Это должен знать каждый! Невидимая угроза
Астма может поразить каждого. В том числе и спортсмена. Значит ли это, что тренировки придется остановить. Нет, и еще раз нет!
Вы в отличной физической форме. Но однажды вы вдруг начали задыхаться. Что это? Скорее всего, приступ астмы. Конечный исход дела во многом будет зависеть от того, что стало причиной заболевания.
Что такое астма?
Если в двух словах, то астма - это внезапный приступ удушья. С одной стороны, астма - это болезнь, одна из многих. И у нее та же причина, что у несчетного числа других болезней — инфекция. Тогда чего о ней писать? Да в том-то все и дело, что у астмы бывают и другие причины - растительные аллергены, промышленное загрязнение воздуха и переизбыток стрессов. А вот это уже про нас, спортсменов, верно? А теперь вопрос. Как, по-вашему, с какими проблемами чаще всего сталкиваются врачи фитнесс центров? Травмы? Сердечные приступы? Как раз нет. На самом первом месте - астматические приступы удушья! Неужели тренинг провоцирует астму. Можно сказать, что так. Но только у тех, кого сама жизнь подвела к той роковой черте, за которой начинается болезнь...
Вы тренируетесь и вдруг ни с того ни сего начали задыхаться. Лицо посинело, вместо дыхания какие-то хрипы. Дышать и в самом деле нечем! Что, сейчас отдадите концы? Нет, через 20-30 минут вы снова будете чувствовать себя здоровым и даже сможете продолжить тренировку.
Вы в курсе, что в ответ на стресс наш организм секретирует гормон адреналин? Он как раз и приводит к тому, что называют стрессовой активизацией — сердце бьется чаще, дыхание делается глубже и пр. Мощная тренировка - это тоже стресс, и он тоже сопровождается обильной секрецией адреналина. У нервных клеток в легких есть рецепторы, которые как раз и рассчитаны на прием "адреналиновых" команд, но в том-то все и дело, что они у вас, так сказать, сильно потрепаны жизнью. И сбоят. Короче, в ответ на сверхмощную секрецию адреналина они вытворяют, черт знает, что и вовсе блокируют вам дыхание. Это и есть приступ астмы. Бывает человек так издерган стрессами, что даже небольшая неприятность сразу же провоцирует удушье. Но это редкий случай даже для пожилого возраста.
Другая "неинфекционная" причина астмы - загрязнение воздуха аллергенами или промышленными выбросами. Правда, чтобы загрязнение «сработало», надо ранее перенести какое-то воспалительное заболевание легких. Как известно, после таких заболеваний легкие никогда не выздоравливают полностью, а остаются в сложном состоянии полуболезни. А это и есть главное «предрасполагающее» условие.
Что касается заражения, то самих видов инфекций не один и не два, так что выслушав ваши жалобы, врач, скорее всего направит вас на серьезное обследование, включающее рентгенографию, анализ мочи и крови. Но прежде он задаст вам «наводящие» вопросы:
Если у вас кашель? С мокротой или без?
Страдаете ли вы дыхательной или кожной аллергией? Бывает ли у вас кожные высыпания или крапивница;
Просыпались ли вы когда-нибудь из-за приступа?
Как вы реагируете на изменения температуры и влажности воздуха, загрязнения воздуха автомобильными газами, сигаретный дым и, вообще, любой сильный запах?
Если по итогу обследования врач вынесет вам диагноз «астма», не паникуйте! 15 % топ - спортсменов, участвовавших в летней олимпиаде 2000 года, - астматики. Так что спорт вам вовсе не заказан! Другое дело, что вам придется соблюдать кое-какие правила. Вот о них мы сейчас и расскажем.
Тренировка. Очень многое будет зависеть от вашего отношения к болезни. Мнительные люди теряются, бояться напрягаться. Им кажется, что вот начнется страшный приступ. Однако на самом деле астму вызывает только непосильные перегрузки. В частности, если вы тотчас по приходу в зал без разминки заляжете под тяжелую штангу, это станет для организма стрессом, а там и впрямь приступ не за горами… Вам нужно без спешки ввести себя в физическую нагрузку, а это означает тщательную разминку и размеренное повышение интенсивности. Резкий обрыв тренинга, когда после последнего повтора вы бросаете все и отправляетесь в раздевалку, тоже стресс для организма. Значит, нужна и заминка. Что касается аэробики, то ее вообще не нужно бояться. Доказано, что аэробные упражнения наоборот смягчают признаки заболевания, а иногда и вовсе излечивают от него. Другими словами, вам нужна тренировка по плану, в размеренном темпе, без ненужных силовых импровизаций.
Следите за водным балансом. На тренировке пейте больше воды, чтобы не было сухости в горле.
Старайтесь дышать носом. Это снижает количество аллергенов, попадающих в бронхи и дальше в легкие.
Не стоит тренироваться в зале, который находиться на оживленной автомагистрали. Системы вентиляции производят забор воздуха с улицы, а это значит, что внутри зала воздух не чище.
Повесьте на пояс удобную сумочку с лекарствами. Если почувствуете угрозу приступа, вы сможете применить их немедленно, а не бежать в раздевалку.
Лекарственные средства. Лекарства играют главную роль в поддержании здоровья астматика, тем более что астма у всех «своя».поэтому дозировку, режим приема и вид лекарств нужно подбирать индивидуально. К счастью, сейчас выпускают самые разнообразные препараты, и доктор может выписать вам наиболее подходящие. Это могут быть ингаляционные смеси, таблетки и капли для приема внутрь, а для экстренной помощи – инъекции. Обычно лекарства для астматиков делятся на две группы:
бронхо-расширяющие средства (для быстрого купирования приступа;
противовоспалительные (для длительного профилактического воздействия).
Одно из самых эффективных средств – бета - блокаторы, действующие на нервные рецепторы. Они предупреждают приступ астмы из-за физической перегрузки в 80 % случаев. Это вещество способно остановить развитие приступа, поэтому такое лекарство хорошо всегда иметь под рукой. Один ингалятор в спортивной сумке, другой – в бар дачке машины, третий – при кроватной тумбочке.
Пищевые добавки. Сочетать прием антиастматических препаратов и средства «жиросжигания» на основе кофеина и эфедрина нельзя.
Питание. Нередко астму провоцируют пищевые аллергены. В первую очередь сульфиты, которые добавляют в продукты для увеличения срока хранения. А это значит, что всякие сублимированные продукты не для вас. Впрочем, здесь нет никакой потери. Исключение из питания таких продуктов – условие здоровья для любого человека.
Вообще-то, ученые сегодня склоняются к мнению о том, что скрытые причины астматических приступов могут быть продукты питания. Даже такой обычный сахар. В связи с этим, они рекомендуют на полтора, два месяца поочередно исключать из питания сахар, продукты из пшеницы, кукурузы, сои, колбасные изделия и пр., и наблюдать, не наступит ли улучшение состояния. Отдельные специалисты советуют астматикам принимать имбирь и куркуму. Они снимают воспаление в бронхах.
Наиболее перспективное «натуральное» направление в борьбе с астмой – повышение приема магния за счет каш, орехов и «зеленых овощей». Ученые заметили, что повышение приема магния реально отзывается улучшением работы легких, снижением отдышки и раздражением бронхов.
Астма никак не может считаться поводом для отказа от спорта. Но и забывать о ней нельзя. Больше наблюдайте за собой. Ваш организм сам подскажет вам, какую тропинку выбрать на жизненном поле. Научитесь прислушиваться к его сигналам.
- Кафедра «Физического воспитания» ю.А.Журавлев, к.Ю.Журавлев Практикум по теории и методике физического воспитания и основам здорового образа жизни
- Предисловие Ода не всеми любимому предмету
- Обращение к читателю!
- Организация и проведение экзамена (зачета) по теоретическому курсу дисциплины «Физическая культура»
- Образец: Протокол №….
- Билет №1 Вопрос № 1 (т.5)
- Вопрос № 2 (т.15)
- Вопрос № 3 (т.13)
- Вопрос № 4 (т.16)
- Билет №2 Вопрос № 1 (т.4)
- Вопрос № 2 (т.5)
- Вопрос № 3 (т.11)
- Вопрос № 4 (т.7)
- Билет №3 Вопрос № 1 (т.13)
- Вопрос № 2 (т.10)
- Вопрос № 3 (т.4)
- Вопрос № 4 (т.14)
- Билет №4 Вопрос № 1 (т.8)
- Вопрос № 2 (т.12)
- Вопрос № 3 (т.7)
- Вопрос № 4 (т.2)
- Билет №5 Вопрос № 1 (т.23)
- Вопрос № 2 (т.25)
- Вопрос № 3 (т.21)
- Вопрос № 4 (т.1)
- Билет № 6 Вопрос № 1 (т.14)
- Вопрос № 2 (т.11)
- Вопрос № 3 (т.2)
- Вопрос № 4 (т.13)
- Билет № 7 Вопрос № 1 (т.15)
- Вопрос № 2 (т.1)
- Вопрос № 3 (т.25)
- 9. Для того, чтобы добиться аэробного тренировочного эффекта при прыжках со скакалкой, необходимо прыгать не менее (_______)
- Вопрос № 4 (т.25)
- Билет № 8 Вопрос № 1 (т.10)
- Вопрос № 2 (т.22)
- Вопрос № 3 (т.20)
- Вопрос № 4 (т.21)
- Билет № 9 Вопрос № 1 (т.11)
- Вопрос № 2 (т.20)
- Вопрос № 3 (т.19)
- Вопрос № 4 (т.18)
- Билет №10 Вопрос № 1 (т.19)
- Вопрос № 2 (т.16)
- Вопрос № 3 (т.24)
- Вопрос № 4 (т.17)
- Билет № 11 Вопрос № 1 (т.16)
- Вопрос № 2 (т.4)
- Вопрос № 3 (т.18)
- Вопрос № 4 (т.22)
- Билет № 12 Вопрос № 1 (т.2)
- Вопрос № 2 (т.23)
- Вопрос № 3 (т.5)
- Вопрос № 4 (т.23)
- Билет №13 Вопрос № 1 (т.6)
- Вопрос № 2 (т.24)
- Вопрос № 3 (т.15)
- Вопрос № 4 (т.24)
- Билет № 14 Вопрос № 1 (т.12)
- Вопрос № 2 (т.19)
- Вопрос № 3 (т.6)
- Вопрос № 4 (т.5)
- Ситуация №1
- Ситуация №2
- Билет № 15 Вопрос № 1 (т.3)
- Вопрос № 2 (т.13)
- Вопрос № 3 (т.10)
- Вопрос № 4 (т.6)
- Задание № 1
- Задание № 2
- Билет № 16 Вопрос № 1 (т.7)
- Вопрос № 2 (т.6)
- Вопрос № 3 (т.12)
- Вопрос № 4 (т.4)
- Билет № 17 Вопрос № 1 (т.1)
- Подумайте!
- Вопрос № 2 (т.2)
- Вопрос № 3 (т.1)
- Вопрос № 4 (т.3)
- Билет № 18 Вопрос № 1 (т.25)
- Вопрос № 2 (т.21)
- Вопрос № 3 (т.17)
- Билет № 19 Вопрос № 1 (т.20)
- Вопрос № 2 (т.18)
- Вопрос № 3 (т.22)
- Вопрос № 4 (т.8)
- Билет №20 Вопрос № 1 (т.22)
- Вопрос № 2 (т.17)
- Вопрос № 3 (т.23)
- Вопрос № 4 (т.19)
- Билет № 21 Вопрос № 1 (т.24)
- Вопрос № 2 (т.14)
- Вопрос № 3 (т.16)
- Вопрос № 4 (т.15)
- Билет № 22 Вопрос № 1 (т.9)
- Вопрос № 2 (т.3)
- Вопрос № 3 (т.14)
- Вопрос № 4 (т.10)
- Билет № 23 Вопрос № 1 (т.18)
- Вопрос № 2 (т.7)
- Вопрос № 3 (т.9)
- Вопрос № 4 (т.12)
- Билет № 24 Вопрос № 1 (т.17)
- Вопрос № 2 (т.9)
- Вопрос № 3 (т.8)
- Вопрос № 4 (т.11)
- Билет № 25 Вопрос № 1 (т.21)
- Вопрос № 2 (т.8)
- Вопрос № 3 (т.3)
- Вопрос № 4 (т.20)
- Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студентов
- Краткая характеристика степени переутомления при умственном труде
- Общие закономерности изменения работоспособности студентов в учебном дне, семестре, учебном году
- Условия высокой продуктивности учебного труда студентов
- Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов в экзаменационный период
- Работоспособность студентов в условиях оздоровительно – спортивного лагеря
- Социально-биологические основы физической культуры
- Анатомно-морфологические особенности и основные физиологические функции организма
- Функциональные системы организма
- Костная система и ее функции
- Мышечная система
- Физиологические системы организма
- Сердечно-сосудистая система (ссс)
- Дыхательная система
- Система пищеварения и выделения
- Выделительная система
- Нервная система
- Рецепторы и анализаторы
- Эндокринная система
- Внешняя среда и ее воздействие на организм, и жизнедеятельность человека
- Функциональная активность человека и взаимосвязь физической и умственной деятельности
- Взаимосвязь физической и умственной деятельности
- Биологические ритмы и работоспособность
- Гипокинезия и гиподинамия
- Средства фк, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности
- Тема № 3
- История олимпийского движения
- Рождение всемирного праздника (начало)
- Игры древней Олимпии
- Закрытие и возрождение Олимпийских игр
- Зимние Олимпийские игры
- Олимпийская Хартия – конституция спортивного сообщества
- Олимпийская идея в знаках, символах, наградах
- Как проводятся олимпийские игры
- Что такое Олимпийское движение?
- Президенты мок
- Олимпийское движение в нашей стране
- Тема № 4 Физическая культура в общественной и профессиональной подготовке студентов. Цели и задачи предмета «Физическая культура»
- Нравственное воспитание
- Умственное воспитание
- Трудовое воспитание
- Эстетическое воспитание
- Основы здорового образа жизни Понятие «здоровье», его содержание и критерии
- Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни
- Необходимость активности личности в приобщении к здоровому образу жизни
- Содержание понятия «Здоровый образ жизни»
- Разумное чередование труда и отдыха Двигательная активность Важнейшим фактором восстановления работоспособности является соблюдение правильного режима, т.Е. Чередования периодов труда и отдыха.
- Рациональное питание
- Закаливающие процедуры
- Аутогенная тренировка в организации здорового образа жизни
- О привычках полезных и вредных
- Общая физическая, специальная и спортивная подготовка в системе физического воспитания
- Методические принципы физического воспитания
- Принцип сознательности и активности
- Принцип наглядности
- Принцип доступности и индивидуализации
- Принцип систематичности
- Принцип динамичности (постепенного повышения требований)
- Методы физического воспитания
- Основы обучения движениям Этапы обучения
- Формирование психических качеств, черт, свойств личности в процессе физического воспитания
- Спортивная тренировка
- Физическая подготовка занимающихся
- Спортивно-техническая и тактическая подготовка
- Зоны интенсивности тренировочных нагрузок по частоте сердечных сокращений
- Энергозатраты при физических нагрузках различной интенсивности
- Зоны мощности в спортивных упражнениях
- Значение мышечной релаксации
- Коррекция физического развития телосложения, двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта
- Физическое воспитание в вузах
- Организация занятий
- Общая и моторная плотность занятий
- Физические (двигательные) качества Средства и методы их развития
- Характеристика двигательных способностей
- Двигательные способности делятся на следующие виды: специальные, специфические и общие
- Понятие о двигательных способностях
- Сила как физическое качество Формы проявления силовых качеств Методы развития силы
- Средства развития силы
- Методы развития силовых способностей
- Метод развития силовой выносливости
- Основы развития скоростных способностей Понятие быстроты, формы ее проявления Методы развития быстроты
- Методы и средства скоростной подготовки
- Понятие о выносливости Виды и показатели выносливости Методика развития
- Методы развития выносливости
- Гибкость как физическое качество Развитие гибкости
- Понятие ловкости, ее виды
- Взаимосвязь между физическими качествами
- Личная и общественная гигиена
- История гигиены Возникновение и развитие санитарно- гигиенической культуры
- Влияние внешней среды на организм человека
- Физическая культура и гигиена Роль двигательной активности в сохранении здоровья
- Факторы, ослабляющие здоровье
- Роль физического воспитания в укреплении здоровья
- Влияние физического воспитания на организм
- О режиме дня
- Роль физического воспитания в улучшении внешности человека
- Гигиена сна
- Гигиена кожи
- Уход за ногтями
- Гигиена волос
- Уход за зубами и полостью рта
- Гигиенические требования к одежде
- Гигиенические требования к обуви
- Рациональное питание и гигиена
- Спорт, вредные привычки, гигиена
- Профилактика спортивного травматизма и гигиена
- Гигиенические требование к спортивным сооружениям
- Жизнь – это движение Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями Самоконтроль самостоятельных занятий
- Н.М. Сеченов
- К врачу за визой
- Общие сведения о самоконтроле
- Особенности самоконтроля при выполнении различных упражнений
- Запомни!
- Психическое здоровье
- Тема № 17 Теоретические основы рационального питания
- Здоровый образ жизни
- Физиология пищеварения
- Практические рекомендации по нормализации желудочно-кишечного тракта
- Нормализация работы желудочнокишечного тракта еще не все: нужно знать о качестве пищи употребляемой нами, и что с ней происходит в результате влияния различных факторов окружающей среды. Вода
- Обмен веществ и энергии
- Памятка студенту
- Потребности организма в белках (протеинах)
- Потребность организма в витаминах
- Вредные привычки и их влияние на организм человека
- Длительно и много курящие в 13 раз чаще заболевают стенокардией, в 12-инфарктом миокарда, в 10 раз - язвой желудка и в 30 раз раком легких
- Физиологические эффекты алкоголизма
- Алкоголь и материнство
- Объективные и субъективные признаки усталости, утомления и переутомления, их причины, профилактика и средства восстановления работоспособности Общие принципы
- Многие думают, что попадают во владение ортопедов, хирургов и хиропрактиков. А между тем, более 90 процентов спортивных травм можно вылечить самостоятельно.
- Криотерапия
- Прогревание
- Криокинетика
- Подъемы ног
- Гидротерапия
- Профессиональное лечение
- Диатермия
- Электростимуляция
- Ультразвук
- Другие виды помощи
- Основы оздоровительного дыхания
- Особенности внешнего дыхания (механизм вдоха и выдоха)
- Перенос газов кровью
- Влияние углекислого газа на организм человека
- Не дыхательные функции дыхательной системы
- Влияние движения на функции дыхания у человека
- Влияние дыхания на сердечно-сосудистую систему
- Влияние дыхания на цнс
- Использование дыхания в оздоровительных целях
- Заболевания органов дыхания и их предупреждения
- Это должен знать каждый! Невидимая угроза
- Гармоническое дыхание
- Почему нужно дышать через нос
- Влияние табачного дыма и алкоголя на органы дыхания
- Особенности кашлевого и чихательного рефлекса
- Цифры и факты
- Теоретические основы закаливания
- Медицинских отводов от закаливания нет, только острые лихорадочные заболевания. Глубоко ошибочно мнение, что закаливающие процедуры противопоказаны ослабленным людям.
- Принципы закаливания
- Солнечные ванны
- Воздушные ванны
- Закаливание водой
- Контрастный душ
- Народные формы закаливания
- Гигиенические требования при проведении занятий
- Заключение
- Методика коррекции зрения Уеренно и своевременно знимающийся
- Авиценна
- Упражнения для глаз
- Упражнения для самостоятельной тренировки
- Соляризация
- Дыхание
- Пальминг
- Свет и зрение
- Телевизоры, мониторы
- Ночное зрение
- Зрение и спорт
- Близорукость
- Физкультура при близорукости
- Специальные упражнения для наружных мышц глаз
- Физические упражнения для внутренних (цилиарных) мышц глаз
- Общеразвивающие упражнения, которые можно сочетать с движением глаз
- Упражнения для укрепления мышц шеи и спины
- Упражнения для укрепления передней брюшной стенки
- Физкультурная пауза
- Комплекс 1
- Комплекс 2
- Дыхательные упражнения
- Методика массажа и самомассажа мышц задней и боковой поверхности шеи
- Дальнозоркость
- Лечение дальнозоркости
- Теоретические основы массажа с самомассажа
- Физиологические особенности воздействия массажа на работу органов и систем организма
- Виды и варианты массажа
- Методика массажа и его основные приемы
- Приемы массажа
- Спорт и массаж
- Спортивный массаж
- Примерная продолжительность (мин.) общего тренировочного массажа в зависимости от массы тела спортсмена
- Аппаратный массаж
- Смазывающие средства
- Общие принципы и гигиенические основы проведения массажа
- Тема № 24 Профессионально-прикладная физическая подготовка (ппфп) Значение и задачи ппфп
- Средства и формы реализации ппфп
- Прикладная значимость некоторых физических упражнений и видов спорта
- Методика воспитания и сохранения ппфп
- Самостоятельная система ппфп
- Оздоровительная физическая культура
- Физическая тренировка – залог здоровья! Оздоровительная направленность – важнейший принцип системы физического воспитания
- Основы построения оздоровительной тренировки
- Характеристика средств специальной оздоровительной направленности
- Внимание!
- Ходьба на лыжах
- Плавание
- Прыжки со скакалкой
- Разновидности циклических упражнений оздоровительной физической культуры
- Характеристика других форм оздоровительных методик и систем
- Спортивные игры
- Быстрота и её измерение
- Исследование внимания
- Медицинские методы определения тренированности занимающихся оздоровительной физической культурой
- Самоконтроль занимающихся за состоянием своего организма
- Подводим итоги
- От авторов
- Литература