Предисловие Ода не всеми любимому предмету
Если Вы разгадали иронический смысл заголовка, то поняли, что речь пойдет о той учебной дисциплине в высшем учебном заведении, которая именуется «Физическая культура».
Ведь, в самом деле - далеко не каждый студент с энтузиазмом рвется на занятия физкультурой, которая еще не является культурной неотъемлемой потребностью каждого человека.
Не убежден, что после нескольких десятков строчек спортивный искомый энтузиазм увеличиться на порядок или в разы.
У меня желание скромное: умеющий слушать, да услышит умеющий читать, да поймет прочитанное.
Начну с многократно доказанного наукой и зарубежной, и отечественной: физическая подготовленность современного квалифицированного специалиста, его умение направленно использовать разнообразные средства физической культуры, спорта, туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности и составляет неотъемлемую часть его профессиональной подготовки. И это утверждение неопровержимо доказано десятках самых разнообразных профессий - от экономиста до Члена Государственной Думы, от учителя до главы государства, от... и т.д. Впрочем, достаточно. Важнее в этом случае напомнить народную мудрость не очень, впрочем, оптимистическую - «если бы молодость знала, если бы старость могла!» Которая в переводе на бытовой язык звучит: «Не опоздай!». Чего же добивались те, кто ввел «Физическую культуру» в вузах. Да ничего особенного. В первую очередь — обретения общей физической работоспособности, оптимизации физического состояния, улучшения здоровья, получения теоретических знаний, умения контролировать и управлять своим здоровьем на основе полученного знания. Вы считаете, что вузовских занятий недостаточно? Они Вам мало что дают? Прекрасно! Используйте знания, полученные на уроках по «Физической культуре» и самостоятельно прокладывайте собственную дорогу — к здоровью.
Студенчество является особой социальной группой общества, процесс подготовки которой к квалифицированному профессиональному труду стал видом сложной напряженной деятельности, объективно необходимой обществу.
В период обучения в высшем учебном заведении раскрываются Ваши способности и задатки. Происходит наиболее активное развитие нравственных и эстетических качеств, становление и стабилизация характера, интересов. Развиваются сенсорно-перцептивные, мнемические и психомоторные функции. Наблюдается наибольшая пластичность и переключаемость в образовании навыков. Завершается соматическое и достигает оптимума психофизическое развитие. И нужно максимально реализовать эти высокие потенциальные возможности.
Именно физическая культура, спорт, туризм помогут Вам в этом. Они будут воздействовать на формирование Вашего мировоззрения, и воспитывать у Вас характер будущего специалиста, руководителя - любящих труд и умеющих хорошо трудиться.
Именно физическая культура, спорт, туризм дадут Вам знания по использованию средств физической культуры в организации здорового образа жизни, состояния собственного здоровья, здоровья Вашей семьи, Ваших детей друзей и близких. А это здоровье общества в целом.
Когда человек доволен своим здоровьем, своей физической силой и внешностью, то у него шансов добиться успеха в жизни на порядок больше.
Во всех цивилизованных странах главным богатством человека является его здоровье. Еще недавно, когда мы мыслили категориями усреднения, а личность в этом усреднении исчезла, мы и не думали о здоровье как о неотъемлемом праве личности и ее основном богатстве. Здоровье, по сути своей, должно быть первейшей потребностью человека, но удовлетворение этой потребности, доведение ее до оптимального результата носит сложный, своеобразный, часто противоречивый характер и не всегда приводит к необходимому результату. Эта ситуация обусловлена рядом обстоятельств, и прежде всего тем, что в нашем обществе еще не выражена в достаточной степени положительная мотивация здоровья, что здоровье, в первую очередь, в силу низкой культуры, еще не заняло первого места в иерархии ценности личности, что в человеческой природе заложена медленная реализация обратных связей, как негативных, так и позитивных воздействий на организм человека. Из этого вытекает важнейшая роль воспитания у каждого члена общества отношения к здоровью как к главной человеческой ценности, а также разработка основных направлений формирования здорового образа жизни, методология их внедрения и освоения людьми.
В высшем учебном заведении «Физическая культура» представлена как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Она входит в число обязательных дисциплин цикла - «Общие гуманитарные и социально экономические дисциплины».
Преподаватели кафедры физического воспитания и спорта современного вуза должны помочь Вам воспитать в себе личность - способной направленно использовать разнообразные средства физической культуры, спорта, туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки к будущей профессиональной деятельности».
Еще с древних времен важнейшую роль в формировании здоровья человека и воспитании здорового поколения играла физическая культура, с присущими ей биологическими и социальными функциями, способствующая физическому и духовному развитию человека. Однако, в последние годы, когда были извращены многие жизненные приоритеты и занижена роль различных социальных институтов в воспитании личности, физическая культура и система физического воспитания оказались неспособны в полной мере обеспечить, полноценное физическое, психическое и нравственное здоровье подрастающего поколения, в том числе и студенческой молодежи.
Отступление от главной идеи образования - формирование всесторонне развитой личности - извратило сущность многих педагогических процессов, в том числе и процесс физического воспитания. Приоритет в подготовке специалистов к высокопроизводительному труду и защите Родины до недавнего времени отдавался во всех государственных программах по физическому воспитанию. Поэтому процесс физического воспитания в вузе так и не смог пойти дальше профессионально - прикладной физической подготовки.
Прикладная направленность вузовского физического воспитания ориентировала преподавателей на формирование у студентов умения производить лишь внешнее механическое действие. Многие педагоги до сих пор понимают занятие по физической культуре как деятельность по развитию силы, быстроты, выносливости.
Никто не отрицает пользы развития физических качеств, но при этом нельзя предавать забвению общемировоззренческие и общекультурные ценности физической культуры.
Большой ущерб физическому воспитанию студентов нанес и наносит приоритет нормативного подхода, когда в построении учебного процесса и в деятельности кафедр во главу угла ставится не личность студента, а его чисто внешние показатели, характеризуемые результатами сдачи контрольных нормативов, что явно противоречит идее гуманистической педагогики и не способствует приобщению личности к ценностям физической культуры. При таком подходе процесс физического воспитания утрачивает субъективное начало - человеческую личность.
В связи с этим, в последнее время намечается качественно новая стадия осмысления сущности физической культуры, физического воспитания. Все чаще говорится о физической культуре не только как об абстрагированном социальном феномене, но и как о свойстве личностной (Н.Н.Визитей, Б.И.Новиков, В.И.Столяров, В.С.Бальсевич), а в системе физического воспитания акцентируются механизмы и эффекты влияния на развитие ума и расширение информированности, совершенствование чувств и социального поведения, нравственности и духовности. Не случайна обращенность многих специалистов к выдвижению идей "здравостроительства", "здравостроения" (Ю.Н.Теплер, Л.Н.Нифонтова и др.), а также использование расширяющего рамки понятия "физического воспитания", термина "валеология". Предпринимаются активные попытки осмысления не утилитарных ценностей физической культуры, а валеологических.
К валеологическим ценностям физической культуры (В.К.Бальсевич. Л.И.Лубышева) следует отнести накопленные теорией и методикой знания об использовании физических упражнений для эффективного физического развития человека, формирования его телосложения, закаливание, повышение работоспособности, психоэмоциональной устойчивости.
Интегративность валеологических ценностей физической культуры обосновывается включением в их содержание ценностей двигательного характера: умений и навыков физической подготовленности, работоспособности - всех этих качеств, существенно определяющих состояние здоровья человека.
Мобилизационные ценности физической культуры также имеют явно выраженную валеологическую направленность: самоорганизация здорового образа жизни, умение противостоять неблагоприятным воздействиям внешней среды - результат освоения валеологических ценностей физической культуры. И, наконец, валеологические ценности физической культуры, это возможности для формирования мотивации, интереса, потребности в бережном отношении человека к своему здоровью, что особенно важно. Это подтверждается рядом исследований, проведенных в различных регионах страны (В.И.Жолдак,1995). Анализ данных показал, что освоение и усвоение валеологической информации осуществляется успешно в двух ситуациях:
при условии ущербности и недостаточности здоровья, функциональной недееспособности, осознание необходимости активных мер для выживания, удовлетворения потребностей, реабилитации здоровья:
при активной включенности в систематические занятия физической культурой и спортом, обеспечивающих устойчивый интерес к разнообразной, связанной с такими занятиями, информацией.
Исходя из сказанного, необходимо отметить, что освоение валеологических ценностей возможно только при активной включенности личности в систематические занятия физической культурой, но практика показывает, что традиционная организация физического воспитания в вузах не способствует этому, а иногда и наоборот, препятствует, приводит к отчуждению студентов от физической культуры, оздоровительной деятельности. Поэтому так важен переход от традиционного (показавшего свою несостоятельность) физического воспитания к инновационным технологиям.
В этой связи необходимо отметить, что основной задачей физического воспитания в вузе должно стать не только активное формирование у студентов двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, но, прежде всего, воздействие на его чувства и сознание, психику и интеллект, что обеспечит развитие устойчивых социально-психологических проявлений: положительной мотивации, ценностных ориентаций, интересов и потребностей в сфере физической активности и здоровом образе жизни. Данное положению говорит о том, что полноценное освоение валеологических ценностей физической культуры возможно только с использованием личностно - ориентированной технологии обучения и воспитания.
В то же время я убежден, что существенные изменения в физическом воспитании произойдут лишь в том случае, если будет создана единая информационная физкультурно - валеологическая система обучения, что обеспечит на практике сознательную и привычную ориентированность преподавателей и студентов не только на двигательные, по и валеологические ценности физической культуры, на здоровый образ жизни.
Я приглашаю Вас в этот интересный и многообразный мир физической культуры, спорта, туризма. Мир, который подарит Вам философию жизни, возвышающую и объединяющую в сбалансированное целое достоинства тела, воли и разума.
С уважением!
Заведующий кафедрой физического воспитания и спорта,
Мастер спорта СССР, доцент, Журавлев Юрий Афанасьевич.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Кафедра «Физического воспитания» ю.А.Журавлев, к.Ю.Журавлев Практикум по теории и методике физического воспитания и основам здорового образа жизни
- Предисловие Ода не всеми любимому предмету
- Обращение к читателю!
- Организация и проведение экзамена (зачета) по теоретическому курсу дисциплины «Физическая культура»
- Образец: Протокол №….
- Билет №1 Вопрос № 1 (т.5)
- Вопрос № 2 (т.15)
- Вопрос № 3 (т.13)
- Вопрос № 4 (т.16)
- Билет №2 Вопрос № 1 (т.4)
- Вопрос № 2 (т.5)
- Вопрос № 3 (т.11)
- Вопрос № 4 (т.7)
- Билет №3 Вопрос № 1 (т.13)
- Вопрос № 2 (т.10)
- Вопрос № 3 (т.4)
- Вопрос № 4 (т.14)
- Билет №4 Вопрос № 1 (т.8)
- Вопрос № 2 (т.12)
- Вопрос № 3 (т.7)
- Вопрос № 4 (т.2)
- Билет №5 Вопрос № 1 (т.23)
- Вопрос № 2 (т.25)
- Вопрос № 3 (т.21)
- Вопрос № 4 (т.1)
- Билет № 6 Вопрос № 1 (т.14)
- Вопрос № 2 (т.11)
- Вопрос № 3 (т.2)
- Вопрос № 4 (т.13)
- Билет № 7 Вопрос № 1 (т.15)
- Вопрос № 2 (т.1)
- Вопрос № 3 (т.25)
- 9. Для того, чтобы добиться аэробного тренировочного эффекта при прыжках со скакалкой, необходимо прыгать не менее (_______)
- Вопрос № 4 (т.25)
- Билет № 8 Вопрос № 1 (т.10)
- Вопрос № 2 (т.22)
- Вопрос № 3 (т.20)
- Вопрос № 4 (т.21)
- Билет № 9 Вопрос № 1 (т.11)
- Вопрос № 2 (т.20)
- Вопрос № 3 (т.19)
- Вопрос № 4 (т.18)
- Билет №10 Вопрос № 1 (т.19)
- Вопрос № 2 (т.16)
- Вопрос № 3 (т.24)
- Вопрос № 4 (т.17)
- Билет № 11 Вопрос № 1 (т.16)
- Вопрос № 2 (т.4)
- Вопрос № 3 (т.18)
- Вопрос № 4 (т.22)
- Билет № 12 Вопрос № 1 (т.2)
- Вопрос № 2 (т.23)
- Вопрос № 3 (т.5)
- Вопрос № 4 (т.23)
- Билет №13 Вопрос № 1 (т.6)
- Вопрос № 2 (т.24)
- Вопрос № 3 (т.15)
- Вопрос № 4 (т.24)
- Билет № 14 Вопрос № 1 (т.12)
- Вопрос № 2 (т.19)
- Вопрос № 3 (т.6)
- Вопрос № 4 (т.5)
- Ситуация №1
- Ситуация №2
- Билет № 15 Вопрос № 1 (т.3)
- Вопрос № 2 (т.13)
- Вопрос № 3 (т.10)
- Вопрос № 4 (т.6)
- Задание № 1
- Задание № 2
- Билет № 16 Вопрос № 1 (т.7)
- Вопрос № 2 (т.6)
- Вопрос № 3 (т.12)
- Вопрос № 4 (т.4)
- Билет № 17 Вопрос № 1 (т.1)
- Подумайте!
- Вопрос № 2 (т.2)
- Вопрос № 3 (т.1)
- Вопрос № 4 (т.3)
- Билет № 18 Вопрос № 1 (т.25)
- Вопрос № 2 (т.21)
- Вопрос № 3 (т.17)
- Билет № 19 Вопрос № 1 (т.20)
- Вопрос № 2 (т.18)
- Вопрос № 3 (т.22)
- Вопрос № 4 (т.8)
- Билет №20 Вопрос № 1 (т.22)
- Вопрос № 2 (т.17)
- Вопрос № 3 (т.23)
- Вопрос № 4 (т.19)
- Билет № 21 Вопрос № 1 (т.24)
- Вопрос № 2 (т.14)
- Вопрос № 3 (т.16)
- Вопрос № 4 (т.15)
- Билет № 22 Вопрос № 1 (т.9)
- Вопрос № 2 (т.3)
- Вопрос № 3 (т.14)
- Вопрос № 4 (т.10)
- Билет № 23 Вопрос № 1 (т.18)
- Вопрос № 2 (т.7)
- Вопрос № 3 (т.9)
- Вопрос № 4 (т.12)
- Билет № 24 Вопрос № 1 (т.17)
- Вопрос № 2 (т.9)
- Вопрос № 3 (т.8)
- Вопрос № 4 (т.11)
- Билет № 25 Вопрос № 1 (т.21)
- Вопрос № 2 (т.8)
- Вопрос № 3 (т.3)
- Вопрос № 4 (т.20)
- Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студентов
- Краткая характеристика степени переутомления при умственном труде
- Общие закономерности изменения работоспособности студентов в учебном дне, семестре, учебном году
- Условия высокой продуктивности учебного труда студентов
- Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов в экзаменационный период
- Работоспособность студентов в условиях оздоровительно – спортивного лагеря
- Социально-биологические основы физической культуры
- Анатомно-морфологические особенности и основные физиологические функции организма
- Функциональные системы организма
- Костная система и ее функции
- Мышечная система
- Физиологические системы организма
- Сердечно-сосудистая система (ссс)
- Дыхательная система
- Система пищеварения и выделения
- Выделительная система
- Нервная система
- Рецепторы и анализаторы
- Эндокринная система
- Внешняя среда и ее воздействие на организм, и жизнедеятельность человека
- Функциональная активность человека и взаимосвязь физической и умственной деятельности
- Взаимосвязь физической и умственной деятельности
- Биологические ритмы и работоспособность
- Гипокинезия и гиподинамия
- Средства фк, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности
- Тема № 3
- История олимпийского движения
- Рождение всемирного праздника (начало)
- Игры древней Олимпии
- Закрытие и возрождение Олимпийских игр
- Зимние Олимпийские игры
- Олимпийская Хартия – конституция спортивного сообщества
- Олимпийская идея в знаках, символах, наградах
- Как проводятся олимпийские игры
- Что такое Олимпийское движение?
- Президенты мок
- Олимпийское движение в нашей стране
- Тема № 4 Физическая культура в общественной и профессиональной подготовке студентов. Цели и задачи предмета «Физическая культура»
- Нравственное воспитание
- Умственное воспитание
- Трудовое воспитание
- Эстетическое воспитание
- Основы здорового образа жизни Понятие «здоровье», его содержание и критерии
- Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни
- Необходимость активности личности в приобщении к здоровому образу жизни
- Содержание понятия «Здоровый образ жизни»
- Разумное чередование труда и отдыха Двигательная активность Важнейшим фактором восстановления работоспособности является соблюдение правильного режима, т.Е. Чередования периодов труда и отдыха.
- Рациональное питание
- Закаливающие процедуры
- Аутогенная тренировка в организации здорового образа жизни
- О привычках полезных и вредных
- Общая физическая, специальная и спортивная подготовка в системе физического воспитания
- Методические принципы физического воспитания
- Принцип сознательности и активности
- Принцип наглядности
- Принцип доступности и индивидуализации
- Принцип систематичности
- Принцип динамичности (постепенного повышения требований)
- Методы физического воспитания
- Основы обучения движениям Этапы обучения
- Формирование психических качеств, черт, свойств личности в процессе физического воспитания
- Спортивная тренировка
- Физическая подготовка занимающихся
- Спортивно-техническая и тактическая подготовка
- Зоны интенсивности тренировочных нагрузок по частоте сердечных сокращений
- Энергозатраты при физических нагрузках различной интенсивности
- Зоны мощности в спортивных упражнениях
- Значение мышечной релаксации
- Коррекция физического развития телосложения, двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта
- Физическое воспитание в вузах
- Организация занятий
- Общая и моторная плотность занятий
- Физические (двигательные) качества Средства и методы их развития
- Характеристика двигательных способностей
- Двигательные способности делятся на следующие виды: специальные, специфические и общие
- Понятие о двигательных способностях
- Сила как физическое качество Формы проявления силовых качеств Методы развития силы
- Средства развития силы
- Методы развития силовых способностей
- Метод развития силовой выносливости
- Основы развития скоростных способностей Понятие быстроты, формы ее проявления Методы развития быстроты
- Методы и средства скоростной подготовки
- Понятие о выносливости Виды и показатели выносливости Методика развития
- Методы развития выносливости
- Гибкость как физическое качество Развитие гибкости
- Понятие ловкости, ее виды
- Взаимосвязь между физическими качествами
- Личная и общественная гигиена
- История гигиены Возникновение и развитие санитарно- гигиенической культуры
- Влияние внешней среды на организм человека
- Физическая культура и гигиена Роль двигательной активности в сохранении здоровья
- Факторы, ослабляющие здоровье
- Роль физического воспитания в укреплении здоровья
- Влияние физического воспитания на организм
- О режиме дня
- Роль физического воспитания в улучшении внешности человека
- Гигиена сна
- Гигиена кожи
- Уход за ногтями
- Гигиена волос
- Уход за зубами и полостью рта
- Гигиенические требования к одежде
- Гигиенические требования к обуви
- Рациональное питание и гигиена
- Спорт, вредные привычки, гигиена
- Профилактика спортивного травматизма и гигиена
- Гигиенические требование к спортивным сооружениям
- Жизнь – это движение Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями Самоконтроль самостоятельных занятий
- Н.М. Сеченов
- К врачу за визой
- Общие сведения о самоконтроле
- Особенности самоконтроля при выполнении различных упражнений
- Запомни!
- Психическое здоровье
- Тема № 17 Теоретические основы рационального питания
- Здоровый образ жизни
- Физиология пищеварения
- Практические рекомендации по нормализации желудочно-кишечного тракта
- Нормализация работы желудочнокишечного тракта еще не все: нужно знать о качестве пищи употребляемой нами, и что с ней происходит в результате влияния различных факторов окружающей среды. Вода
- Обмен веществ и энергии
- Памятка студенту
- Потребности организма в белках (протеинах)
- Потребность организма в витаминах
- Вредные привычки и их влияние на организм человека
- Длительно и много курящие в 13 раз чаще заболевают стенокардией, в 12-инфарктом миокарда, в 10 раз - язвой желудка и в 30 раз раком легких
- Физиологические эффекты алкоголизма
- Алкоголь и материнство
- Объективные и субъективные признаки усталости, утомления и переутомления, их причины, профилактика и средства восстановления работоспособности Общие принципы
- Многие думают, что попадают во владение ортопедов, хирургов и хиропрактиков. А между тем, более 90 процентов спортивных травм можно вылечить самостоятельно.
- Криотерапия
- Прогревание
- Криокинетика
- Подъемы ног
- Гидротерапия
- Профессиональное лечение
- Диатермия
- Электростимуляция
- Ультразвук
- Другие виды помощи
- Основы оздоровительного дыхания
- Особенности внешнего дыхания (механизм вдоха и выдоха)
- Перенос газов кровью
- Влияние углекислого газа на организм человека
- Не дыхательные функции дыхательной системы
- Влияние движения на функции дыхания у человека
- Влияние дыхания на сердечно-сосудистую систему
- Влияние дыхания на цнс
- Использование дыхания в оздоровительных целях
- Заболевания органов дыхания и их предупреждения
- Это должен знать каждый! Невидимая угроза
- Гармоническое дыхание
- Почему нужно дышать через нос
- Влияние табачного дыма и алкоголя на органы дыхания
- Особенности кашлевого и чихательного рефлекса
- Цифры и факты
- Теоретические основы закаливания
- Медицинских отводов от закаливания нет, только острые лихорадочные заболевания. Глубоко ошибочно мнение, что закаливающие процедуры противопоказаны ослабленным людям.
- Принципы закаливания
- Солнечные ванны
- Воздушные ванны
- Закаливание водой
- Контрастный душ
- Народные формы закаливания
- Гигиенические требования при проведении занятий
- Заключение
- Методика коррекции зрения Уеренно и своевременно знимающийся
- Авиценна
- Упражнения для глаз
- Упражнения для самостоятельной тренировки
- Соляризация
- Дыхание
- Пальминг
- Свет и зрение
- Телевизоры, мониторы
- Ночное зрение
- Зрение и спорт
- Близорукость
- Физкультура при близорукости
- Специальные упражнения для наружных мышц глаз
- Физические упражнения для внутренних (цилиарных) мышц глаз
- Общеразвивающие упражнения, которые можно сочетать с движением глаз
- Упражнения для укрепления мышц шеи и спины
- Упражнения для укрепления передней брюшной стенки
- Физкультурная пауза
- Комплекс 1
- Комплекс 2
- Дыхательные упражнения
- Методика массажа и самомассажа мышц задней и боковой поверхности шеи
- Дальнозоркость
- Лечение дальнозоркости
- Теоретические основы массажа с самомассажа
- Физиологические особенности воздействия массажа на работу органов и систем организма
- Виды и варианты массажа
- Методика массажа и его основные приемы
- Приемы массажа
- Спорт и массаж
- Спортивный массаж
- Примерная продолжительность (мин.) общего тренировочного массажа в зависимости от массы тела спортсмена
- Аппаратный массаж
- Смазывающие средства
- Общие принципы и гигиенические основы проведения массажа
- Тема № 24 Профессионально-прикладная физическая подготовка (ппфп) Значение и задачи ппфп
- Средства и формы реализации ппфп
- Прикладная значимость некоторых физических упражнений и видов спорта
- Методика воспитания и сохранения ппфп
- Самостоятельная система ппфп
- Оздоровительная физическая культура
- Физическая тренировка – залог здоровья! Оздоровительная направленность – важнейший принцип системы физического воспитания
- Основы построения оздоровительной тренировки
- Характеристика средств специальной оздоровительной направленности
- Внимание!
- Ходьба на лыжах
- Плавание
- Прыжки со скакалкой
- Разновидности циклических упражнений оздоровительной физической культуры
- Характеристика других форм оздоровительных методик и систем
- Спортивные игры
- Быстрота и её измерение
- Исследование внимания
- Медицинские методы определения тренированности занимающихся оздоровительной физической культурой
- Самоконтроль занимающихся за состоянием своего организма
- Подводим итоги
- От авторов
- Литература