Вопрос № 1 (т.15)
- Вопрос № 2 (т.1)
- Вопрос № 3 (т.25)
- 9. Для того, чтобы добиться аэробного тренировочного эффекта при прыжках со скакалкой, необходимо прыгать не менее (_______)
- Вопрос № 4 (т.25)
- Билет № 8 Вопрос № 1 (т.10)
- Вопрос № 2 (т.22)
- Вопрос № 3 (т.20)
- Вопрос № 4 (т.21)
- Билет № 9 Вопрос № 1 (т.11)
- Вопрос № 2 (т.20)
- Вопрос № 3 (т.19)
- Вопрос № 4 (т.18)
- Билет №10 Вопрос № 1 (т.19)
- Вопрос № 2 (т.16)
- Вопрос № 3 (т.24)
- Вопрос № 4 (т.17)
- Билет № 11 Вопрос № 1 (т.16)
- Вопрос № 2 (т.4)
- Вопрос № 3 (т.18)
- Вопрос № 4 (т.22)
- Билет № 12 Вопрос № 1 (т.2)
- Вопрос № 2 (т.23)
- Вопрос № 3 (т.5)
- Вопрос № 4 (т.23)
- Билет №13 Вопрос № 1 (т.6)
- Вопрос № 2 (т.24)
- Вопрос № 3 (т.15)
- Вопрос № 4 (т.24)
- Билет № 14 Вопрос № 1 (т.12)
- Вопрос № 2 (т.19)
- Вопрос № 3 (т.6)
- Вопрос № 4 (т.5)
- Ситуация №1
- Ситуация №2
- Билет № 15 Вопрос № 1 (т.3)
- Вопрос № 2 (т.13)
- Вопрос № 3 (т.10)
- Вопрос № 4 (т.6)
- Задание № 1
- Задание № 2
- Билет № 16 Вопрос № 1 (т.7)
- Вопрос № 2 (т.6)
- Вопрос № 3 (т.12)
- Вопрос № 4 (т.4)
- Билет № 17 Вопрос № 1 (т.1)
- Подумайте!
- Вопрос № 2 (т.2)
- Вопрос № 3 (т.1)
- Вопрос № 4 (т.3)
- Билет № 18 Вопрос № 1 (т.25)
- Вопрос № 2 (т.21)
- Вопрос № 3 (т.17)
- Билет № 19 Вопрос № 1 (т.20)
- Вопрос № 2 (т.18)
- Вопрос № 3 (т.22)
- Вопрос № 4 (т.8)
- Билет №20 Вопрос № 1 (т.22)
- Вопрос № 2 (т.17)
- Вопрос № 3 (т.23)
- Вопрос № 4 (т.19)
- Билет № 21 Вопрос № 1 (т.24)
- Вопрос № 2 (т.14)
- Вопрос № 3 (т.16)
- Вопрос № 4 (т.15)
- Билет № 22 Вопрос № 1 (т.9)
- Вопрос № 2 (т.3)
- Вопрос № 3 (т.14)
- Вопрос № 4 (т.10)
- Билет № 23 Вопрос № 1 (т.18)
- Вопрос № 2 (т.7)
- Вопрос № 3 (т.9)
- Вопрос № 4 (т.12)
- Билет № 24 Вопрос № 1 (т.17)
- Вопрос № 2 (т.9)
- Вопрос № 3 (т.8)
- Вопрос № 4 (т.11)
- Билет № 25 Вопрос № 1 (т.21)
- Вопрос № 2 (т.8)
- Вопрос № 3 (т.3)
- Вопрос № 4 (т.20)
- Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студентов
- Краткая характеристика степени переутомления при умственном труде
- Общие закономерности изменения работоспособности студентов в учебном дне, семестре, учебном году
- Условия высокой продуктивности учебного труда студентов
- Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов в экзаменационный период
- Работоспособность студентов в условиях оздоровительно – спортивного лагеря
- Социально-биологические основы физической культуры
- Анатомно-морфологические особенности и основные физиологические функции организма
- Функциональные системы организма
- Костная система и ее функции
- Мышечная система
- Физиологические системы организма
- Сердечно-сосудистая система (ссс)
- Дыхательная система
- Система пищеварения и выделения
- Выделительная система
- Нервная система
- Рецепторы и анализаторы
- Эндокринная система
- Внешняя среда и ее воздействие на организм, и жизнедеятельность человека
- Функциональная активность человека и взаимосвязь физической и умственной деятельности
- Взаимосвязь физической и умственной деятельности
- Биологические ритмы и работоспособность
- Гипокинезия и гиподинамия
- Средства фк, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности
- Тема № 3
- История олимпийского движения
- Рождение всемирного праздника (начало)
- Игры древней Олимпии
- Закрытие и возрождение Олимпийских игр
- Зимние Олимпийские игры
- Олимпийская Хартия – конституция спортивного сообщества
- Олимпийская идея в знаках, символах, наградах
- Как проводятся олимпийские игры
- Что такое Олимпийское движение?
- Президенты мок
- Олимпийское движение в нашей стране
- Тема № 4 Физическая культура в общественной и профессиональной подготовке студентов. Цели и задачи предмета «Физическая культура»
- Нравственное воспитание
- Умственное воспитание
- Трудовое воспитание
- Эстетическое воспитание
- Основы здорового образа жизни Понятие «здоровье», его содержание и критерии
- Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни
- Необходимость активности личности в приобщении к здоровому образу жизни
- Содержание понятия «Здоровый образ жизни»
- Разумное чередование труда и отдыха Двигательная активность Важнейшим фактором восстановления работоспособности является соблюдение правильного режима, т.Е. Чередования периодов труда и отдыха.
- Рациональное питание
- Закаливающие процедуры
- Аутогенная тренировка в организации здорового образа жизни
- О привычках полезных и вредных
- Общая физическая, специальная и спортивная подготовка в системе физического воспитания
- Методические принципы физического воспитания
- Принцип сознательности и активности
- Принцип наглядности
- Принцип доступности и индивидуализации
- Принцип систематичности
- Принцип динамичности (постепенного повышения требований)
- Методы физического воспитания
- Основы обучения движениям Этапы обучения
- Формирование психических качеств, черт, свойств личности в процессе физического воспитания
- Спортивная тренировка
- Физическая подготовка занимающихся
- Спортивно-техническая и тактическая подготовка
- Зоны интенсивности тренировочных нагрузок по частоте сердечных сокращений
- Энергозатраты при физических нагрузках различной интенсивности
- Зоны мощности в спортивных упражнениях
- Значение мышечной релаксации
- Коррекция физического развития телосложения, двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта
- Физическое воспитание в вузах
- Организация занятий
- Общая и моторная плотность занятий
- Физические (двигательные) качества Средства и методы их развития
- Характеристика двигательных способностей
- Двигательные способности делятся на следующие виды: специальные, специфические и общие
- Понятие о двигательных способностях
- Сила как физическое качество Формы проявления силовых качеств Методы развития силы
- Средства развития силы
- Методы развития силовых способностей
- Метод развития силовой выносливости
- Основы развития скоростных способностей Понятие быстроты, формы ее проявления Методы развития быстроты
- Методы и средства скоростной подготовки
- Понятие о выносливости Виды и показатели выносливости Методика развития
- Методы развития выносливости
- Гибкость как физическое качество Развитие гибкости
- Понятие ловкости, ее виды
- Взаимосвязь между физическими качествами
- Личная и общественная гигиена
- История гигиены Возникновение и развитие санитарно- гигиенической культуры
- Влияние внешней среды на организм человека
- Физическая культура и гигиена Роль двигательной активности в сохранении здоровья
- Факторы, ослабляющие здоровье
- Роль физического воспитания в укреплении здоровья
- Влияние физического воспитания на организм
- О режиме дня
- Роль физического воспитания в улучшении внешности человека
- Гигиена сна
- Гигиена кожи
- Уход за ногтями
- Гигиена волос
- Уход за зубами и полостью рта
- Гигиенические требования к одежде
- Гигиенические требования к обуви
- Рациональное питание и гигиена
- Спорт, вредные привычки, гигиена
- Профилактика спортивного травматизма и гигиена
- Гигиенические требование к спортивным сооружениям
- Жизнь – это движение Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями Самоконтроль самостоятельных занятий
- Н.М. Сеченов
- К врачу за визой
- Общие сведения о самоконтроле
- Особенности самоконтроля при выполнении различных упражнений
- Запомни!
- Психическое здоровье
- Тема № 17 Теоретические основы рационального питания
- Здоровый образ жизни
- Физиология пищеварения
- Практические рекомендации по нормализации желудочно-кишечного тракта
- Нормализация работы желудочнокишечного тракта еще не все: нужно знать о качестве пищи употребляемой нами, и что с ней происходит в результате влияния различных факторов окружающей среды. Вода
- Обмен веществ и энергии
- Памятка студенту
- Потребности организма в белках (протеинах)
- Потребность организма в витаминах
- Вредные привычки и их влияние на организм человека
- Длительно и много курящие в 13 раз чаще заболевают стенокардией, в 12-инфарктом миокарда, в 10 раз - язвой желудка и в 30 раз раком легких
- Физиологические эффекты алкоголизма
- Алкоголь и материнство
- Объективные и субъективные признаки усталости, утомления и переутомления, их причины, профилактика и средства восстановления работоспособности Общие принципы
- Многие думают, что попадают во владение ортопедов, хирургов и хиропрактиков. А между тем, более 90 процентов спортивных травм можно вылечить самостоятельно.
- Криотерапия
- Прогревание
- Криокинетика
- Подъемы ног
- Гидротерапия
- Профессиональное лечение
- Диатермия
- Электростимуляция
- Ультразвук
- Другие виды помощи
- Основы оздоровительного дыхания
- Особенности внешнего дыхания (механизм вдоха и выдоха)
- Перенос газов кровью
- Влияние углекислого газа на организм человека
- Не дыхательные функции дыхательной системы
- Влияние движения на функции дыхания у человека
- Влияние дыхания на сердечно-сосудистую систему
- Влияние дыхания на цнс
- Использование дыхания в оздоровительных целях
- Заболевания органов дыхания и их предупреждения
- Это должен знать каждый! Невидимая угроза
- Гармоническое дыхание
- Почему нужно дышать через нос
- Влияние табачного дыма и алкоголя на органы дыхания
- Особенности кашлевого и чихательного рефлекса
- Цифры и факты
- Теоретические основы закаливания
- Медицинских отводов от закаливания нет, только острые лихорадочные заболевания. Глубоко ошибочно мнение, что закаливающие процедуры противопоказаны ослабленным людям.
- Принципы закаливания
- Солнечные ванны
- Воздушные ванны
- Закаливание водой
- Контрастный душ
- Народные формы закаливания
- Гигиенические требования при проведении занятий
- Заключение
- Методика коррекции зрения Уеренно и своевременно знимающийся
- Авиценна
- Упражнения для глаз
- Упражнения для самостоятельной тренировки
- Соляризация
- Дыхание
- Пальминг
- Свет и зрение
- Телевизоры, мониторы
- Ночное зрение
- Зрение и спорт
- Близорукость
- Физкультура при близорукости
- Специальные упражнения для наружных мышц глаз
- Физические упражнения для внутренних (цилиарных) мышц глаз
- Общеразвивающие упражнения, которые можно сочетать с движением глаз
- Упражнения для укрепления мышц шеи и спины
- Упражнения для укрепления передней брюшной стенки
- Физкультурная пауза
- Комплекс 1
- Комплекс 2
- Дыхательные упражнения
- Методика массажа и самомассажа мышц задней и боковой поверхности шеи
- Дальнозоркость
- Лечение дальнозоркости
- Теоретические основы массажа с самомассажа
- Физиологические особенности воздействия массажа на работу органов и систем организма
- Виды и варианты массажа
- Методика массажа и его основные приемы
- Приемы массажа
- Спорт и массаж
- Спортивный массаж
- Примерная продолжительность (мин.) общего тренировочного массажа в зависимости от массы тела спортсмена
- Аппаратный массаж
- Смазывающие средства
- Общие принципы и гигиенические основы проведения массажа
- Тема № 24 Профессионально-прикладная физическая подготовка (ппфп) Значение и задачи ппфп
- Средства и формы реализации ппфп
- Прикладная значимость некоторых физических упражнений и видов спорта
- Методика воспитания и сохранения ппфп
- Самостоятельная система ппфп
- Оздоровительная физическая культура
- Физическая тренировка – залог здоровья! Оздоровительная направленность – важнейший принцип системы физического воспитания
- Основы построения оздоровительной тренировки
- Характеристика средств специальной оздоровительной направленности
- Внимание!
- Ходьба на лыжах
- Плавание
- Прыжки со скакалкой
- Разновидности циклических упражнений оздоровительной физической культуры
- Характеристика других форм оздоровительных методик и систем
- Спортивные игры
- Быстрота и её измерение
- Исследование внимания
- Медицинские методы определения тренированности занимающихся оздоровительной физической культурой
- Самоконтроль занимающихся за состоянием своего организма
- Подводим итоги
- От авторов
- Литература