Особенности самоконтроля при выполнении различных упражнений
Итак, вы тренируетесь и скрупулезно ведете дневник самоконтроля отмечая в нем такие показатели, как самочувствие, желание тренироваться, частоту сердечных сокращений и вес, объем выполняемой нагрузки, ее переносимость, достигнутые результаты, нарушения режима и т. п.
Изменение тех или иных показателей зависит от интенсивности и длительности выполняемой нагрузки. Это следует учитывать при опенке сдвигов отдельных показателей, полученных при определенной нагрузке, например если вы тренируетесь в таких видах упражнений, как кроссовый бег, велосипедный кросс или лыжные гонки, при самоконтроле, прежде всего следует обратить внимание на показатели, отражающие деятельность сердечно-сосудистой системы, так как именно она ограничивает нашу возможность к выполнению нагрузок циклического характера.
Какие же показатели, доступные для самоконтроля, будут отражать состояние сердечно сосудистой системы при этих нагрузках? Прежде всего частота сердечных сокращений (ЧСС) — пульс. Есть несколько методов измерения пульса. Наиболее простой из них — пальпаторный, заключающийся в прощупывании и подсчете пульсовых волн. Делать это можно на сонной, височной и других доступных для пальпации артериях. Обычно принято определять частоту пульса на лучевой артерии у основания большого пальца, для чего 2, 3 и 4-й пальцы накладываются несколько выше лучезапястного сустава, артерия нащупывается и прижимается к кости. После интенсивной нагрузки, сопровождающейся учащением пульса до 170 уд/мин и выше, надежнее подсчитывать частоту сердцебиений, положив руку на область верхушечного толчка сердца — в пятом межреберье слева.
В состоянии покоя пульс можно считать 10, 15, 30 и 60-секундными интервалами. После физическом нагрузки пульс считается 10-секундными интервалами. Это позволит вам установить момент восстановления пульса до исходного значения и зафиксировать наличие аритмии его, если она имеется.
Чтобы получить сравнимые данные, необходимо измерять пульс всегда в одном и том же положении, например, лежа, сидя или стоя. Утром пульс лучше всего измерять сразу после сна в положении лежа, перед и после занятия — в положении сидя.
В норме у взрослого нетренированного человека частота пульса колеблется в пределах 60 - 89 уд/мин. В положении лежа он в среднем на 10 уд/мин меньше, чем стоя. У женщин пульс на 7-10 уд/мин чаще, чем у мужчин того же возраста.
Если у тренирующихся частота пульса 40 и менее уд/мин, то это может быть следствием патологических изменений в сердце. Если частота пульса во время физической нагрузки будет в пределах 100-130 уд/мин, — это свидетельствует о небольшой ее интенсивности; частота пульса 130—150 уд/мин характеризует нагрузку средней интенсивности, а частота пульса 150—170 уд/мин — по интенсивности выше средней; учащение пульса до 170—200 уд/мин, свойственно для предельной нагрузки.
Величина нормы АД различна для лиц разного возраста. Ее легко можно определить по предлагаемым нами формулам (возраст - в годах, АД — в мм рт.ст.):
систолическое АД = 1,7 х возраст + 83 (1);
днастолическое АД = 1,6 х возраст +. 42 (2);
систолическое АД =_0,4 х возраст +109 (3);
диастолическое АД = 0,3 ж возраст + 67 (4);
Уравнения (I) и (2) предлагаются для лиц в возрасте 7—20 лет, а уравнения (3) и (4) — в 20—:80
Если фактическая величина систолического АД (определенная с помощью сфигмоманометра) окажется выше должной (т.е. выше рассчитанной по формулам) на 15 мм рт. ст. и более, а диастодического давления — на 10 мм рт.ст. и более, то это будет свидетельствовать о гипертензии (повышении АД), и, напротив, если фактическая величина систолического АД окажется ниже должной на 20 мм рт. ст. и более, а диастолического — на 15 мм рт. ст. и более, то такое состояние следует рассматривать как гипотензию (понижение АД).
По изменениям АД и частоты пульса в ответ- на нагрузку можно судить о ее величине и приспособляемости сердечно-сосудистой системы к ней. В норме в ответ на нагрузку наблюдается умеренное повышение максимального и снижение минимального АД.
Более точно о динамике приспособляемости к физической нагрузке можно судить по данным выполнения простейшей пробы: 20 глубоких и равномерных приседаний за 30 сек. (приседая — вытянуть руки вперед, вставая — опустить). До проведения пробы необходимо отдохнуть 3—5 мин. и затем определить частоту пульса 10-секундными интервалами. Получив 3—4 одинаковых или отличающихся на 1 уд/мин значения, прекращайте подсчет. Далее следует выполнить 20 приседаний и, сразу сев, сосчитать пульс 10-секундными интервалами в течение 3 мин. Если восстановление пульса наступит к концу 1-й мин, приспособляемость к нагрузке отличная, на 2-й — хорошая, на 3-й — удовлетворительная. Обычно пульс учащается не более чем на 50—70% по сравнению с исходной величиной. Если же пульс учащается на 80% и более по сравнению с исходной величиной-то это указывает на снижение функционального состояния сердечно-сосудистой системы.
Циклические упражнения хорошо развивают и совершенствуют систему дыхания. Самоконтроль динамики таких легко доступных для измерения показателей, как частота дыхания и ЖЕЛ, позволяет судить об эффективности воздействия тренировок на выносливость (т.е. занятий по бегу, ходьбе, туризму и т.п.), на систему дыхания.
Частота дыхания индивидуальна. Этот показатель в основном зависит от возраста, здоровья, уровня подготовленности, величины физической нагрузки. Частота дыхания у взрослого человека, как правило, не превышает 14—18 в 1 мин. При регулярных занятиях частота дыхания в покое снижается, составляет 12—16 в 1 мин. Во время физической нагрузки она увеличивается тем больше, чем выше ее мощность.
Чтобы подсчитать частоту дыхания, нужно положить ладонь так, чтобы она захватывала нижнюю часть грудной клетки и верхнюю часть живота. Дышать при этом следует равно мерно, не изменяя частоты дыхания.
Нагрузку в начале занятий следует регулировать так, чтобы частота дыхания после тренировок не превышала 30 в 1 мин, а восстановление ее до исходной величины происходило не позднее 7 мин.
Масса, тела - один из наиболее доступных и информативных показателей самоконтроля, который особенно важен при освоении циклических упражнений. Для занимающихся с избыточным весом повышенная активность, требующая больших энергозатрат, является одним из важнейших факторов нормализации массы тела.
Именно в первые месяцы занятий масса тела обычно снижается, так как в организме уменьшается количество воды и жира. В дальнейшем может наблюдаться некоторое ее увеличение за счет прироста мышечной массы. При регулярных занятиях она стабилизируется.
Если масса тела превышает норму на 20% и. более, то следует проконсультироваться у врача. Возможно, что избыточный вес при этом будет связан с заболеванием сердечно-сосудистой или эндокринной системы. Эти случаи требуют специального лечения. Вопрос о возможности занятий решается в этих случаях индивидуально.
Для того чтобы постоянно поддерживать одну и ту же массу тела, следует взвешиваться всегда в одни и те же часы (желательно до завтрака или обеда) на строго выверенных медицинских весах. Становиться нужно строго на середину площадки весов. Затем производится определение массы тела с точностью до 50 г.
Во время занятий циклическими упражнениями занимающиеся иногда отмечают появление различных болевых ощущений, которые чаще всего являются признаками перенапряжения или скрытого заболевания. Ниже приводятся наиболее распространенные болевые ощущения и советы, как их избежать.
Боли в мышцах (миалгии) возникают довольно часто в период отдыха после первых занятий, включающих, например, бег или ходьбу, при возобновлении тренировок после длительного перерыва, а также при выполнении новых упражнений, требующих функционирования мышц, ранее не участвовавших в работе, и форсированном увеличении физических нагрузок. Эти боли являются следствием несоответствия выполняемой нагрузки состоянию мышц. Чтобы, этого не случалось, необходимо дозы мышечных усилий увеличивать постепенно. Боли в мышцах держатся, как правило, несколько дней, вызывая у занимающихся некоторый дискомфорт. Они не опасны и связаны со скоплением недоокисленных продуктов обмена. Для этих болей характерны чувство тяжести, скованность движений, снижение эластичности мышц (они становятся тверже, хуже расслабляются). Физическую нагрузку в этот период нужно несколько уменьшить, но совсем прекращать занятия не следует.
Для расслабления и скорейшего восстановления мышц следует попариться в бане или погреться в ванне с теплой водой и сделать самомассаж.
При мышечных болях можно рекомендовать также втирание мазей, содержащих пчелиный яд, "Апизартрон", "Вирапин" и др. Втирают их I—2 раза в день, начиная с 2 г и постепенно увеличивая дозировку. Можно использовать и препараты змеиного яда "Випротокс", "Випросал", начальная дозировка этих втираний — до 5 г.
Боли в правом подреберье (так называемый печеночно-болевой синдром) наблюдающиеся во время занятий могут возникать по различным причинам. В большинстве случаев это следствие заболеваний печени, желчевыводящих путей и желудочно-кишечного тракта. Длительные, интенсивные нагрузки, не соответствующие функциональным возможностям занимающихся и приводящие к хроническому перенапряжению и пере тренированности, также могут вызвать боли в правом подреберье. Такие нагрузки, особенно на фоне очагов хронической инфекции, по всей вероятности, ведут к изменениям обменных процессов в печени и снижают ее антитоксическую функцию. Определенную роль, по-видимому, играет здесь и постановка дыхания. Недостаточное участие диафрагмы в акте дыхания при интенсивных физических нагрузках, наряду с другими причинами, может способствовать застою крови в печени н вызывать печеночно-болевой синдром. Занятия непосредственно после обильного приема пищи, особенно жирной, также приводят к болям в области правого подреберья. Только снизив интенсивность нагрузки, можно уменьшить печеночно-болевой синдром. Этому может способствовать и глубокое дыхание. Правильно поставленное дыхание увеличивает эффект присасывающей функции диафрагмы, что ведет к улучшению притока крови к сердцу.
При неисчезающих болях в правом подреберье необходимо обратиться к врачу. Он обследует вас, выяснит причину этого явления и при необходимости, назначит соответствующее лечение, а также даст рекомендации по двигательному режиму.
- Кафедра «Физического воспитания» ю.А.Журавлев, к.Ю.Журавлев Практикум по теории и методике физического воспитания и основам здорового образа жизни
- Предисловие Ода не всеми любимому предмету
- Обращение к читателю!
- Организация и проведение экзамена (зачета) по теоретическому курсу дисциплины «Физическая культура»
- Образец: Протокол №….
- Билет №1 Вопрос № 1 (т.5)
- Вопрос № 2 (т.15)
- Вопрос № 3 (т.13)
- Вопрос № 4 (т.16)
- Билет №2 Вопрос № 1 (т.4)
- Вопрос № 2 (т.5)
- Вопрос № 3 (т.11)
- Вопрос № 4 (т.7)
- Билет №3 Вопрос № 1 (т.13)
- Вопрос № 2 (т.10)
- Вопрос № 3 (т.4)
- Вопрос № 4 (т.14)
- Билет №4 Вопрос № 1 (т.8)
- Вопрос № 2 (т.12)
- Вопрос № 3 (т.7)
- Вопрос № 4 (т.2)
- Билет №5 Вопрос № 1 (т.23)
- Вопрос № 2 (т.25)
- Вопрос № 3 (т.21)
- Вопрос № 4 (т.1)
- Билет № 6 Вопрос № 1 (т.14)
- Вопрос № 2 (т.11)
- Вопрос № 3 (т.2)
- Вопрос № 4 (т.13)
- Билет № 7 Вопрос № 1 (т.15)
- Вопрос № 2 (т.1)
- Вопрос № 3 (т.25)
- 9. Для того, чтобы добиться аэробного тренировочного эффекта при прыжках со скакалкой, необходимо прыгать не менее (_______)
- Вопрос № 4 (т.25)
- Билет № 8 Вопрос № 1 (т.10)
- Вопрос № 2 (т.22)
- Вопрос № 3 (т.20)
- Вопрос № 4 (т.21)
- Билет № 9 Вопрос № 1 (т.11)
- Вопрос № 2 (т.20)
- Вопрос № 3 (т.19)
- Вопрос № 4 (т.18)
- Билет №10 Вопрос № 1 (т.19)
- Вопрос № 2 (т.16)
- Вопрос № 3 (т.24)
- Вопрос № 4 (т.17)
- Билет № 11 Вопрос № 1 (т.16)
- Вопрос № 2 (т.4)
- Вопрос № 3 (т.18)
- Вопрос № 4 (т.22)
- Билет № 12 Вопрос № 1 (т.2)
- Вопрос № 2 (т.23)
- Вопрос № 3 (т.5)
- Вопрос № 4 (т.23)
- Билет №13 Вопрос № 1 (т.6)
- Вопрос № 2 (т.24)
- Вопрос № 3 (т.15)
- Вопрос № 4 (т.24)
- Билет № 14 Вопрос № 1 (т.12)
- Вопрос № 2 (т.19)
- Вопрос № 3 (т.6)
- Вопрос № 4 (т.5)
- Ситуация №1
- Ситуация №2
- Билет № 15 Вопрос № 1 (т.3)
- Вопрос № 2 (т.13)
- Вопрос № 3 (т.10)
- Вопрос № 4 (т.6)
- Задание № 1
- Задание № 2
- Билет № 16 Вопрос № 1 (т.7)
- Вопрос № 2 (т.6)
- Вопрос № 3 (т.12)
- Вопрос № 4 (т.4)
- Билет № 17 Вопрос № 1 (т.1)
- Подумайте!
- Вопрос № 2 (т.2)
- Вопрос № 3 (т.1)
- Вопрос № 4 (т.3)
- Билет № 18 Вопрос № 1 (т.25)
- Вопрос № 2 (т.21)
- Вопрос № 3 (т.17)
- Билет № 19 Вопрос № 1 (т.20)
- Вопрос № 2 (т.18)
- Вопрос № 3 (т.22)
- Вопрос № 4 (т.8)
- Билет №20 Вопрос № 1 (т.22)
- Вопрос № 2 (т.17)
- Вопрос № 3 (т.23)
- Вопрос № 4 (т.19)
- Билет № 21 Вопрос № 1 (т.24)
- Вопрос № 2 (т.14)
- Вопрос № 3 (т.16)
- Вопрос № 4 (т.15)
- Билет № 22 Вопрос № 1 (т.9)
- Вопрос № 2 (т.3)
- Вопрос № 3 (т.14)
- Вопрос № 4 (т.10)
- Билет № 23 Вопрос № 1 (т.18)
- Вопрос № 2 (т.7)
- Вопрос № 3 (т.9)
- Вопрос № 4 (т.12)
- Билет № 24 Вопрос № 1 (т.17)
- Вопрос № 2 (т.9)
- Вопрос № 3 (т.8)
- Вопрос № 4 (т.11)
- Билет № 25 Вопрос № 1 (т.21)
- Вопрос № 2 (т.8)
- Вопрос № 3 (т.3)
- Вопрос № 4 (т.20)
- Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студентов
- Краткая характеристика степени переутомления при умственном труде
- Общие закономерности изменения работоспособности студентов в учебном дне, семестре, учебном году
- Условия высокой продуктивности учебного труда студентов
- Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов в экзаменационный период
- Работоспособность студентов в условиях оздоровительно – спортивного лагеря
- Социально-биологические основы физической культуры
- Анатомно-морфологические особенности и основные физиологические функции организма
- Функциональные системы организма
- Костная система и ее функции
- Мышечная система
- Физиологические системы организма
- Сердечно-сосудистая система (ссс)
- Дыхательная система
- Система пищеварения и выделения
- Выделительная система
- Нервная система
- Рецепторы и анализаторы
- Эндокринная система
- Внешняя среда и ее воздействие на организм, и жизнедеятельность человека
- Функциональная активность человека и взаимосвязь физической и умственной деятельности
- Взаимосвязь физической и умственной деятельности
- Биологические ритмы и работоспособность
- Гипокинезия и гиподинамия
- Средства фк, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности
- Тема № 3
- История олимпийского движения
- Рождение всемирного праздника (начало)
- Игры древней Олимпии
- Закрытие и возрождение Олимпийских игр
- Зимние Олимпийские игры
- Олимпийская Хартия – конституция спортивного сообщества
- Олимпийская идея в знаках, символах, наградах
- Как проводятся олимпийские игры
- Что такое Олимпийское движение?
- Президенты мок
- Олимпийское движение в нашей стране
- Тема № 4 Физическая культура в общественной и профессиональной подготовке студентов. Цели и задачи предмета «Физическая культура»
- Нравственное воспитание
- Умственное воспитание
- Трудовое воспитание
- Эстетическое воспитание
- Основы здорового образа жизни Понятие «здоровье», его содержание и критерии
- Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни
- Необходимость активности личности в приобщении к здоровому образу жизни
- Содержание понятия «Здоровый образ жизни»
- Разумное чередование труда и отдыха Двигательная активность Важнейшим фактором восстановления работоспособности является соблюдение правильного режима, т.Е. Чередования периодов труда и отдыха.
- Рациональное питание
- Закаливающие процедуры
- Аутогенная тренировка в организации здорового образа жизни
- О привычках полезных и вредных
- Общая физическая, специальная и спортивная подготовка в системе физического воспитания
- Методические принципы физического воспитания
- Принцип сознательности и активности
- Принцип наглядности
- Принцип доступности и индивидуализации
- Принцип систематичности
- Принцип динамичности (постепенного повышения требований)
- Методы физического воспитания
- Основы обучения движениям Этапы обучения
- Формирование психических качеств, черт, свойств личности в процессе физического воспитания
- Спортивная тренировка
- Физическая подготовка занимающихся
- Спортивно-техническая и тактическая подготовка
- Зоны интенсивности тренировочных нагрузок по частоте сердечных сокращений
- Энергозатраты при физических нагрузках различной интенсивности
- Зоны мощности в спортивных упражнениях
- Значение мышечной релаксации
- Коррекция физического развития телосложения, двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта
- Физическое воспитание в вузах
- Организация занятий
- Общая и моторная плотность занятий
- Физические (двигательные) качества Средства и методы их развития
- Характеристика двигательных способностей
- Двигательные способности делятся на следующие виды: специальные, специфические и общие
- Понятие о двигательных способностях
- Сила как физическое качество Формы проявления силовых качеств Методы развития силы
- Средства развития силы
- Методы развития силовых способностей
- Метод развития силовой выносливости
- Основы развития скоростных способностей Понятие быстроты, формы ее проявления Методы развития быстроты
- Методы и средства скоростной подготовки
- Понятие о выносливости Виды и показатели выносливости Методика развития
- Методы развития выносливости
- Гибкость как физическое качество Развитие гибкости
- Понятие ловкости, ее виды
- Взаимосвязь между физическими качествами
- Личная и общественная гигиена
- История гигиены Возникновение и развитие санитарно- гигиенической культуры
- Влияние внешней среды на организм человека
- Физическая культура и гигиена Роль двигательной активности в сохранении здоровья
- Факторы, ослабляющие здоровье
- Роль физического воспитания в укреплении здоровья
- Влияние физического воспитания на организм
- О режиме дня
- Роль физического воспитания в улучшении внешности человека
- Гигиена сна
- Гигиена кожи
- Уход за ногтями
- Гигиена волос
- Уход за зубами и полостью рта
- Гигиенические требования к одежде
- Гигиенические требования к обуви
- Рациональное питание и гигиена
- Спорт, вредные привычки, гигиена
- Профилактика спортивного травматизма и гигиена
- Гигиенические требование к спортивным сооружениям
- Жизнь – это движение Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями Самоконтроль самостоятельных занятий
- Н.М. Сеченов
- К врачу за визой
- Общие сведения о самоконтроле
- Особенности самоконтроля при выполнении различных упражнений
- Запомни!
- Психическое здоровье
- Тема № 17 Теоретические основы рационального питания
- Здоровый образ жизни
- Физиология пищеварения
- Практические рекомендации по нормализации желудочно-кишечного тракта
- Нормализация работы желудочнокишечного тракта еще не все: нужно знать о качестве пищи употребляемой нами, и что с ней происходит в результате влияния различных факторов окружающей среды. Вода
- Обмен веществ и энергии
- Памятка студенту
- Потребности организма в белках (протеинах)
- Потребность организма в витаминах
- Вредные привычки и их влияние на организм человека
- Длительно и много курящие в 13 раз чаще заболевают стенокардией, в 12-инфарктом миокарда, в 10 раз - язвой желудка и в 30 раз раком легких
- Физиологические эффекты алкоголизма
- Алкоголь и материнство
- Объективные и субъективные признаки усталости, утомления и переутомления, их причины, профилактика и средства восстановления работоспособности Общие принципы
- Многие думают, что попадают во владение ортопедов, хирургов и хиропрактиков. А между тем, более 90 процентов спортивных травм можно вылечить самостоятельно.
- Криотерапия
- Прогревание
- Криокинетика
- Подъемы ног
- Гидротерапия
- Профессиональное лечение
- Диатермия
- Электростимуляция
- Ультразвук
- Другие виды помощи
- Основы оздоровительного дыхания
- Особенности внешнего дыхания (механизм вдоха и выдоха)
- Перенос газов кровью
- Влияние углекислого газа на организм человека
- Не дыхательные функции дыхательной системы
- Влияние движения на функции дыхания у человека
- Влияние дыхания на сердечно-сосудистую систему
- Влияние дыхания на цнс
- Использование дыхания в оздоровительных целях
- Заболевания органов дыхания и их предупреждения
- Это должен знать каждый! Невидимая угроза
- Гармоническое дыхание
- Почему нужно дышать через нос
- Влияние табачного дыма и алкоголя на органы дыхания
- Особенности кашлевого и чихательного рефлекса
- Цифры и факты
- Теоретические основы закаливания
- Медицинских отводов от закаливания нет, только острые лихорадочные заболевания. Глубоко ошибочно мнение, что закаливающие процедуры противопоказаны ослабленным людям.
- Принципы закаливания
- Солнечные ванны
- Воздушные ванны
- Закаливание водой
- Контрастный душ
- Народные формы закаливания
- Гигиенические требования при проведении занятий
- Заключение
- Методика коррекции зрения Уеренно и своевременно знимающийся
- Авиценна
- Упражнения для глаз
- Упражнения для самостоятельной тренировки
- Соляризация
- Дыхание
- Пальминг
- Свет и зрение
- Телевизоры, мониторы
- Ночное зрение
- Зрение и спорт
- Близорукость
- Физкультура при близорукости
- Специальные упражнения для наружных мышц глаз
- Физические упражнения для внутренних (цилиарных) мышц глаз
- Общеразвивающие упражнения, которые можно сочетать с движением глаз
- Упражнения для укрепления мышц шеи и спины
- Упражнения для укрепления передней брюшной стенки
- Физкультурная пауза
- Комплекс 1
- Комплекс 2
- Дыхательные упражнения
- Методика массажа и самомассажа мышц задней и боковой поверхности шеи
- Дальнозоркость
- Лечение дальнозоркости
- Теоретические основы массажа с самомассажа
- Физиологические особенности воздействия массажа на работу органов и систем организма
- Виды и варианты массажа
- Методика массажа и его основные приемы
- Приемы массажа
- Спорт и массаж
- Спортивный массаж
- Примерная продолжительность (мин.) общего тренировочного массажа в зависимости от массы тела спортсмена
- Аппаратный массаж
- Смазывающие средства
- Общие принципы и гигиенические основы проведения массажа
- Тема № 24 Профессионально-прикладная физическая подготовка (ппфп) Значение и задачи ппфп
- Средства и формы реализации ппфп
- Прикладная значимость некоторых физических упражнений и видов спорта
- Методика воспитания и сохранения ппфп
- Самостоятельная система ппфп
- Оздоровительная физическая культура
- Физическая тренировка – залог здоровья! Оздоровительная направленность – важнейший принцип системы физического воспитания
- Основы построения оздоровительной тренировки
- Характеристика средств специальной оздоровительной направленности
- Внимание!
- Ходьба на лыжах
- Плавание
- Прыжки со скакалкой
- Разновидности циклических упражнений оздоровительной физической культуры
- Характеристика других форм оздоровительных методик и систем
- Спортивные игры
- Быстрота и её измерение
- Исследование внимания
- Медицинские методы определения тренированности занимающихся оздоровительной физической культурой
- Самоконтроль занимающихся за состоянием своего организма
- Подводим итоги
- От авторов
- Литература