logo
Вопросы к типа экзамену тут

Спортивная тренировка

Термин «тренировка», как и многие другие, неоднозначен, этим словом чаще всего обозначают процесс упражнения, или приучения. Однако его конкретный смысл может быть различным. Так, говорят о «физической тренировке», «умственной тренировке», «психорегулирующей тренировке», «интервальной тренировке», «круговой тренировке» и т. д. Термин «спортивная тренировка», когда его применяют в широком смысле, в значительной мере совпадает по своему содержанию с термином «подготовка спортсмена». Вместе с тем их необходимо различать. Подготовка спортсмена понятие более широкое: оно означает направленное использование всей совокупности факторов (средств, методов, условий), с помощью, которых обеспечивается готовность спортсмена к спортивным достижениям. Основные из этих факторов представлены и в спортивной тренировке, причем она включает в себя все те компоненты подготовки спортсмена, которые реализуются на основе упражнений и органически увязываются с процессом систематического упражнения. Но содержание формы подготовки спортсмена не исчерпываются лишь тренировкой. Есть такие компоненты подготовки, которые выходят за рамки самого тренировочного процесса (специальные формы теоретической подготовки спортсмена, гигиенические факторы подготовки в общем, режиме жизни и др.). Таким образом, спортивная тренировка - это подготовка спортсмена, системно построенная на основе методов упражнения.

При характеристике суммарного эффекта систематической тренировки и в целом подготовки спортсмена пользуются терминами «тренированность», «подготовленность», «спортивная форма». Все они означают определенное состояние спортсмена и вместе с этим сложные комплексы изменений биологического и психологического характера, которые вызывает спортивная тренировка наряду с другими компонентами подготовки спортсмена.

Понятие «тренированность» обычно связывают по преимуществу с биологическими (функциональными и морфологическими) приспособительными изменениями, которые происходят в организме спорт­смена под воздействием тренировочных нагрузок и выражаются в росте его работоспособности. Эти изменения протекают в основном по двум взаимосвязанным направлениям: во-первых, увеличиваются функциональные возможности, потенциальная дееспособность различных органов и систем организма (мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной и др.) на базе структурных и биохимических изменений и, во вторых, совершенствуется координация их деятельности со стороны центральной нервной системы и ее само регуляция. Чем выше тренированность, тем более продуктивно и совершенно справляется спортсмен с определенной работой. Тренированность, таким образом, это мера приспособленности организма к конкретной работе, достигнутая путем тренировки. Различают общую и специальную тренированность. У спортсмена специальная тренированность характеризуется степенью приспособленности организма к специфическим требованиям избранного вида спорта, а общая тренированность - степенью приспособленности к комплексу различных видов деятельности.

Подготовленность - понятие более емкое, чем «тренированность». Говоря о подготовленности спортсмена, подразумевают все то, что дает ему подготовка, делая реально доступными очередные спортивные достижения, а именно: определенную степень развития силы, быстроты, выносливости и других физических качеств (физическая подготовленность), уровень спортивно-технического и тактического мастерства (спортивно - техническая и тактическая подготовленность), твердую целевую установку и адекватно сформированные другие психические предпосылки достижения (психическая подготовленность).

Цель спортивной тренировки - реализовать возможности оптимального физического развития людей, всестороннего совершенствования свойственных каждому человеку физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность: обеспечить на этой основе подготовленность каждого члена общества к плодотворной трудовой и другим общественно важным видам деятельности.

Но существуют более конкретные задачи, которые формируют данную цель. Их можно разделить на группы: физическая (специальная и общая), техническая, тактическая, теоретическая, психологическая и морально-волевая.