logo
Вопросы к типа экзамену тут

Предисловие Ода не всеми любимому предмету

Если Вы разгадали иронический смысл заголовка, то поняли, что речь пойдет о той учебной дисциплине в высшем учебном заведении, которая именуется «Физическая культура».

Ведь, в самом деле - далеко не каждый студент с энтузиазмом рвется на занятия физкультурой, которая еще не является культурной неотъемлемой потребностью каждого человека.

Не убежден, что после нескольких десятков строчек спортивный искомый энтузиазм увеличиться на порядок или в разы.

У меня желание скромное: умеющий слушать, да услышит умеющий читать, да поймет прочитанное.

Начну с многократно доказанного наукой и зарубежной, и отечественной: физическая подготовленность современного квалифицированного специалиста, его умение направленно использовать разнообразные средства физической культуры, спорта, туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности и составляет неотъемлемую часть его профессиональной подготовки. И это утверждение неопровержимо доказано десятках самых разнообразных профессий - от экономиста до Члена Государственной Думы, от учителя до главы государства, от... и т.д. Впрочем, достаточно. Важнее в этом случае напомнить народную мудрость не очень, впрочем, оптимистическую - «если бы молодость знала, если бы старость могла!» Которая в переводе на бытовой язык звучит: «Не опоздай!». Чего же добивались те, кто ввел «Физическую культуру» в вузах. Да ничего особенного. В первую очередь — обретения общей физической работоспособности, оптимизации физического состояния, улучшения здоровья, получения теоретических знаний, умения контролировать и управлять своим здоровьем на основе полученного знания. Вы считаете, что вузовских занятий недостаточно? Они Вам мало что дают? Прекрасно! Используйте знания, полученные на уроках по «Физической культуре» и самостоятельно прокладывайте собственную дорогу — к здоровью.

Студенчество является особой социальной группой общества, процесс подготовки которой к квалифицированному профессиональному труду стал видом сложной напряженной деятельности, объективно необходимой обществу.

В период обучения в высшем учебном заведении раскрываются Ваши способности и задатки. Происходит наиболее активное развитие нравственных и эстетических качеств, становление и стабилизация характера, интересов. Развиваются сенсорно-перцептивные, мнемические и психомоторные функции. Наблюдается наибольшая пластичность и переключаемость в образовании навыков. Завершается соматическое и достигает оптимума психофизическое развитие. И нужно максимально реализовать эти высокие потенциальные возможности.

Именно физическая культура, спорт, туризм помогут Вам в этом. Они будут воздействовать на формирование Вашего мировоззрения, и воспитывать у Вас характер будущего специалиста, руководителя - любящих труд и умеющих хорошо трудиться.

Именно физическая культура, спорт, туризм дадут Вам знания по использованию средств физической культуры в организации здорового образа жизни, состояния собственного здоровья, здоровья Вашей семьи, Ваших детей друзей и близких. А это здоровье общества в целом.

Когда человек доволен своим здоровьем, своей физической силой и внешностью, то у него шансов добиться успеха в жизни на порядок больше.

Во всех цивилизованных странах главным богатством человека является его здоровье. Еще недавно, когда мы мыслили категориями усреднения, а личность в этом усреднении исчезла, мы и не думали о здоровье как о неотъемлемом праве личности и ее основном богатстве. Здоровье, по сути своей, должно быть первейшей потребностью человека, но удовлетворение этой потребности, доведение ее до оптимального результата носит сложный, своеобразный, часто противоречивый характер и не всегда приводит к необходимому результату. Эта ситуация обусловлена рядом обстоятельств, и прежде всего тем, что в нашем обществе еще не выражена в достаточной степени положительная мотивация здоровья, что здоровье, в первую очередь, в силу низкой культуры, еще не заняло первого места в иерархии ценности личности, что в человеческой природе заложена медленная реализация обратных связей, как негативных, так и позитивных воздействий на организм человека. Из этого вытекает важнейшая роль воспитания у каждого члена общества отношения к здоровью как к главной человеческой ценности, а также разработка основных направлений формирования здорового образа жизни, методология их внедрения и освоения людьми.

В высшем учебном заведении «Физическая культура» представлена как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Она входит в число обязательных дисциплин цикла - «Общие гуманитарные и социально экономические дисциплины».

Преподаватели кафедры физического воспитания и спорта современного вуза должны помочь Вам воспитать в себе личность - способной направленно использовать разнообразные средства физической культуры, спорта, туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки к будущей профессиональной деятельности».

Еще с древних времен важнейшую роль в формировании здоровья человека и воспитании здорового поколения играла физическая культура, с присущими ей биологическими и социальными функциями, способствующая физическому и духовному развитию человека. Однако, в последние годы, когда были извращены многие жизненные приоритеты и занижена роль различных социальных институтов в воспитании личности, физическая культура и система физического воспитания оказались неспособны в полной мере обеспечить, полноценное физическое, психическое и нравственное здоровье подрастающего поколения, в том числе и студенческой молодежи.

Отступление от главной идеи образования - формирование всесторонне развитой личности - извратило сущность многих педагогических процессов, в том числе и процесс физического воспитания. Приоритет в подготовке специалистов к высокопроизводительному труду и защите Родины до недавнего времени отдавался во всех государственных программах по физическому воспитанию. Поэтому процесс физического воспитания в вузе так и не смог пойти дальше профессионально - прикладной физической подготовки.

Прикладная направленность вузовского физического воспитания ориентировала преподавателей на формирование у студентов умения производить лишь внешнее механическое действие. Многие педагоги до сих пор понимают занятие по физической культуре как деятельность по развитию силы, быстроты, выносливости.

Никто не отрицает пользы развития физических качеств, но при этом нельзя предавать забвению общемировоззренческие и общекультурные ценности физической культуры.

Большой ущерб физическому воспитанию студентов нанес и наносит приоритет нормативного подхода, когда в построении учебного процесса и в деятельности кафедр во главу угла ставится не личность студента, а его чисто внешние показатели, характе­ризуемые результатами сдачи контрольных нормативов, что явно противоречит идее гуманистической педагогики и не способствует приобщению личности к ценностям физической культуры. При таком подходе процесс физического воспитания утрачивает субъективное начало - человеческую личность.

В связи с этим, в последнее время намечается качественно новая стадия осмыс­ления сущности физической культуры, физического воспитания. Все чаще говорится о физической культуре не только как об абстрагированном социальном феномене, но и как о свойстве личностной (Н.Н.Визитей, Б.И.Новиков, В.И.Столяров, В.С.Бальсевич), а в системе физического воспитания акцентируются механизмы и эффекты влияния на развитие ума и расширение информированности, совершенствование чувств и соци­ального поведения, нравственности и духовности. Не случайна обращенность многих специалистов к выдвижению идей "здравостроительства", "здравостроения" (Ю.Н.Теплер, Л.Н.Нифонтова и др.), а также использование расширяющего рамки по­нятия "физического воспитания", термина "валеология". Предпринимаются активные попытки осмысления не утилитарных ценностей физической культуры, а валеологических.

К валеологическим ценностям физической культуры (В.К.Бальсевич. Л.И.Лубышева) следует отнести накопленные теорией и методикой знания об исполь­зовании физических упражнений для эффективного физического развития человека, формирования его телосложения, закаливание, повышение работоспособности, психо­эмоциональной устойчивости.

Интегративность валеологических ценностей физической культуры обосновыва­ется включением в их содержание ценностей двигательного характера: умений и навы­ков физической подготовленности, работоспособности - всех этих качеств, существен­но определяющих состояние здоровья человека.

Мобилизационные ценности физической культуры также имеют явно выражен­ную валеологическую направленность: самоорганизация здорового образа жизни, умение противостоять неблагоприятным воздействиям внешней среды - результат освое­ния валеологических ценностей физической культуры. И, наконец, валеологические ценности физической культуры, это возможности для формирования мотивации, инте­реса, потребности в бережном отношении человека к своему здоровью, что особенно важно. Это подтверждается рядом исследований, проведенных в различных регионах страны (В.И.Жолдак,1995). Анализ данных показал, что освоение и усвоение валеологической информации осуществляется успешно в двух ситуациях:

  1. при условии ущербности и недостаточности здоровья, функцио­нальной недееспособности, осознание необходимости активных мер для выживания, удовлетворения потребностей, реабилитации здоровья:

  2. при активной включенности в систематические занятия физической культурой и спортом, обеспечивающих устойчивый интерес к разнообразной, связанной с такими занятиями, информацией.

Исходя из сказанного, необходимо отметить, что освоение валеологических ценностей возможно только при активной включенности личности в систематические занятия физической культурой, но практика показывает, что традиционная организация физического воспитания в вузах не способствует этому, а иногда и наоборот, препятствует, приводит к отчуждению студентов от физической культуры, оздоровительной деятельности. Поэтому так важен переход от традиционного (показавшего свою несо­стоятельность) физического воспитания к инновационным технологиям.

В этой связи необходимо отметить, что основной задачей физического воспитания в вузе должно стать не только активное формирование у студентов двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, но, прежде всего, воздействие на его чувства и сознание, психику и интеллект, что обеспечит развитие устойчивых социаль­но-психологических проявлений: положительной мотивации, ценностных ориентаций, интересов и потребностей в сфере физической активности и здоровом образе жизни. Данное положению говорит о том, что полноценное освоение валеологических ценно­стей физической культуры возможно только с использованием личностно - ориентиро­ванной технологии обучения и воспитания.

В то же время я убежден, что существенные изменения в физическом вос­питании произойдут лишь в том случае, если будет создана единая информационная физкультурно - валеологическая система обучения, что обеспечит на практике созна­тельную и привычную ориентированность преподавателей и студентов не только на двигательные, по и валеологические ценности физической культуры, на здоровый образ жизни.

Я приглашаю Вас в этот интересный и многообразный мир физической культуры, спорта, туризма. Мир, который подарит Вам философию жизни, возвышающую и объединяющую в сбалансированное целое достоинства тела, воли и разума.

С уважением!

Заведующий кафедрой физического воспитания и спорта,

Мастер спорта СССР, доцент, Журавлев Юрий Афанасьевич.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4