Физические (двигательные) качества Средства и методы их развития
Тема общей характеристики и возрастных особенностей двигательных способностей – одна из интереснейших и сложнейших проблем теории и методики физического воспитания, психологии спортивной тренировки и спортивной метрологии.
Интерес к данной проблеме не угасает вот уже более 100 лет. Сейчас попытаемся объяснить, почему мы назвали эту проблему сложнейшей.
В настоящее время выделяют до восемнадцати видов выносливости человека, около двух десятков специальных координационных способностей, проявляемых в конкретных двигательных действиях (циклических, ациклических, баллистических и др.), да еще около десятка так называемых специфически проявляемых координационных способностей: равновесие, реакция, ритм, ориентация в пространстве, способность к дифференцированию пространственных, силовых и временных параметров движений и др., плюс еще много всевозможных видов гибкости, силовых, скоростных и других способностей. Хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных физических качеств, является основой высокой работоспособности во всех видах учебной, трудовой и спортивной деятельности. У людей, проходящих обучение, основным видом деятельности становится умственный труд, требующий постоянной концентрации внимания, удержания тела в длительном сидячем положении за столом, необходимых в связи с этим волевых усилий. Это требует достаточно высокого развития силы и выносливости соответствующих групп мышц.
Учащаяся молодежь, студенчество относится к возрасту, стоящему на пороге репродуктивного периода. Поэтому от состояния здоровья этой категории населения во многом зависит здоровье будущего поколения. Кроме того, состояние здоровья студенчества определяет качество подготовки молодых специалистов, поскольку овладение науками на современном этапе развития высшей школы требует от студентов больших умственных, психоэмоциональных и физических затрат. В период обучения в высшей школе студенты испытывают воздействие целого комплекса средовых факторов, негативно влияющих на состояние их физического, психического и репродуктивного здоровья. Изменение стереотипа окружения, возрастание психологической нагрузки, дезориентация в обществе, приводят к стрессовому напряжению у студентов.
Высокий уровень развития координационных способностей – основная база для овладения новыми видами двигательных действий, успешного приспособления к трудовым действиям и бытовым операциям. В условиях научно – технической революции значимость различных координационных способностей постоянно возрастает. Процесс освоения любых двигательных действий (трудовых, спортивных, выразительных и т.п.) идет значительно успешнее, если занимающийся имеет крепкие, выносливые и быстрые мышцы, гибкое тело. Высокоразвитые способности управлять собой, своим телом, своими движеньями. Наконец, высокий уровень развития физических способностей – важный компонент состояния здоровья. Из этого, далеко не полного перечня видно, на сколько важно заботиться о постоянном повышении уровня физической подготовки. В связи с этим на систему образования и вузы в частности, как на государственную структуру, обеспечивающую социальное развитие личности, помимо специальных задач, ложится и задача сохранения физического, психического и нравственного здоровья студентов.
- Кафедра «Физического воспитания» ю.А.Журавлев, к.Ю.Журавлев Практикум по теории и методике физического воспитания и основам здорового образа жизни
- Предисловие Ода не всеми любимому предмету
- Обращение к читателю!
- Организация и проведение экзамена (зачета) по теоретическому курсу дисциплины «Физическая культура»
- Образец: Протокол №….
- Билет №1 Вопрос № 1 (т.5)
- Вопрос № 2 (т.15)
- Вопрос № 3 (т.13)
- Вопрос № 4 (т.16)
- Билет №2 Вопрос № 1 (т.4)
- Вопрос № 2 (т.5)
- Вопрос № 3 (т.11)
- Вопрос № 4 (т.7)
- Билет №3 Вопрос № 1 (т.13)
- Вопрос № 2 (т.10)
- Вопрос № 3 (т.4)
- Вопрос № 4 (т.14)
- Билет №4 Вопрос № 1 (т.8)
- Вопрос № 2 (т.12)
- Вопрос № 3 (т.7)
- Вопрос № 4 (т.2)
- Билет №5 Вопрос № 1 (т.23)
- Вопрос № 2 (т.25)
- Вопрос № 3 (т.21)
- Вопрос № 4 (т.1)
- Билет № 6 Вопрос № 1 (т.14)
- Вопрос № 2 (т.11)
- Вопрос № 3 (т.2)
- Вопрос № 4 (т.13)
- Билет № 7 Вопрос № 1 (т.15)
- Вопрос № 2 (т.1)
- Вопрос № 3 (т.25)
- 9. Для того, чтобы добиться аэробного тренировочного эффекта при прыжках со скакалкой, необходимо прыгать не менее (_______)
- Вопрос № 4 (т.25)
- Билет № 8 Вопрос № 1 (т.10)
- Вопрос № 2 (т.22)
- Вопрос № 3 (т.20)
- Вопрос № 4 (т.21)
- Билет № 9 Вопрос № 1 (т.11)
- Вопрос № 2 (т.20)
- Вопрос № 3 (т.19)
- Вопрос № 4 (т.18)
- Билет №10 Вопрос № 1 (т.19)
- Вопрос № 2 (т.16)
- Вопрос № 3 (т.24)
- Вопрос № 4 (т.17)
- Билет № 11 Вопрос № 1 (т.16)
- Вопрос № 2 (т.4)
- Вопрос № 3 (т.18)
- Вопрос № 4 (т.22)
- Билет № 12 Вопрос № 1 (т.2)
- Вопрос № 2 (т.23)
- Вопрос № 3 (т.5)
- Вопрос № 4 (т.23)
- Билет №13 Вопрос № 1 (т.6)
- Вопрос № 2 (т.24)
- Вопрос № 3 (т.15)
- Вопрос № 4 (т.24)
- Билет № 14 Вопрос № 1 (т.12)
- Вопрос № 2 (т.19)
- Вопрос № 3 (т.6)
- Вопрос № 4 (т.5)
- Ситуация №1
- Ситуация №2
- Билет № 15 Вопрос № 1 (т.3)
- Вопрос № 2 (т.13)
- Вопрос № 3 (т.10)
- Вопрос № 4 (т.6)
- Задание № 1
- Задание № 2
- Билет № 16 Вопрос № 1 (т.7)
- Вопрос № 2 (т.6)
- Вопрос № 3 (т.12)
- Вопрос № 4 (т.4)
- Билет № 17 Вопрос № 1 (т.1)
- Подумайте!
- Вопрос № 2 (т.2)
- Вопрос № 3 (т.1)
- Вопрос № 4 (т.3)
- Билет № 18 Вопрос № 1 (т.25)
- Вопрос № 2 (т.21)
- Вопрос № 3 (т.17)
- Билет № 19 Вопрос № 1 (т.20)
- Вопрос № 2 (т.18)
- Вопрос № 3 (т.22)
- Вопрос № 4 (т.8)
- Билет №20 Вопрос № 1 (т.22)
- Вопрос № 2 (т.17)
- Вопрос № 3 (т.23)
- Вопрос № 4 (т.19)
- Билет № 21 Вопрос № 1 (т.24)
- Вопрос № 2 (т.14)
- Вопрос № 3 (т.16)
- Вопрос № 4 (т.15)
- Билет № 22 Вопрос № 1 (т.9)
- Вопрос № 2 (т.3)
- Вопрос № 3 (т.14)
- Вопрос № 4 (т.10)
- Билет № 23 Вопрос № 1 (т.18)
- Вопрос № 2 (т.7)
- Вопрос № 3 (т.9)
- Вопрос № 4 (т.12)
- Билет № 24 Вопрос № 1 (т.17)
- Вопрос № 2 (т.9)
- Вопрос № 3 (т.8)
- Вопрос № 4 (т.11)
- Билет № 25 Вопрос № 1 (т.21)
- Вопрос № 2 (т.8)
- Вопрос № 3 (т.3)
- Вопрос № 4 (т.20)
- Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студентов
- Краткая характеристика степени переутомления при умственном труде
- Общие закономерности изменения работоспособности студентов в учебном дне, семестре, учебном году
- Условия высокой продуктивности учебного труда студентов
- Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов в экзаменационный период
- Работоспособность студентов в условиях оздоровительно – спортивного лагеря
- Социально-биологические основы физической культуры
- Анатомно-морфологические особенности и основные физиологические функции организма
- Функциональные системы организма
- Костная система и ее функции
- Мышечная система
- Физиологические системы организма
- Сердечно-сосудистая система (ссс)
- Дыхательная система
- Система пищеварения и выделения
- Выделительная система
- Нервная система
- Рецепторы и анализаторы
- Эндокринная система
- Внешняя среда и ее воздействие на организм, и жизнедеятельность человека
- Функциональная активность человека и взаимосвязь физической и умственной деятельности
- Взаимосвязь физической и умственной деятельности
- Биологические ритмы и работоспособность
- Гипокинезия и гиподинамия
- Средства фк, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности
- Тема № 3
- История олимпийского движения
- Рождение всемирного праздника (начало)
- Игры древней Олимпии
- Закрытие и возрождение Олимпийских игр
- Зимние Олимпийские игры
- Олимпийская Хартия – конституция спортивного сообщества
- Олимпийская идея в знаках, символах, наградах
- Как проводятся олимпийские игры
- Что такое Олимпийское движение?
- Президенты мок
- Олимпийское движение в нашей стране
- Тема № 4 Физическая культура в общественной и профессиональной подготовке студентов. Цели и задачи предмета «Физическая культура»
- Нравственное воспитание
- Умственное воспитание
- Трудовое воспитание
- Эстетическое воспитание
- Основы здорового образа жизни Понятие «здоровье», его содержание и критерии
- Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни
- Необходимость активности личности в приобщении к здоровому образу жизни
- Содержание понятия «Здоровый образ жизни»
- Разумное чередование труда и отдыха Двигательная активность Важнейшим фактором восстановления работоспособности является соблюдение правильного режима, т.Е. Чередования периодов труда и отдыха.
- Рациональное питание
- Закаливающие процедуры
- Аутогенная тренировка в организации здорового образа жизни
- О привычках полезных и вредных
- Общая физическая, специальная и спортивная подготовка в системе физического воспитания
- Методические принципы физического воспитания
- Принцип сознательности и активности
- Принцип наглядности
- Принцип доступности и индивидуализации
- Принцип систематичности
- Принцип динамичности (постепенного повышения требований)
- Методы физического воспитания
- Основы обучения движениям Этапы обучения
- Формирование психических качеств, черт, свойств личности в процессе физического воспитания
- Спортивная тренировка
- Физическая подготовка занимающихся
- Спортивно-техническая и тактическая подготовка
- Зоны интенсивности тренировочных нагрузок по частоте сердечных сокращений
- Энергозатраты при физических нагрузках различной интенсивности
- Зоны мощности в спортивных упражнениях
- Значение мышечной релаксации
- Коррекция физического развития телосложения, двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта
- Физическое воспитание в вузах
- Организация занятий
- Общая и моторная плотность занятий
- Физические (двигательные) качества Средства и методы их развития
- Характеристика двигательных способностей
- Двигательные способности делятся на следующие виды: специальные, специфические и общие
- Понятие о двигательных способностях
- Сила как физическое качество Формы проявления силовых качеств Методы развития силы
- Средства развития силы
- Методы развития силовых способностей
- Метод развития силовой выносливости
- Основы развития скоростных способностей Понятие быстроты, формы ее проявления Методы развития быстроты
- Методы и средства скоростной подготовки
- Понятие о выносливости Виды и показатели выносливости Методика развития
- Методы развития выносливости
- Гибкость как физическое качество Развитие гибкости
- Понятие ловкости, ее виды
- Взаимосвязь между физическими качествами
- Личная и общественная гигиена
- История гигиены Возникновение и развитие санитарно- гигиенической культуры
- Влияние внешней среды на организм человека
- Физическая культура и гигиена Роль двигательной активности в сохранении здоровья
- Факторы, ослабляющие здоровье
- Роль физического воспитания в укреплении здоровья
- Влияние физического воспитания на организм
- О режиме дня
- Роль физического воспитания в улучшении внешности человека
- Гигиена сна
- Гигиена кожи
- Уход за ногтями
- Гигиена волос
- Уход за зубами и полостью рта
- Гигиенические требования к одежде
- Гигиенические требования к обуви
- Рациональное питание и гигиена
- Спорт, вредные привычки, гигиена
- Профилактика спортивного травматизма и гигиена
- Гигиенические требование к спортивным сооружениям
- Жизнь – это движение Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями Самоконтроль самостоятельных занятий
- Н.М. Сеченов
- К врачу за визой
- Общие сведения о самоконтроле
- Особенности самоконтроля при выполнении различных упражнений
- Запомни!
- Психическое здоровье
- Тема № 17 Теоретические основы рационального питания
- Здоровый образ жизни
- Физиология пищеварения
- Практические рекомендации по нормализации желудочно-кишечного тракта
- Нормализация работы желудочнокишечного тракта еще не все: нужно знать о качестве пищи употребляемой нами, и что с ней происходит в результате влияния различных факторов окружающей среды. Вода
- Обмен веществ и энергии
- Памятка студенту
- Потребности организма в белках (протеинах)
- Потребность организма в витаминах
- Вредные привычки и их влияние на организм человека
- Длительно и много курящие в 13 раз чаще заболевают стенокардией, в 12-инфарктом миокарда, в 10 раз - язвой желудка и в 30 раз раком легких
- Физиологические эффекты алкоголизма
- Алкоголь и материнство
- Объективные и субъективные признаки усталости, утомления и переутомления, их причины, профилактика и средства восстановления работоспособности Общие принципы
- Многие думают, что попадают во владение ортопедов, хирургов и хиропрактиков. А между тем, более 90 процентов спортивных травм можно вылечить самостоятельно.
- Криотерапия
- Прогревание
- Криокинетика
- Подъемы ног
- Гидротерапия
- Профессиональное лечение
- Диатермия
- Электростимуляция
- Ультразвук
- Другие виды помощи
- Основы оздоровительного дыхания
- Особенности внешнего дыхания (механизм вдоха и выдоха)
- Перенос газов кровью
- Влияние углекислого газа на организм человека
- Не дыхательные функции дыхательной системы
- Влияние движения на функции дыхания у человека
- Влияние дыхания на сердечно-сосудистую систему
- Влияние дыхания на цнс
- Использование дыхания в оздоровительных целях
- Заболевания органов дыхания и их предупреждения
- Это должен знать каждый! Невидимая угроза
- Гармоническое дыхание
- Почему нужно дышать через нос
- Влияние табачного дыма и алкоголя на органы дыхания
- Особенности кашлевого и чихательного рефлекса
- Цифры и факты
- Теоретические основы закаливания
- Медицинских отводов от закаливания нет, только острые лихорадочные заболевания. Глубоко ошибочно мнение, что закаливающие процедуры противопоказаны ослабленным людям.
- Принципы закаливания
- Солнечные ванны
- Воздушные ванны
- Закаливание водой
- Контрастный душ
- Народные формы закаливания
- Гигиенические требования при проведении занятий
- Заключение
- Методика коррекции зрения Уеренно и своевременно знимающийся
- Авиценна
- Упражнения для глаз
- Упражнения для самостоятельной тренировки
- Соляризация
- Дыхание
- Пальминг
- Свет и зрение
- Телевизоры, мониторы
- Ночное зрение
- Зрение и спорт
- Близорукость
- Физкультура при близорукости
- Специальные упражнения для наружных мышц глаз
- Физические упражнения для внутренних (цилиарных) мышц глаз
- Общеразвивающие упражнения, которые можно сочетать с движением глаз
- Упражнения для укрепления мышц шеи и спины
- Упражнения для укрепления передней брюшной стенки
- Физкультурная пауза
- Комплекс 1
- Комплекс 2
- Дыхательные упражнения
- Методика массажа и самомассажа мышц задней и боковой поверхности шеи
- Дальнозоркость
- Лечение дальнозоркости
- Теоретические основы массажа с самомассажа
- Физиологические особенности воздействия массажа на работу органов и систем организма
- Виды и варианты массажа
- Методика массажа и его основные приемы
- Приемы массажа
- Спорт и массаж
- Спортивный массаж
- Примерная продолжительность (мин.) общего тренировочного массажа в зависимости от массы тела спортсмена
- Аппаратный массаж
- Смазывающие средства
- Общие принципы и гигиенические основы проведения массажа
- Тема № 24 Профессионально-прикладная физическая подготовка (ппфп) Значение и задачи ппфп
- Средства и формы реализации ппфп
- Прикладная значимость некоторых физических упражнений и видов спорта
- Методика воспитания и сохранения ппфп
- Самостоятельная система ппфп
- Оздоровительная физическая культура
- Физическая тренировка – залог здоровья! Оздоровительная направленность – важнейший принцип системы физического воспитания
- Основы построения оздоровительной тренировки
- Характеристика средств специальной оздоровительной направленности
- Внимание!
- Ходьба на лыжах
- Плавание
- Прыжки со скакалкой
- Разновидности циклических упражнений оздоровительной физической культуры
- Характеристика других форм оздоровительных методик и систем
- Спортивные игры
- Быстрота и её измерение
- Исследование внимания
- Медицинские методы определения тренированности занимающихся оздоровительной физической культурой
- Самоконтроль занимающихся за состоянием своего организма
- Подводим итоги
- От авторов
- Литература