Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни
Изучение ценностных ориентации студентов на здоровый образ жизни, позволяет выделить среди них условно четыре группы. Первая группа включает в себя абсолютные, общечеловеческие ценности. К ним относятся: удачная семейная жизнь, мужество и честность, здоровье, всестороннее развитие личности, интеллектуальные способности, сила воли и собранность, умение общаться, обладание красотой и выразительностью движений. Вторая группа «преимущественных ценностей» - хорошее телосложение и физическое состояние, авторитет среди окружающих. Третья группа ценностей включает в себя наличие материальных благ, успехи в работе, удовлетворенность учебой, занятия физическими упражнениями и спортом, хороший уровень развития физических качеств, интересный отдых. Четвертая группа ценностей названа «частными», так как ее содержанию студенты придают небольшое значение - знания о функционировании человеческого организма, физическая подготовленность к избранной профессии, общественная активность.
Полученные данные дают основание к суждению о наличии противоречии между абсолютной ценностью общих положений здорового образа жизни и конкретными ценностями его поддержания, в том числе профессионального здоровья. Их разрешение - одна из ведущих задач в биосоциальном развитии студентов.
При рассмотрении соотношений общей и физической культуры студентов ответы респондентов на вопрос: «Можно ли считать культурным человека, не заботящегося о своем физическом состоянии?» - выявили, что 21% считают это возможным, а 51% отрицают такую взаимосвязь, 28% - затрудняются в определении своей позиции.
Таким образом, менее половины студентов имеют определенные представления о тесной взаимосвязи общей и физической культуры в своем личностном развитии и в соответствии с этим принимают поведенческие решения.
Суждения студентов о влиянии физической культуры на общекультурное развитие личности в большей степени связаны с улучшением форм телесного и функционального развития. Заметное снижение влияния физической культуры на другие стороны личности и ее деятельность обусловлены постановкой физического воспитания в вузе, недостаточной реализацией его гуманитарного содержания, негативным опытом предшествующих занятий, воздействием ближайшего окружения и др.
Студенты выделяют среди факторов риска здоровью, прежде всего, злоупотребление алкоголем - 75,6%, курение - 73,5%, что отражает один из стереотипов пропаганды здорового образа жизни. Недостаток двигательной активности отмечен 39,9% студентов; загрязнение окружающей среды осознается 29,3% респондентов; на конфликты с окружающими указали 29,1%; на перегруженность учебно-профессиональными и домашними обязанностями 7,9%. В то же время напряженный режим учебного труда, как показывают многие исследования, - существенный фактор возникновения астенических состояний студентов.
Что побуждает студентов поддерживать свое физическое состояние? Уверенно чувствовать себя среди других людей, больше нравиться им, вызывать у них уважение (68,1% опрошенных) и получать удовольствие от двигательной деятельности, ощущать радость и красоту движений собственного тела, испытывать мышечную радость, чувствовать высокий мышечный тонус (44,5% опрошенных). Это свидетельствует о гедонистическом характере физического совершенствования студентов. Очевидно, в приобщении к физической культуре необходимо обращать внимание на разнообразие ее эмоциональных, рекреативных эффектов. Стремление достигнуть высоких спортивных результатов престижно лишь для очень ограниченного круга сегодняшних студентов. К сожалению, возможности физической культуры как средства поддержания работоспособности еще не получили должной оценки у студентов (менее четверти ответов). Такое положение вызвано, в частности, ограниченным образовательным потенциалом учебных занятий по физическому воспитанию.
Среди причин невнимания к поддержанию своего физического состояния студентами отмечается нехватка времени и отсутствие необходимого упорства, воли, настойчивости. Это свидетельствует о недостаточной организованности и требовательности к себе студентов в организации жизнедеятельности, где органично присутствуют и волевые начала.
Забота о своем физическом состоянии отличается у женщин и у мужчин. У женщин это проявляется в поддержании «внешних» форм (пропорции телосложения, соотношение роста и массы тела, особенности фигуры); у мужчин отмечена забота о развитии мускулатуры, пропорций телосложения, физических качеств. Эти факты свидетельствуют о необходимости более дифференцированного подхода к методикам физического воспитания для лиц разного пола.
Во внеучебной деятельности физкультурно-спортивная активность студентов низка. Не участвуют в ней 60%женщин и 46% мужчин.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Кафедра «Физического воспитания» ю.А.Журавлев, к.Ю.Журавлев Практикум по теории и методике физического воспитания и основам здорового образа жизни
- Предисловие Ода не всеми любимому предмету
- Обращение к читателю!
- Организация и проведение экзамена (зачета) по теоретическому курсу дисциплины «Физическая культура»
- Образец: Протокол №….
- Билет №1 Вопрос № 1 (т.5)
- Вопрос № 2 (т.15)
- Вопрос № 3 (т.13)
- Вопрос № 4 (т.16)
- Билет №2 Вопрос № 1 (т.4)
- Вопрос № 2 (т.5)
- Вопрос № 3 (т.11)
- Вопрос № 4 (т.7)
- Билет №3 Вопрос № 1 (т.13)
- Вопрос № 2 (т.10)
- Вопрос № 3 (т.4)
- Вопрос № 4 (т.14)
- Билет №4 Вопрос № 1 (т.8)
- Вопрос № 2 (т.12)
- Вопрос № 3 (т.7)
- Вопрос № 4 (т.2)
- Билет №5 Вопрос № 1 (т.23)
- Вопрос № 2 (т.25)
- Вопрос № 3 (т.21)
- Вопрос № 4 (т.1)
- Билет № 6 Вопрос № 1 (т.14)
- Вопрос № 2 (т.11)
- Вопрос № 3 (т.2)
- Вопрос № 4 (т.13)
- Билет № 7 Вопрос № 1 (т.15)
- Вопрос № 2 (т.1)
- Вопрос № 3 (т.25)
- 9. Для того, чтобы добиться аэробного тренировочного эффекта при прыжках со скакалкой, необходимо прыгать не менее (_______)
- Вопрос № 4 (т.25)
- Билет № 8 Вопрос № 1 (т.10)
- Вопрос № 2 (т.22)
- Вопрос № 3 (т.20)
- Вопрос № 4 (т.21)
- Билет № 9 Вопрос № 1 (т.11)
- Вопрос № 2 (т.20)
- Вопрос № 3 (т.19)
- Вопрос № 4 (т.18)
- Билет №10 Вопрос № 1 (т.19)
- Вопрос № 2 (т.16)
- Вопрос № 3 (т.24)
- Вопрос № 4 (т.17)
- Билет № 11 Вопрос № 1 (т.16)
- Вопрос № 2 (т.4)
- Вопрос № 3 (т.18)
- Вопрос № 4 (т.22)
- Билет № 12 Вопрос № 1 (т.2)
- Вопрос № 2 (т.23)
- Вопрос № 3 (т.5)
- Вопрос № 4 (т.23)
- Билет №13 Вопрос № 1 (т.6)
- Вопрос № 2 (т.24)
- Вопрос № 3 (т.15)
- Вопрос № 4 (т.24)
- Билет № 14 Вопрос № 1 (т.12)
- Вопрос № 2 (т.19)
- Вопрос № 3 (т.6)
- Вопрос № 4 (т.5)
- Ситуация №1
- Ситуация №2
- Билет № 15 Вопрос № 1 (т.3)
- Вопрос № 2 (т.13)
- Вопрос № 3 (т.10)
- Вопрос № 4 (т.6)
- Задание № 1
- Задание № 2
- Билет № 16 Вопрос № 1 (т.7)
- Вопрос № 2 (т.6)
- Вопрос № 3 (т.12)
- Вопрос № 4 (т.4)
- Билет № 17 Вопрос № 1 (т.1)
- Подумайте!
- Вопрос № 2 (т.2)
- Вопрос № 3 (т.1)
- Вопрос № 4 (т.3)
- Билет № 18 Вопрос № 1 (т.25)
- Вопрос № 2 (т.21)
- Вопрос № 3 (т.17)
- Билет № 19 Вопрос № 1 (т.20)
- Вопрос № 2 (т.18)
- Вопрос № 3 (т.22)
- Вопрос № 4 (т.8)
- Билет №20 Вопрос № 1 (т.22)
- Вопрос № 2 (т.17)
- Вопрос № 3 (т.23)
- Вопрос № 4 (т.19)
- Билет № 21 Вопрос № 1 (т.24)
- Вопрос № 2 (т.14)
- Вопрос № 3 (т.16)
- Вопрос № 4 (т.15)
- Билет № 22 Вопрос № 1 (т.9)
- Вопрос № 2 (т.3)
- Вопрос № 3 (т.14)
- Вопрос № 4 (т.10)
- Билет № 23 Вопрос № 1 (т.18)
- Вопрос № 2 (т.7)
- Вопрос № 3 (т.9)
- Вопрос № 4 (т.12)
- Билет № 24 Вопрос № 1 (т.17)
- Вопрос № 2 (т.9)
- Вопрос № 3 (т.8)
- Вопрос № 4 (т.11)
- Билет № 25 Вопрос № 1 (т.21)
- Вопрос № 2 (т.8)
- Вопрос № 3 (т.3)
- Вопрос № 4 (т.20)
- Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студентов
- Краткая характеристика степени переутомления при умственном труде
- Общие закономерности изменения работоспособности студентов в учебном дне, семестре, учебном году
- Условия высокой продуктивности учебного труда студентов
- Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов в экзаменационный период
- Работоспособность студентов в условиях оздоровительно – спортивного лагеря
- Социально-биологические основы физической культуры
- Анатомно-морфологические особенности и основные физиологические функции организма
- Функциональные системы организма
- Костная система и ее функции
- Мышечная система
- Физиологические системы организма
- Сердечно-сосудистая система (ссс)
- Дыхательная система
- Система пищеварения и выделения
- Выделительная система
- Нервная система
- Рецепторы и анализаторы
- Эндокринная система
- Внешняя среда и ее воздействие на организм, и жизнедеятельность человека
- Функциональная активность человека и взаимосвязь физической и умственной деятельности
- Взаимосвязь физической и умственной деятельности
- Биологические ритмы и работоспособность
- Гипокинезия и гиподинамия
- Средства фк, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности
- Тема № 3
- История олимпийского движения
- Рождение всемирного праздника (начало)
- Игры древней Олимпии
- Закрытие и возрождение Олимпийских игр
- Зимние Олимпийские игры
- Олимпийская Хартия – конституция спортивного сообщества
- Олимпийская идея в знаках, символах, наградах
- Как проводятся олимпийские игры
- Что такое Олимпийское движение?
- Президенты мок
- Олимпийское движение в нашей стране
- Тема № 4 Физическая культура в общественной и профессиональной подготовке студентов. Цели и задачи предмета «Физическая культура»
- Нравственное воспитание
- Умственное воспитание
- Трудовое воспитание
- Эстетическое воспитание
- Основы здорового образа жизни Понятие «здоровье», его содержание и критерии
- Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни
- Необходимость активности личности в приобщении к здоровому образу жизни
- Содержание понятия «Здоровый образ жизни»
- Разумное чередование труда и отдыха Двигательная активность Важнейшим фактором восстановления работоспособности является соблюдение правильного режима, т.Е. Чередования периодов труда и отдыха.
- Рациональное питание
- Закаливающие процедуры
- Аутогенная тренировка в организации здорового образа жизни
- О привычках полезных и вредных
- Общая физическая, специальная и спортивная подготовка в системе физического воспитания
- Методические принципы физического воспитания
- Принцип сознательности и активности
- Принцип наглядности
- Принцип доступности и индивидуализации
- Принцип систематичности
- Принцип динамичности (постепенного повышения требований)
- Методы физического воспитания
- Основы обучения движениям Этапы обучения
- Формирование психических качеств, черт, свойств личности в процессе физического воспитания
- Спортивная тренировка
- Физическая подготовка занимающихся
- Спортивно-техническая и тактическая подготовка
- Зоны интенсивности тренировочных нагрузок по частоте сердечных сокращений
- Энергозатраты при физических нагрузках различной интенсивности
- Зоны мощности в спортивных упражнениях
- Значение мышечной релаксации
- Коррекция физического развития телосложения, двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта
- Физическое воспитание в вузах
- Организация занятий
- Общая и моторная плотность занятий
- Физические (двигательные) качества Средства и методы их развития
- Характеристика двигательных способностей
- Двигательные способности делятся на следующие виды: специальные, специфические и общие
- Понятие о двигательных способностях
- Сила как физическое качество Формы проявления силовых качеств Методы развития силы
- Средства развития силы
- Методы развития силовых способностей
- Метод развития силовой выносливости
- Основы развития скоростных способностей Понятие быстроты, формы ее проявления Методы развития быстроты
- Методы и средства скоростной подготовки
- Понятие о выносливости Виды и показатели выносливости Методика развития
- Методы развития выносливости
- Гибкость как физическое качество Развитие гибкости
- Понятие ловкости, ее виды
- Взаимосвязь между физическими качествами
- Личная и общественная гигиена
- История гигиены Возникновение и развитие санитарно- гигиенической культуры
- Влияние внешней среды на организм человека
- Физическая культура и гигиена Роль двигательной активности в сохранении здоровья
- Факторы, ослабляющие здоровье
- Роль физического воспитания в укреплении здоровья
- Влияние физического воспитания на организм
- О режиме дня
- Роль физического воспитания в улучшении внешности человека
- Гигиена сна
- Гигиена кожи
- Уход за ногтями
- Гигиена волос
- Уход за зубами и полостью рта
- Гигиенические требования к одежде
- Гигиенические требования к обуви
- Рациональное питание и гигиена
- Спорт, вредные привычки, гигиена
- Профилактика спортивного травматизма и гигиена
- Гигиенические требование к спортивным сооружениям
- Жизнь – это движение Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями Самоконтроль самостоятельных занятий
- Н.М. Сеченов
- К врачу за визой
- Общие сведения о самоконтроле
- Особенности самоконтроля при выполнении различных упражнений
- Запомни!
- Психическое здоровье
- Тема № 17 Теоретические основы рационального питания
- Здоровый образ жизни
- Физиология пищеварения
- Практические рекомендации по нормализации желудочно-кишечного тракта
- Нормализация работы желудочнокишечного тракта еще не все: нужно знать о качестве пищи употребляемой нами, и что с ней происходит в результате влияния различных факторов окружающей среды. Вода
- Обмен веществ и энергии
- Памятка студенту
- Потребности организма в белках (протеинах)
- Потребность организма в витаминах
- Вредные привычки и их влияние на организм человека
- Длительно и много курящие в 13 раз чаще заболевают стенокардией, в 12-инфарктом миокарда, в 10 раз - язвой желудка и в 30 раз раком легких
- Физиологические эффекты алкоголизма
- Алкоголь и материнство
- Объективные и субъективные признаки усталости, утомления и переутомления, их причины, профилактика и средства восстановления работоспособности Общие принципы
- Многие думают, что попадают во владение ортопедов, хирургов и хиропрактиков. А между тем, более 90 процентов спортивных травм можно вылечить самостоятельно.
- Криотерапия
- Прогревание
- Криокинетика
- Подъемы ног
- Гидротерапия
- Профессиональное лечение
- Диатермия
- Электростимуляция
- Ультразвук
- Другие виды помощи
- Основы оздоровительного дыхания
- Особенности внешнего дыхания (механизм вдоха и выдоха)
- Перенос газов кровью
- Влияние углекислого газа на организм человека
- Не дыхательные функции дыхательной системы
- Влияние движения на функции дыхания у человека
- Влияние дыхания на сердечно-сосудистую систему
- Влияние дыхания на цнс
- Использование дыхания в оздоровительных целях
- Заболевания органов дыхания и их предупреждения
- Это должен знать каждый! Невидимая угроза
- Гармоническое дыхание
- Почему нужно дышать через нос
- Влияние табачного дыма и алкоголя на органы дыхания
- Особенности кашлевого и чихательного рефлекса
- Цифры и факты
- Теоретические основы закаливания
- Медицинских отводов от закаливания нет, только острые лихорадочные заболевания. Глубоко ошибочно мнение, что закаливающие процедуры противопоказаны ослабленным людям.
- Принципы закаливания
- Солнечные ванны
- Воздушные ванны
- Закаливание водой
- Контрастный душ
- Народные формы закаливания
- Гигиенические требования при проведении занятий
- Заключение
- Методика коррекции зрения Уеренно и своевременно знимающийся
- Авиценна
- Упражнения для глаз
- Упражнения для самостоятельной тренировки
- Соляризация
- Дыхание
- Пальминг
- Свет и зрение
- Телевизоры, мониторы
- Ночное зрение
- Зрение и спорт
- Близорукость
- Физкультура при близорукости
- Специальные упражнения для наружных мышц глаз
- Физические упражнения для внутренних (цилиарных) мышц глаз
- Общеразвивающие упражнения, которые можно сочетать с движением глаз
- Упражнения для укрепления мышц шеи и спины
- Упражнения для укрепления передней брюшной стенки
- Физкультурная пауза
- Комплекс 1
- Комплекс 2
- Дыхательные упражнения
- Методика массажа и самомассажа мышц задней и боковой поверхности шеи
- Дальнозоркость
- Лечение дальнозоркости
- Теоретические основы массажа с самомассажа
- Физиологические особенности воздействия массажа на работу органов и систем организма
- Виды и варианты массажа
- Методика массажа и его основные приемы
- Приемы массажа
- Спорт и массаж
- Спортивный массаж
- Примерная продолжительность (мин.) общего тренировочного массажа в зависимости от массы тела спортсмена
- Аппаратный массаж
- Смазывающие средства
- Общие принципы и гигиенические основы проведения массажа
- Тема № 24 Профессионально-прикладная физическая подготовка (ппфп) Значение и задачи ппфп
- Средства и формы реализации ппфп
- Прикладная значимость некоторых физических упражнений и видов спорта
- Методика воспитания и сохранения ппфп
- Самостоятельная система ппфп
- Оздоровительная физическая культура
- Физическая тренировка – залог здоровья! Оздоровительная направленность – важнейший принцип системы физического воспитания
- Основы построения оздоровительной тренировки
- Характеристика средств специальной оздоровительной направленности
- Внимание!
- Ходьба на лыжах
- Плавание
- Прыжки со скакалкой
- Разновидности циклических упражнений оздоровительной физической культуры
- Характеристика других форм оздоровительных методик и систем
- Спортивные игры
- Быстрота и её измерение
- Исследование внимания
- Медицинские методы определения тренированности занимающихся оздоровительной физической культурой
- Самоконтроль занимающихся за состоянием своего организма
- Подводим итоги
- От авторов
- Литература